Большая Советская энциклопедия

    Нежданова Антонина Васильевна [4(16).6.1873, с. Кривая Балка, ныне Саратского района Одесской области, ‒ 26.6.1950, Москва], русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н. ‒ сельские учителя. С 7 лет Н. пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах. В 1899‒1902 училась в Московской консерватории (класс У. Мазетти); по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды («Иван Сусанин» Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии: Джильда, Людмила («Риголетто» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, 1902), Розина («Севильский цирюльник» Россини, 1903), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица («Снегурочка», 1907, «Сказка о царе Салтане», 1909, Римского-Корсакова), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд-Опера»). В том же году исполнила партию Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). Постоянным партнёром Н. был Л. В. Собинов. Их дуэты ‒ образец совершеннейших по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики. Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением партий Н. пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её художественной палитре ‒ русская распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, позднее с Н. С. Головановым) входили произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, русские народные песни, романсы. В советское время Н. участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Страницы жизни. Отрывки из воспоминаний, «Музыкальная жизнь», 1960, № 12.

    Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967; Поляновский Г., А. В. Нежданова, М., 1970.

    Г. А. Поляновский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873-1950) - российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет). Среди партий: Антонида ("Иван Сусанин" М. И. Глинки), Марфа, Волхова ("Царская невеста", "Садко" Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера). Много концертировала. Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Нежда́нова Антонина Васильевна

    (1873—1950), певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Среди партий: Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Марфа, Волхова («Царская невеста», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера). Много концертировала. Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).

    * * *

    НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна

    НЕЖДА́НОВА Антонина Васильевна (1873—1950), российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы.Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).

    С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Среди партий: Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Марфа, Волхова («Царская невеста», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера). Много концертировала.

    * * *

    НЕЖДА́НОВА Антонина Васильевна [4 (17) июня 1873, с. Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва), русская певица (сопрано). Заслуженная артистка императорских театров (1912). Народная артистка СССР (1936). Герой Труда (1925). Государственная премия СССР (1943).

    Годы учебы

    Первым ее учителем музыки был отец. Нежданова пела в хоре начального училища в с. Кривая Балка (1880). В 1890 окончила вторую городскую гимназию в Одессе, в 1891 — дополнительный класс гимназии, получив звание домашней учительницы русского и немецкого языков. В том же году Нежданова поступила учительницей в Одесское городское девичье училище. Выступала в Одессе на музыкальных вечерах военного собрания (1891—92), в концертах Литературно-артистического и Славянского благородного обществ (1899).

    В 1899 поступила в Московскую консерваторию (класс профессора У. М. Мазетти). В 1902 окончила консерваторию с малой золотой медалью.

    В Большом театре

    В 1900 еще студенткой дебютировала на сцене Большого театра(см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), исполнив партию Миссис Форд в спектакле Московской консерватории «Виндзорские насмешницы» О. Николаи(см. НИКОЛАИ Отто).

    В 1902—48 стала солисткой Большого театра. Дебютировала в партии Антониды в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Участвовала в первых постановках на сцене Большого театра опер «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (Парася, 1925) и «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (Нинетта, 1927). Прославилась в партиях: Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), Марфы («Царская невеста»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Снегурочки в операх Н. А. Римского-Корсакова, Эльзы («Лоэнгрин») и Герхильды («Валькирия») в операх Р. Вагнера, Виолетты («Травиата») и Джильды («Риголетто») в операх Дж. Верди и др.

    Выступления за рубежом

    Впервые выступила за границей в 1901 в Италии. В 1902 была приглашена в Кремону (Италия) на партию Джильды. В 1906—1907 выступала в Париже (концерты русской музыки С. П. Дягилева(см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович)), Лондоне, США. Имела ангажементы в театрах «Гранд-Опера(см. ГРАНД-ОПЕРА)» (Париж), «Ковент-Гарден(см. КОВЕНТ-ГАРДЕН)» (Лондон), в опере Монте-Карло, Чикаго и др. Одно из самых ярких выступлений — в партии Джильды в опере Верди «Риголетто» (Париж, 1913). Выступления в Лондоне, Франции, Италии, Швейцарии (1914). Концертное турне по Латвии, Литве, Эстонии, Германии, Польше, Чехословакии (1922).

    Неоднократно выступала на сценах Мариинского театра(см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) (1908, 1911, 1915 и др.) и Народного дома (1915 и др.) в Санкт-Петербурге.

