Габен (Gabin) Жан (настоящие имя и фамилия — Жан Алекси Монкорже, Moncorgé) (р. 17.5.1904, Мериель), французский киноактёр. Творческую деятельность начал в 1923, был эстрадным танцором, певцом в варьете и оперетте. Впервые снялся в кино в кинооперетте «Каждому может повезти» (1931). Получил известность в фильмах режиссёров М. Карне, Ж. Дювивье, Ж. Ренуара. Большое обаяние, душевная щедрость, мужество и доброта объединяли созданные им образы людей, часто преследуемых обществом, деклассированных, но всегда сохраняющих человеческое достоинство, высокое чувство товарищества: рабочий Жан («Дружная компания»), гангстер Пепе («Пепе ле Моко») (оба — 1936), солдат-дезертир Жан («Набережная туманов», 1938), рабочий Франсуа («День начинается», 1939). Лучшая работа 30-х гг. — Марешаль («Великая иллюзия», 1937). Роль Пьера («У стен Малапаги», 1949) как бы продолжила предвоенную тему творчества Г., но в 50—60-е гг. герои Г. меняются. Беспокойство и тоску по лучшей жизни прежних его героев сменила спокойная уверенность, мудрость приобретённого жизненного опыта, юмор и скептицизм. Среди ролей: машинист Раймон («Ночь — мое царство», 1951), Макс («Не троньте добычу», 1954), банкир Ноэль Шудлер («Сильные мира сего», 1958), рабочий Неве («Улица Прери», 1959), Брассак («Гром небесный», 1965) и др. Награждён французскими национальными премиями, а также премиями на международных кинофестивалях.
Лит.: Соловьева И., Шитова В., Жан Габен, М., 1967; Viazzi G., Jean Gabin, Mil., 1956.
Ж. Габен.
Габе́н Жан
(Gabin), настоящие имя и фамилия — Жан Алексис Монкорже (Moncorgé) (1904—1976), французский киноактёр. С 1923 выступал в музыкальных ревю и опереттах. В кино с 1930, был одной из самых ярких «звёзд» французского кино (фильмы «Великая иллюзия», «Набережная туманов», «У стен Малапаги», «Гром небесный», «Двое в городе» и др.). Создал и утвердил образ человека, верного своим представлениям о долге и справедливости, отстаивающего, часто ценой жизни, своё достоинство и независимость.
* * *
ГАБЕН ЖанГАБЕ́Н (Gabin) Жан (1904—76), французский киноактер. В кино с 1930. Принес на экран дух демократизма, слитый с волевым, действенным началом и уважением к человеческой личности. Снялся в фильмах: «Великая иллюзия», «Набережная туманов», «У стен Малапаги», «Сильные мира сего», «Гром небесный», «Двое в городе», «Кот» и др.
* * *
ГАБЕ́Н (Gabin) Жан (наст. имя Жан-Алексис Монкорже, Moncorge) (17 мая 1904, Мериель, департамент Валь д" Уаз — 15 ноября 1976, Нейи), французский актер театра и кино.
Свой путь в искусстве начал как парижский шансонье и опереточный комик. В кино дебютировал в фильме «Каждому может повезти» (1930). Однако лишь во второй половине 1930-х годов, снимаясь в картинах «поэтического реализма», Габен создал те классические образы, которые навечно обеспечили ему место в истории кино («Пепе ле Моко» Ж. Дювивье(см. ДЮВИВЬЕ Жюльен), 1936, «Великая иллюзия» Ж. Ренуара(см. РЕНУАР Жан), 1937, «Набережная туманов», 1938 и «День начинается», 1939, М. Карне(см. КАРНЕ Марсель)). В сущности, он играл в них один и тот же образ — человека из народа, сильного, цельного, молчаливого, в силу своего благородства и верности идеалам оказавшегося не в ладу с обществом. К началу войны Габен стал ведущим романтическим актером французского кино, поднимавшим обычную мелодраму почти до трагического уровня. Его герои несли в себе дух времени — тревогу и страх перед приближавшейся катастрофой, царившие во Франции в предвоенные годы. В 1942—44 снимался в Голливуде («Лунный прилив», «Самозванец»).
В послевоенной Франции актеру нужно было искать нового героя. В 1949 он появился еще в привычном образе в фильме Р. Клемана(см. КЛЕМАН Рене) «У стен Малапаги». Но в 1953 он блестяще сыграл отошедшего от дел пройдоху-гангстера в фильме Ж. Беккер(см. БЕККЕР Жак)а «Не тронь добычу», за что был удостоен премии Венецианского кинофестиваля(см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) (1954) за лучшую мужскую роль, а затем появился в новом образе: многоопытного, уверенного в себе мужчины, который сам вершит свою судьбу и неподвластен женским чарам («Сильные мира сего», 1955, «В случае несчастья», 1958, «Потерянные собаки без ошейников», 1955 и др.). У новых персонажей была и новая система ценностей: на смену идеализму и безрассудной храбрости пришли рассудочность и прагматизм.
В эти же годы им был сыгран и ряд комедийных ролей («Архимед-бродяга», 1959, «Старая гвардия», 1959, «Президент», 1961 и др.). В последнее десятилетие своей жизни Габен через мудрость и человечность своих героев не раз доказывал, что добродетель и борьба за справедливость всегда вознаграждаются («Героин», 1970, «Двое в городе», 1973, «Святой год», 1976). Пробыв на экране почти полвека и снявшись более чем в 80 фильмах, Габен остался в истории кино примером редкого сочетания подлинного искусства и коммерческого успеха.
(наст. имя и фам. Жан Алекси Монкорже; 1904–1976) – франц. актер. С 1923 выступал в муз. ревю и опереттах. В 1930 дебютировал в муз. кинокомедии «Каждому может повезти». Сним. в комич. и детективных лентах. Известность принесло участие в картинах «Мари Шапделен» (1934), «Знамя» (1935), «Дружная компания» (1936) и «Пепе ле Моко» (1937).
ГАБЕН (Gabin) Жан (17 мая 1904 — 15 ноября 1976), французский актер.
Начав трудовую жизнь в 14 лет, через пять лет уже выступал на сцене «Фоли-Бержер», затем в других мюзик-холлах и ревю, а в 1930 дебютировал в кино — в музыкальной комедии «Каждому может повезти» (Chacun Sa Chance).
Известность Габену принесла роль простого и мужественного героя фильма Ж. Дювивье «Мари Шапделен» (The Naked Heart/Maria Chapdelaine, 1934). В последующих лентах Дювивье актер развивает тип романтического героя, обреченного судьбой, но сохраняющего благородство, достоинство и непокорный дух в фильмах «Знамя», 1935; «Пепе ле Моко» (Pepe Le Moko, 1937). А в картине «Славная компания» (La Belle Equipe, 1936) персонаж Габена становится более заземленным, его «плебейский» демократизм отражает дух перемен, связанных с Народным Фронтом.
Наиболее полно талант актера раскрывается в фильмах Ж. Ренуара: «На дне» (Les Bas-Fonds, по мотивам пьесы М. Горького, 1936); «Великая иллюзия» (La Grande Illusion, 1937); «Человек-зверь» (La Bete Humaine, по Э. Золя, 1938). Воплощая жизнелюбие, здравый смысл и нравственную силу низов, персонажи ренуаровских фильмов раскрываются с глубиной и мощью, не известной до того кинематографу Запада. Однако в «Человеке-звере» герой Габена оказывается затравленной жертвой обстоятельств, за которыми просматривается уродство социальной системы. Исполнение двух ролей в лентах М. Карне «Набережная туманов» (Quai Des Brumes, 1938) и «День начинается» (Le Jour Se Leve, 1939) завершает эволюцию персонажей актера и становление габеновского «мифа». Тихий пафос безнадежного противостояния миру зла делает габеновского аутсайдера поистине величественной, несмотря на трагизм, фигурой, а ненавязчивая, внешне незаметная манера исполнения позволяет актеру передавать все психологические нюансы и эмоциональную динамику роли.
В годы войны Габен снимается лишь в двух голливудских незначительных фильмах и возвращается на родину. Обращение к «прежнему» Габену приносит успех драме Р. Клемана «По ту сторону решетки»/«У стен Малапаги» (Au-Delr Des Grilles/Le Mure Di Malapurga, 1949), но понемногу актер переходит на возрастные роли. Его новые персонажи — по-прежнему сильные духом, человечные и готовые к борьбе с несправедливостью — чаще всего уже завоевали свое место под солнцем и защищают «устои» в фильме «Сильные мира сего» (Les Grandes Familles, 1958), хотя Габен позволяет себе сниматься и в мелодрамах «Случай доктора Лорана» (Le Cas Du Dr. Laurent, 1957), и в экранизациях классики «Отверженные» (Les Miserables, 1958), и особенно успешно в криминальных картинах: «Мелодия из подвала», (Melodie En Sous-Sol, 1963); «Сицилийский клан» (Le Clan Des Siciliens, 1969); «Двое в городе» (Deux Hommes Dans La Ville, 1973). «Поздний» Габен сыграл в великом множестве разнообразных фильмов, но его имидж будет всегда связан с простыми и великодушными парнями предвоенных лент.
Владимир Утилов
1930 Каждому может повезти / Chacun Sa Chance
1930 Mephisto
1931 Paris-Beguin
1933 Adieux Les Beaux Jours
1934 Мари Шапделен / The Naked Heart / Maria Chapdelaine
1934 Zou Zou
1935 La Bandera
1935 Golgotha
1936 Les Bas-Fonds
1936 Славная компания / La Belle Equipe
1937 Великая иллюзия (см. ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ)
1937 Gueule D"Amour
1937 Пепе Ле Моко / Pepe Le Moko
1938 La Bete Humaine
1938 Набережная туманов (см. НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ)
1939 День начинается / Le Jour Se Leve
1941 Stormy Waters / Remorques
1942 Moontide
1944 The Impostor / Strange Confession
1946 Martin Roumagnac
1949 У стен Малапаги / Au-Delr Des Grilles / Le Mure Di Malapurga
1951 La Marie Du Port
1951 Le Plaisir
1951 La Nuit Est Mon Royaume
1952 La Minute De Verite
1953 Touchez Pas Au Grisbi
1954 Le Port De Desir
1954 Воздух Парижа / L"Air De Paris
1955 Французский кан-кан / French Can Can
1955 Бензоколонка / Gas-Oil
1955 Наполеон / Napoleon
1956 Через Париж / La Traversee De Paris
1957 Время убийц / Le Temps Des Assassins
1957 Razzia Sur La Chnouf / Razzia
1957 Случай доктора Лорана / Le Cas Du Dr. Laurent
1958 Crime Et Chatiment
1958 Maigret Tend Un Picge
1958 В случае несчастья / En Cas De Malheur
1958 Les Miserables
1958 Le Desordre Et La Nuit
1958 Сильные мира сего / Les Grandes Familles
1959 Archimede Le Clochard
1959 Rue De Paris / Rue De Prairies
1959 Le Rouge Est Mis
1960 Le Baron De L"Ecluse
1961 Le Cave Se Rebiffe
1961 Le President
1962 Un Singe En Hiver
1963 Мелодия подвала / Melodie En Sous-Sol
1964 Неблагоприятный ворзаст / L"Age Ingrat
1964 Monsieur
1967 Le Soleil Des Voyous
1967 Du Rififi R Paname
1969 Сицилийский клан / Le Clan Des Siciliens (см. СИЦИЛИЙСКИЙ КЛАН)
1971 Кот / Le Chat (см. КОТ (Франция-Италия))
1971 Le Drapeau Noir Flotte Sur La Marmite
1971 Убийца / Le Tueur
1972 L"Affaire Dominici
1973 Двое в городе / Deux Hommes Dans La Ville
1974 Le Testament
1976 Святой год (см. СВЯТОЙ ГОД) / L"Annee Sainte