«Шишков Матвей Андреевич»

Шишков Матвей Андреевич в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Шишков Матвей Андреевич»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1831—1897) — живописец театральных декораций; получил художественное образование в Строгановском училище технического рисования в Москве и, определившись в 1849 г. на службу при местных театрах, специально изучал декорационную живопись под руководством Шеньяка. Вскоре он выдвинулся своим талантом из ряда товарищей и начал работать в качестве самостоятельного декоратора. Успев приготовить в Москве несколько хороших учеников, он был в 1857 г. переведен в СПб., где долго считался помощником А. Роллера, несмотря на то что уже с самого переселения своего из Москвы сочинял и писал декорации вполне самостоятельно. Первые произведения Ш., обратившие на него общее внимание, были декорации к драме графа А. Толстого "Смерть Иоанна Грозного" при постановке ее на Александринской сцене в 1866 г. Они поразили публику своей живописностью и свидетельствовали о том, что художник превосходно знает законы перспективы, обладает силой красок, умеет извлекать из них ласкающие взор эффекты и — что всего важнее — основательно изучил древнюю русскую архитектуру и вообще отечественную старину, которой остается верен во всех подробностях своих композиций. После того чуть ли не каждая новая пьеса, шедшая на русской драматической, оперной и балетной сценах Императорских петербургских театров, обставлялась декорациями Ш. Им были написаны декорации или ко всем актам, или к некоторым сценам опер: "Руслан и Людмила", "Жизнь за Царя", "Рогнеда", "Русалка", "Нижегородцы", "Псковитянка", " Снегурочка", "Фауст", "Лоэнгрин", "Юдифь", "Царица Савская" и др.; к драмам — "Борис Годунов" Пушкина (рисунки декораций к этой пьесе изданы в виде альбома собственноручных литографий Ш.), "Гроза", "Василиса Мелентьева", "Матери-соперницы", "Посадники", "Злоба дня"; к комедии "Фрол Скабеев"; к балетам — "Млада", "Конек-Горбунок", "Баядерка", "Дочь снегов", "Зарайя", "Пигмалион", "Талисман" и проч., и проч. Деятельность Ш., за которую он получил в 1869 г. от академии художеств звание академика, не ограничивалась его собственными трудами: в своей мастерской он руководил работами молодых, еще неопытных декораторов, и в 1876г. предложил академии безвозмездно преподавать декорационную живопись ученикам этого учреждения. Преподавание пошло так успешно, что, два года спустя, академия открыла у себя особый декорационный класс, вверив его управлению Ш. К сожалению, класс этот, доставивший русским театрам нескольких искусных декораторов, был упразднен в 1892 г., при вступлении в силу ныне действующего нового устава академии. В 1885 г., по случаю исполнившегося 85-летия службы Ш. искусству, академия возвела его в звание профессора.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Шишков Матвей Андреевич [1832, Москва, ‒ 15(27).6.1897, Сен-сюр-Мер, близ Тулона], русский театральный художник. Учился в Строгановском училище и у театрального декоратора Х. Шеньяна в Москве. С 1852 работал под руководством А. А. Роллера в Петербурге. Академик петербургской АХ (1869), профессор (1884). Ш. стремился внести в русское театрально-декорационное искусство историческую бытовую достоверность, которая, однако, зачастую оборачивалась излишним натурализмом, бутафорией. Лучшие произв. Ш. ‒ декорации к спектаклям «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (1867, Александрийский театр, совместно с В. Г. Шварцем и Г. Г. Гагариным), «Кузнец Вакула» Чайковского (1877, Мариинский театр, совместно с М. И. Бочаровым).

    Лит.: Сыркина Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX в. Очерки, М., 1956.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.