    Особенности голоса и исполнительской манеры

    Великая русская певица 20 в. Обладательница сильного лирико-колоратурного сопрано чистого, ясного тембра, сохранявшего свежесть звучания несколько десятилетий. Исполнительскую манеру певицы отличали безупречная природная музыкальность и великолепная школа, подарившая ей виртуозное владение вокальной техникой и чеканную дикцию. Ее голос поражал многокрасочностью, психологическими оттенками, большим внутренним содержанием. Особенно удавался певице русский репертуар. Ее искусство было истинно национальным, сочетавшим простоту, естественность исполнения с исключительной выразительностью.

    Концертная деятельность

    Имела грандиозный концертный репертуар, включавший произведения старинной музыки, русской и зарубежной классики, сочинения современных композиторов, романсы, народные песни и др. В 1908 впервые в Москве исполнила Шотландские песни Л. ван Бетховена в симфоническом концерте. Неоднократно в концертах ей аккомпанировали композиторы С. И. Танеев(см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович) и С. С. Рахманинов(см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич), а также дирижер Н. С. Голованов(см. ГОЛОВАНОВ Николай Семенович), ее муж. В 1912 выступала с программами старинной камерной музыки с известной польской клавесинисткой Вандой Ландовской(см. ЛАНДОВСКА Ванда). Участвовала в «Исторических концертах» С. Н. Василенко(см. ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович), пропагандировавших лучшие музыкальные произведения среди широких слоев населения. В романсовом творчестве ее главными пристрастиями были Глинка, Чайковский и Рахманинов, который написал специально для Неждановой свой «Вокализ» и посвятил ей.

    Нежданова — один из лучших интерпретаторов вокальной лирики А. Л. Гурилева(см. ГУРИЛЕВ Александр Львович), М. А. Балакирева(см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич), А. Е. Варламова(см. ВАРЛАМОВ Александр Егорович), А. А. Алябьева(см. АЛЯБЬЕВ Александр Александрович). Объездила с концертами всю Россию, имела большой успех как камерная певица за границей. Принимала участие в первых радиоконцертах.

    Общественная и благотворительная деятельность

    Вела обширную общественную деятельность. Студенткой консерватории участвовала в концертах в пользу нуждающихся студентов, голодающих Казанской губернии, студентов Московского университета, инвалидов, Убежища для престарелых артистов и др. В годы Первой мировой войны не раз давала благотворительные концерты в пользу раненых, вдов, сирот.

    После 1917 была неизменным участником благотворительных и шефских концертов (в пользу Общества охраны материнства и младенчества; в пользу беспризорных детей и др.). Член Художественно-политического совета Большого театра (1927). В годы Великой Отечественной войны неоднократно выступала с концертами в госпиталях.

    Нежданова — выдающийся педагог-вокалист. Уже в 1919, после смерти профессора Мазетти, по просьбе руководства Московской консерватории довела до выпуска его класс. В 1936 начала преподавать в Оперной студии Большого театра и в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского. С 1943 преподавала на кафедре сольного пения Московской консерватории, профессор, доктор искусствоведения (1944).

    Похоронена на Новодевичьем кладбище, в Москве.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    НЕЖД́́АНОВА Антонина Васильевна (1873—1950), сов. певица (лирико-колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы. Н. исполняла мн. романсы на слова Л.: «Песнь рыбки» и «Я видал иногда» А. С. Аренского, «Морская царевна» А. П. Бородина, романс Нины из музыки А. К. Глазунова к драме «Маскарад», «Сон» и романс Тамары из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Колыбельная» А. Т. Гречанинова, «Казачья колыбельная», «Она поет — и звуки тают» и «Они любили друг друга» Н. Я. Мясковского. Тема неотразимо влекущей, но недосягаемой мечты привлекала Н. в романсах М. А. Балакирева «Из-под таинственной холодной полумаски», «Песнь рыбки» из поэмы «Мцыри» и «Слышу ли голос твой». До высокого трагического пафоса поднималась Н. в исполнении романсов А. С. Даргомыжского «Мне грустно» и «Тучки небесные».Лит.: Львов М. Л., А. В. Нежданова, М., 1952; Арии, романсы и песни из репертуара А. В. Неждановой, М., 1966; А. В. Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967, с. 251—252; Поляновский Г., А. В. Нежданова, 2 изд., М., 1976.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: