Большая Советская энциклопедия

    (Hēliódōros; гг. рождения и смерти неизвестны)

    греческий писатель 3 в. Автор романа «Эфиопская повесть» («Эфиопика»), повествующего о любви и приключениях эфиопской царевны Хариклии и фессалийского юноши Феагена. В Европе роман Г. известен с 1534 (1-е изд.); он послужил образцом для галантно-авантюрных романов 17—18 вв.

    Соч.: Les Ethiopiques (Théagène et Chariclée), t. 1—3, P., 1935—43; в рус. пер. — Эфиопика, вступ. ст. и коммент. А. Егунова, М., 1965.

    Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960, с. 268—71; Oeftering М., Heliodor und seine Bedeutung für die Literatur, B., 1901.

    Л. А. Фрейберг.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГЕЛИОДОР (3 или 4 в. н. э.) - древнегреческий писатель, автор "Эфиопики" - одного из главных образцов античного романа. Любовно-авантюрный сюжет соединял с религиозно-философскими мотивами. Повлиял на западноевропейскую "галантную" литературу 17-18 вв.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГЕЛИОДОР - минерал, прозрачная желтая разновидность берилла. Драгоценный камень 2-го класса.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    heliodor

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Энциклопедический словарь

    гелиодо́р

    минерал, прозрачная жёлтая разновидность берилла. Драгоценный камень 2-го класса.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Энциклопедический словарь

    Гелиодо́р

    (III или IV в. н. э.), древнегреческий писатель, автор «Эфиопики» — одного из главных образцов античного романа. Любовно-авантюрный сюжет соединял с религиозно-философскими мотивами. Повлиял на западноевропейскую «галантную» литературу XVII—XVIII вв.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Геологическая энциклопедия

    — м-л, желтая, прозрачная разнов. берилла, содер. немного Fe3+.

  13. Источник: Геологическая энциклопедия



  14. Реальный словарь классических древностей


    • Heliodōrus,

    Ήλιόδωρος,

    1. названный ο̉ περιηγητής, родом из Афин, составил описание акрополя в 15 книгах, потерянных за исключением немногих фрагментов. Он умер ок. 150 г. до Р. X.;

    2. родом из Сирии, ритор в Риме и секретарь императора Адриана, впоследствии наместник в Египте и отец отличного полководца Авидия Кассия, восставшего против Марка Аврелия. Не без вероятности полагают, что он одно и то же лицо с метриком Г., хотя другие принимают этого последнего за того rhetor Graecorum longe doctissimus, который в 37 г. провожал Горация из Рима в Арицию (Horat. Sat. 1, 5, 2; см. Bergh и Ritschi, Opusc. 1, 119);

    3. сын Феодосия из города Емесы в Сирии, жил ок. 400 г. от Р. X. и, говорят, был епископом Трикки в Фессалии. В молодости он написал Αι̉θιοπικά, любовный роман в 10 томах, первый в ряду сохранившихся греческих романов и представляющий наилучшее в этом роде относительно хода действия, выдержки характеров и нравственности содержания. Это рассказ о приключениях Хариклеи, дочери эфиопского царя Гидаспа, и фессалийца Феагена, которые оба, соединенные любовью и часто разлучаемые друг от друга, во всех опасностях смерти и соблазна сохраняют свое целомудрие, остаются верными друг другу и наконец награждаются за свою верность перед престолом эфиопского царя и у алтаря, на котором собирались принести Феагена в жертву. Изд. Koraes (1805, 2 т.), I. Bekker (1855) и в сборнике эротиков Herschig (1856).

  15. Источник: Реальный словарь классических древностей



  16. Dictionnaire technique russo-italien

    м. минер.

    eliodoro m

  17. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  18. Естествознание. Энциклопедический словарь

    минерал, прозрачная жёлтая разновидность берилла. Драгоценный камень 2-го класса.

  19. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  20. Античные писатели

    Гелиодор, Heliodoros, III (или IV) в. н. э., греческий романист. В заключении к своему роману Г. представляется читателю финикийцем, сыном Феодосия из Эмеза. Более точной информации о его жизни у нас нет. Повествование Г. включает 10 книг и носит название Эфиопская история о Теагене и Хариклее или — в краткой и чаще употребляемой форме — Эфиопика (Aithiopika). Роман этот занимает особое место в истории греческого романа. Подобно другим романистам, Г. поставил себе целью развлечь читателя, но превзошел своих предшественников талантом и оригинальностью. Поражает прежде всего невероятная виртуозность повествовательной техники. По примеру Гомера, он сразу вводит читателя в самый центр событий (in medias res), а о предшествующих событиях мы узнаем в ходе повествования из разговоров и признаний героев. Подобная композиция позволяет держать читателя в постоянном напряжении, и роман читается с неослабевающим интересом. Его поддерживают намеренно используемые автором задержки развития действия, непредсказуемые повороты сюжета, прерывание нити повествования на самом интересном месте, переплетение мотивов, образующее стройное единство. Сюжет романа Г. составляет история юной эфиопской царевны, брошенной своей матерью. Привезенная в Дельфы и воспитанная там греком Хариклом, Хариклея стала жрицей Артемиды. Увидев прекрасного Теагена, она полюбила его. Они вместе покинули храм и с египетским мудрецом Каласирисом поехали на родину Хариклеи. После многих приключений буря выбросила их на берег в Египте в устье Нила. Там они попали в руки местных разбойников, этой сценой и начинается роман. Далее мы видим их в окружении бандитов в болотах дельты, потом в Мемфисе, подвергающихся грозным опасностям; судьба то соединяет их, то снова разлучает, но в конце концов они прибывают в Эфиопию, где правят родители Хариклеи, Гидасп и Персина. Молодые люди, однако, появляются там как неизвестные странники. Узнавание происходит лишь тогда, когда, в соответствии с местным обычаем, они должны быть принесены в жертву богу Солнца. Им удается избежать смерти, родители радостно принимают вновь обретенную дочь и отдают ее в жены Теагену. А в своей стране отныне упраздняют кровавые жертвоприношения. В образе бога Солнца, воспринимаемого как универсальное божество и отождествляемого с Аполлоном, видно влияние Востока. В романе находит отражение и астрология того времени, вера в сны и магия. Невинность и безупречная нравственность главной героини в византийскую эпоху заставили говорить о дидактическом и морализаторском характере произведения и привели к аллегорическому его толкованию как борьбы разума со страстями и наклонностями с конечной победой первого. Г. обладал даром рассказчика, а его роман пользовался невероятным успехом в античном мире и в Европе нового времени. Он был излюбленным чтением византийцев, Скалигер, автор знаменитой Поэтики, ставил его выше Энеиды, его ценил Монтень, а Сервантес написал по образцу Эфиопики произведение Любовные страдания Персилии и Сигизмунда. Среди последователей Г. можно назвать также Кальдерона де ла Барка, Торквато Тассо, Мадлен де Скюдери. Сцены из романа Г. писал Рафаэль. Его цитировал Шекспир. Расин знал его наизусть. Множество подражаний роману Г. появилось во Франции и Германии.

  21. Источник: Античные писатели



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник:



  24. Большой Энциклопедический словарь

  25. Источник: