Судно на подводных крыльях в словарях и энциклопедиях
судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2-й половины 20 в. Теоретические основы движения С. на п. к. разработаны советскими учёными М. В. Келдышем, М. А. Лаврентьевым, Н. Е. Кочиным, А. И. Владимировым и др.
Неподвижное С. на п. к. удерживается на воде силами плавучести (водоизмещающее положение). При достижении судном определённой скорости корпус его поднимается над водой (выход на крылья). Это уменьшает поверхность соприкосновения судна с водой (в воде находятся лишь крылья, их стойки, рули, гребные валы и винты), сопротивление воды движению снижается и при одинаковых удельных энергозатратах С. на п. к. удаётся развить более высокую скорость по сравнению с водоизмещающими или глиссирующими судами (см.Глиссер). Устойчивое движение С. на п. к. после выхода на крылья, а также продольная и поперечная остойчивость достигаются автоматическим изменением площади или глубины погружения крыльев (неподвижные крылья) либо угла атаки крыльев (управляемые крылья). С. на п. к. с неподвижными мало-погруженными крыльями (не пересекающими поверхность воды) применяются главным образом на реках, в условиях морского волнения более выгодны пересекающие поверхность воды глубоко погруженные дугообразные или V-образные крылья. Всё большее распространение на море находят С. на п. к. с управляемыми крыльями, снабженные устройством слежения за профилем встречных волн для автоматического регулирования угла атаки крыльев.
С. на п. к. используются для перевозки пассажиров и небольших срочных грузов, в военных (торпедные и ракетные катера) и служебных целях (охранные и посыльные суда). Корпус С. на п. к. обычно изготавливают из лёгких сплавов, крылья — из нержавеющей стали; энергетические установки — двигатели внутреннего сгорания, газовые турбины; движитель — гребной винт. С. на п. к. достигает скорости 80—100 км/ч и более. Обычное оборудование пассажирских помещений С. на п. к. — мягкие кресла авиационного типа.
Первое в СССР С. на п. к. типа «Ракета» на 66 мест было построено в 1957; судостроительной промышленностью СССР сооружаются (1976) как речные, так и морские С. на п. к., рассчитанные на 150—250 пассажиров.
Лит.: Муругов В. С., Яременко О. В., Морские суда на подводных крыльях, М., 1962; Зайцев Н. А., Маскалик А. И., Отечественные суда на подводных крыльях, 2 изд., Л., 1967.
Э. Г. Логвинович.
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ - судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъемной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на судно на подводных крыльях выдан в России в 1891. Применяются с сер. 20 в. для перевозки пассажиров (до 300 чел.) и небольших срочных грузов, в ВМФ. Скорость 80-100 км/ч.
hydrofoil
судно на подводных крыльяхTragflügelboot
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, катер или корабль, корпус которого при быстром движении приподнимается над водой за счет наличия опор - крыльев, погруженных в воду. Обычно такие суда снабжаются газотурбинными двигателями, которые приводят в действие винты или водяные реактивные установки.
су́дно на подво́дных кры́льях
судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погружёнными в воду крыльями. Патент на судно на подводных крыльях выдан в России в 1891. Применяются с середины XX в. для перевозки пассажиров (до 300 человек) и небольших срочных грузов, в ВМФ. Скорость 80—100 км/ч.
* * *
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХСУ́ДНО НА ПОДВО́ДНЫХ КРЫ́ЛЬЯХ, судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъемной силы, создаваемой погруженнːܐؠв воду крыльями. Патент на судно на подводных крыльях выдан в России в 1891. Применяются с сер. 20 в. для перевозки пассажиров (до 300 чел.) и небольших срочных грузов, в ВМФ. Скорость 80—100 км/ч.
(СПК) - судно с крыльями под днищем, на к-рых при движении возникает подъёмная сила, вызывающая всплытие корпуса над водой. В СПК сопротивление воды движению резко уменьшено, что позволяет достигать высоких скоростей хода без больших затрат энергии. Скорость пасс. СПК 60 - 100 км/ч. См. рис.
Судно на подводных крыльях: 1 - корпус; 2 - стойки; 3 - подводные крылья; 4 - ватерлиния на ходу судна; 5 - ватерлиния на стоянке судна
Речное пассажирское судно на подводных крыльях "Метеор"
К ст. Судно на подводных крыльях. Морской газотурбоход "Тайфун">>
К ст. Судно на подводных крыльях. Морской теплоход "Вихрь" на 260 пассажиров, эксплуатирующийся на прибрежных черноморских линиях
hydrofoil ship
aliscafo m
судно́ на підво́дних кри́лах
судно́ на підво́дних кри́лах
судно на подводных крыльях - судно, корпус которого при движении полностью или частично поддерживается над водой гидродинамическими силами, возникающими на погруженных в воду крыльях;
Источник: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (вместе с "ТР ТС 026/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности маломерных судов")
Большой Энциклопедический словарь. 2000.