Большая Советская энциклопедия

    Крючков Николай Афанасьевич [р. 24.12.1910 (6.1.1911), Москва], русский советский актёр, народный артист СССР (1965). Член КПСС с 1953. Выступал в самодеятельности, в 1928 вступил в труппу Московского ТРАМа, учился у Н. П. Хмелёва, И. Я. Судакова, И. А. Савченко и др. Первая роль в кино сапожник Сенька («Окраина», 1933). В 3040-е гг. создал ряд образов современников, обаятельных, жизнерадостных, беззаветно преданных Родине: Андрей Сазонов («Комсомольск»), комендант погранзаставы Тарасов («На границе», оба в 1938), Клим Ярко («Трактористы», 1939), Сергей Луконин («Парень из нашего города», 1942, по пьесе Симонова), лейтенант Сергей Горлов («Фронт», 1943, по пьесе Корнейчука) и др. Играл роли революционеров-подпольщиков, красногвардейцев, советских партизан в фильмах «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940), «Сорок первый» (1956) и др. В ролях Королькова («Дело Румянцева», 1956), Афанасия Матвеевича («Дядюшкин сон», 1967, по Достоевскому) К. проявил незаурядное комедийное мастерство. В 5060-е гг. сыграл ряд драматических ролей, отличающихся раскрытием сложного духовного мира персонажей, в фильмах «Жестокость» (1959, по Нилину, Начальник уголовного розыска), «Суд» (1962, по Тендрякову, Тетерин), «Заблудший» (1966, главная роль). В 1969 исполнил роль полковника Захарова в фильме «Далеко на Западе». Государственная премия СССР (1941). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Парфенов Л., Якубович-Ясный О., Народный артист РСФСР Н. А. Крючков, М., 1951.

    Л. А. Парфенов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич (1910/11-93) - российский киноактер, народный артист СССР (1965), Герой Социалистического Труда (1980). Снимался в фильмах: "Окраина", "Трактористы", "Парень из нашего города", "Суд", "Особо важное задание" и др. Государственная премия СССР (1941).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Крючко́в Николай Афанасьевич

    (1910—1994), киноактёр, народный артист СССР (1965), Герой Социалистического Труда (1980). Снимался в героических и лирических ролях в фильмах: «Окраина», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход», «Суд», «Особо важное задание» и др. Государственная премия СССР (1941).

    * * *

    КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич

    КРЮЧКО́В Николай Афанасьевич (1911—93), российский киноактер, народный артист СССР (1965), Герой Социалистического Труда (1980). Снимался в фильмах: «Окраина» (1933), «Трактористы» (1939), «Парень из нашего города» (1942), «Суд» (1942), «Особо важное задание» (1979) и др. Государственная премия СССР (1941). Премия «Ника-90» в номинации «Честь и достоинство».

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич (06 января 1911, Москва — 13 апреля 1994, там же), российский актер; народный артист СССР (1965); Герой социалистического труда (1980); лауреат Государственной премии СССР (1941 — за исполнение роли Клима Ярко в фильме «Трактористы»);

    Учился актерскому мастерству при Московском центральном ТРАМе. До 1930 года работал на фабрике «Трехгорной мануфактуры» гравером-накатчиком. С 1931 — актер ТРАМа. В кино — с 1933 года, первая роль — Сенька в фильме Бориса Барнета «Окраина». В 1934—1936 — актер киностудии Межрабпомфильм (ныне — к/ст имени М.Горького), затем — Театра-студии киноактера. Один из самых снимаемых актеров советского кино.

    Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролеры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шел 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролерам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев — Борису Андрееву, Марку Бернесу, Петру Алейникову и Борису Чиркову — Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нем без остатка. Время, а не режиссеры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени.

    Режиссеры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссеров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» (1933) и «У самого синего моря» (1935). Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа (Театра рабочей молодежи), недавнем рабочем с Трехгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 30—40-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтеров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет иметь все, требующиеся от героя этих лет, и проделает все так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Гхан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те качества, которые в народе исторгают восхищение: «Ну, артист!»

    Все это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму умений, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. Однако эти же качества обращаются против Крючкова во второй половине сороковых годов: он не достаточно монументален для героев Большого стиля. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной и жестко разруганной критиками комедии «Небесный тихоход» Крючков уходит в тень, а наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Э. Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина. Когда же в 50-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но героем современности быть перестал. Отныне — он герой прошлых эпох: исторического прошлого России («Максимка», «Море студеное»), гражданской войны («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). И в фильмах о современности на протяжении 50—80-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Во всех этих картинах Крючков соотносится со своим экранным прошлым, но никак не с судьбой реального прототипа зрителя.

    Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Соотнесение же с реальностью для его героя катастрофично, что продемонстрировали лучшие его работы 30-летия — прежде всего в фильмах В. Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» И. Хейфица, в телефильме С. Туманова «Гнезда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Г. Данелии. В них герой Крючкова — человек, растерявшийся перед проблемами живой реальности. Тут-то и обнаружилось, что Крючков был не столько героем, сколько символом времени, настаивавшего на своем героическом характере, так что у персонажа не оставалось никакого выбора. Поэтому героизм этого персонажа оказался откровенно условным.

    Проблема выбора повергает его в ужас и растерянность, он инстинктивно стремится переложить его на оказавшихся рядом. Любовь кинематографа к Крючкову, позволившая ему до последних дней оставаться в памяти у зрителей и кинематографистов, уже с 50-х годов была любовью ностальгической, тоской по времени, освободившему (или пытавшемуся освободить) человека от бремени личного выбора.

    1932 ГОРИЗОНТ (см. ГОРИЗОНТ (1932)) актер

    1933 ОКРАИНА (см. ОКРАИНА (1933)) актер

    1933 ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ актер

    1935 ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ актер

    1935 У САМОГО СИНЕГО МОРЯ актер

    1937 ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА актер

    1937 ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ («Падение Кимас-озера», «Поход Антикайнена») актер

    1938 ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА актер

    1938 КОМСОМОЛЬСК актер

    1938 НА ГРАНИЦЕ актер

    1938 ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ актер

    1939 НОЧЬ В СЕНТЯБРЕ актер

    1939 СТАНИЦА ДАЛЬНЯЯ актер

    1939 ТРАКТОРИСТЫ актер

    1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА актер

    1940 БРАТ ГЕРОЯ актер

    1940 САЛАВАТ ЮЛАЕВ актер

    1940 ЯКОВ СВЕРДЛОВ актер

    1941 БОЕВАЯ ПЕСНЯ О СЛАВЕ РУССКОГО ОРУЖИЯ (новелла в киноальманахе БКС N6) читает текст, вокал

    1941 В ТЫЛУ ВРАГА актер

    1941 НА ПУТЯХ актер

    1941 СВИНАРКА И ПАСТУХ актер

    1942 АНТОША РЫБКИН (см. АНТОША РЫБКИН (1942)) актер

    1942 КОТОВСКИЙ актер

    1942 ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА актер

    1943 ВО ИМЯ РОДИНЫ («Русские люди») актер

    1943 ФРОНТ (см. ФРОНТ (1943)) актер

    1944 МАЛАХОВ КУРГАН (сцены обороны Севастополя 1941—1942 гг.) актер

    1945 НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД актер

    1947 СВЕТ НАД РОССИЕЙ актер

    1948 ТРИ ВСТРЕЧИ актер

    1949 ЗВЕЗДА (см. ЗВЕЗДА (1949)) актер

    1949 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА актер

    1949 СЧАСТЛИВЫЙ РЕЙС («Машина 22—12») актер

    1950 ОГНИ БАКУ актер

    1950 ЩЕДРОЕ ЛЕТО актер

    1951 СПОРТИВНАЯ ЧЕСТЬ актер

    1952 МАКСИМКА актер

    1952 САДКО актер

    1954 «БОГАТЫРЬ» ИДЕТ В МАРТО (см. БОГАТЫРЬ ИДЕТ В МАРТО) актер, вокал

    1954 МОРЕ СТУДЕНОЕ актер

    1954 ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ актер

    1954 ТРЕВОЖНАЯ МОЛОДОСТЬ актер

    1955 ДЕЛО РУМЯНЦЕВА актер

    1956 БЕССМЕРТНЫЙ ГАРНИЗОН актер

    1956 ПОЭТ (см. ПОЭТ (1956)) актер

    1956 СОРОК ПЕРВЫЙ (см. СОРОК ПЕРВЫЙ (1956)) актер

    1957 ВСЕГО ДОРОЖЕ актер

    1957 ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ актер

    1957 УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ актер

    1958 МАТРОС С «КОМЕТЫ» (см. МАТРОС С КОМЕТЫ) актер

    1958 НАД ТИССОЙ актер

    1958 ЮНОСТЬ НАШИХ ОТЦОВ актер

    1959 БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ актер

    1959 ЖЕСТОКОСТЬ актер

    1959 МАЙСКИЕ ЗВЕЗДЫ актер

    1960 ДОМОЙ (см. ДОМОЙ (1960)) актер

    1960 ЯША ТОПОРКОВ актер

    1961 АЛЕНКА актер

    1961 ГОДЫ ДЕВИЧЬИ актер

    1961 ИДУ К ВАМ актер

    1961 МУЗЫКА ВЕРДИ актер

    1961 СЕРДЦЕ НЕ ПРОЩАЕТ актер

    1962 ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА актер

    1962 КАПРОНОВЫЕ СЕТИ актер

    1962 ОСТРОВ ОЛЬХОВЫЙ актер

    1962 СУД (см. СУД (1962)) актер

    1963 БОЛЬШОЙ ФИТИЛЬ актер

    1963 ДЕНЬ СЧАСТЬЯ актер

    1964 ВЕСЕННИЕ ХЛОПОТЫ актер

    1964 ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ актер

    1964 ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (см. ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (1964)) актер

    1964 ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ актер

    1964 КАКОЕ ОНО, МОРЕ? актер

    1964 КО МНЕ, МУХТАР! актер

    1964 Я — «БЕРЕЗА» (см. Я — БЕРЕЗА) актер

    1965 КОМЭСК актер

    1966 ДЯДЮШКИН СОН (см. ДЯДЮШКИН СОН (1966)) актер

    1966 ЗАБЛУДШИЙ (тв: «Гнезда») актер

    1966 НЕТ И ДА актер

    1966 ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ актер

    1967 ДОКТОР ВЕРА актер

    1968 ДАЛЕКО НА ЗАПАДЕ актер

    1968 ДЕНЬ АНГЕЛА (см. ДЕНЬ АНГЕЛА (1968)) актер

    1968 СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА актер

    1969 ЗОЛОТО (см. ЗОЛОТО (1969)) актер

    1970 МОРСКОЙ ХАРАКТЕР актер

    1971 БОЛЬШИЕ ПЕРЕГОНЫ актер

    1971 ТЕЛЕГРАММА (см. ТЕЛЕГРАММА (1971)) актер

    1972 АДРЕС ВАШЕГО ДОМА актер

    1975 ГОРОЖАНЕ актер

    1975 КОГДА НАСТУПАЕТ СЕНТЯБРЬ актер

    1976 72 ГРАДУСА НИЖЕ НУЛЯ (см. СЕМЬДЕСЯТ ДВА ГРАДУСА НИЖЕ НУЛЯ) актер

    1977 ТЫ ИНОГДА ВСПОМИНАЙ актер

    1978 БАРХАТНЫЙ СЕЗОН актер

    1978 МОЙ ДРУГ ДЯДЯ ВАНЯ актер

    1979 ОСЕННИЙ МАРАФОН (Печальная комедия) актер

    1980 ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ актер

    1981 ЦЫГАНСКОЕ СЧАСТЬЕ актер

    1983 ДАМСКОЕ ТАНГО актер

    1985 БИТВА ЗА МОСКВУ актер

    1986 ВЕРУЮ В ЛЮБОВЬ актер

    1986 ДОСЬЕ ЧЕЛОВЕКА В «МЕРСЕДЕСЕ» актер

    1987 ВСПОМНИМ, ТОВАРИЩ! актер

    1987 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА актер

    1989 СТАЛИНГРАД актер

    1991 ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ актер

    1993 АНГЕЛЫ СМЕРТИ актер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: