Большая Советская энциклопедия

    I

    Фо́фанов

    Аникита Федорович (г. рождения неизвестен, Псков, – после 1618, Москва), русский печатный мастер. Работал в Москве в 1606–18. Изготовил т. н. никитинский шрифт, интенсивно использовавшийся на протяжении всей 1-й половины 17 в. Первое известное издание Ф. – «Минея общая» (1609). В годы польской и шведской интервенции Ф. вывез свою «печатную избу» в Нижний Новгород. В 1613 здесь был напечатан т. н. Памятник нижегородской печати, повествующий о событиях начала 17 в., о «смутном времени». В 1615 в Москве напечатал «Псалтирь», в 1618 – «Октоих».

    Лит.: Киселев Н. П., Немировский Е. Л., Книгопечатание в Москве XVII в., в кн.: 400 лет русского книгопечатания, [т. 1], М., 1964.

    II

    Фо́фанов

    Константин Михайлович [18(30).5.1862, Петербург, – 17(30).5.1911, там же], русский поэт. Обучался в частных пансионах. Выступил в печати в 1881. Первый сборник – «Стихотворения» (1887). Наиболее полно поэтическое своеобразие Ф. выявлено в третьем сборнике – «Тени и тайны» (1892). Для поэзии Ф. характерно романтическое противопоставление идеала миру низкой действительности, в изображении которой обнаруживаются подчас реалистические тенденции; уход от трагичности реальной жизни был вызван у Ф. главным образом не эстетическими, а социальными побуждениями. Пассивность демократической позиции, декларативность, штампы, дилетантская неточность слова соседствовали у Ф. с искренностью, живописной выразительностью, тонким психологизмом. Импрессионистические приёмы в изображении города, внимание к больным состояниям души делали поэзию Ф. явлением переходным от традиционных форм к модернизму.

    Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Г. Цуриковой], М. – Л., 1962.

    Лит.: Венгеров С. А., Очерки по истории русской литературы, СПБ, 1907; Брюсов В,, Далекие и близкие, М., 1912; Тагер Е. Б., Возникновение модернизма, в кн.: Русская литература конца XIX – начала XX в., М., 1968.

    Ю. И. Шведова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ФОФАНОВ Константин Михайлович (1862 - 1911), русский поэт. Уход от обыденной действительности в мир фантазии, возвышенных чувств (сборник "Тени и тайны", 1892, "Стихотворения", 1896, "Иллюзии", 1900, поэма "Необыкновенный роман", 1910) сочетался с реалистическими мотивами (поэмы "Волки", 1889, "Весенняя поэма", 1892). Медитативная лирика.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Фо́фанов

    Константин Михайлович (1862, Санкт-Петербург – 1911, там же), русский поэт. Родился в купеческой семье. Два первых сборника с одинаковым названием «Стихотворения» (1887, 1889) были замечены читателями и критикой. Образность и поэтическая техника Фофанова во многом родственны эстетике складывавшегося в те годы в России символизма. Особенно близки Фофанову были К. Д. Бальмонт и В. Я. Брюсов. В кон. 19 – нач. 20 в. Фофанов публикует сборники стихотворений «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения» (5 ч., 1896), «Иллюзии» (1900), поэмы «Необыкновенный роман» и «После Голгофы» (обе – 1910). Герой Фофанова хочет уйти от суровой реальности в мир поэтических грёз и иллюзий:

    Не сами ль мы своим воображеньем

    Жизнь создаём, к бессмертию идя,

    И мир зовём волшебным сновиденьем

    Под музыку осеннего дождя!

    («Под музыку осеннего дождя!»)

    Музыкальность лирики Фофанова привлекала к ней многих композиторов: на его стихи создано большое количество песен и романсов. Социальные потрясения начала 20 в. (Русско-японская война, революция 1905) обращают Фофанова к злободневной проблематике. В последние годы жизни он пишет антиправительственные стихи, эпиграммы на царя, драму «Железное время». Однако обращение к несвойственной для него тематике не помогло Фофанову вернуть былую популярность. Постоянная нужда, склонность к алкоголизму стали причиной преждевременной смерти поэта. Сын Фофанова Константин Олимпов стал одним из основателей эгофутуризма, представители которого (в т. ч. Игорь Северянин) объявили Фофанова одним из своих литературных предшественников.

  5. Источник: Литературная энциклопедия