Большая Советская энциклопедия

    Бомонт (Beaumont) Фрэнсис (около 1584, Грейс-Дьё, — 6.3.1616, Лондон), английский драматург. Сын дворянина-судьи. Учился в юридической школе. Большинство пьес Б. созданы совместно с Дж. Флетчером. Их творчество несёт печать духовного кризиса, пережитого гуманистами, когда они убедились в неосуществимости своих идеалов. В их комедии «Рыцарь пламенеющего пестика» (около 1607, рус. пер. 1959) высмеиваются некоторые образы и ситуации современного им английского театра. Б. — автор комедии «Женоненавистник» (1607), пьесы «Маска для джентльменов Грейз-инна и Иннертемпла» (1613), посвященной Ф. Бэкону. Драмы 1619—21 «Король и не король», «Трагедия девушки», «Тиерри и Теодорет» написаны в духе «кровавой трагедии» того времени. В жанре трагикомедии написана пьеса «Филастр» (1620).

    Соч.: Works, v. 1—10, Camb., 1905—12; в рус. пер. — Филастр, в сборнике: Современники Шекспира, т. 2, М., 1959.

    Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М.—Л., 1945; Appleton W. W., Beaumont and Fletcher, a critical study, L., [1956]; Fletcher J., Beaumont and Fletcher, [L., 1967] (библ. с. 50—60).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Beaumont, Francis)

    ФРЭНСИС БОМОНТ

    ФРЭНСИС БОМОНТ

    (ок. 1584-1616), английский поэт и драматург. Сын гражданского судьи при монастыре Грейс Дье в Лестершире, Бомонт в 1597 был зачислен в оксфордский колледж Броудгейтс-Холл (ныне Пембрук-колледж), а с 1600 изучал право в Лондоне, в "Иннер Темпл". Первым его произведением считается поэма Салмакида и Гермафродит (Salmacis and Hermaphroditus), опубликованная анонимно в 1602. К моменту издания Женоненавистника (The Woman Hater, 1607) Бомонт был уже известен как драматург. Эта пьеса, написанная, по-видимому, в 1606, в основном принадлежит ему, хотя в ней чувствуется и рука Д.Флетчера; таким образом, знаменитое впоследствии сотрудничество Бомонта и Флетчера началось уже тогда. Однако над следующей пьесой - Рыцарь Пламенеющего Пестика (The Knight of the Burning Pestle, ок. 1607), блестящей сатирой на литературные вкусы лондонского общества, Бомонт работал вполне самостоятельно. Большинство последующих пьес Бомонта написаны в соавторстве с Флетчером. Почти все они не имеют точной датировки. Ранние пьесы (приблизительно до 1610) - Лекарство от любви (Love's Cure; впоследствии существенно переработана Ф.Мессинджером), Дворянин (The Noble Gentleman), Капитан (The Captain), Фат (The Coxcomb), Любовное паломничество (Love's Pilgrimage) - относятся к чисто комедийному жанру, переходящему в бурлеск. Однако и в них (особенно в Фате и Любовном паломничестве) уже различима та романтическая тональность, которая стала определяющей в позднейшем творчестве Бомонта и Флетчера. Месть Купидона (Cupid's Revenge, между 1607 и 1612) - их первый опыт в трагедии. Довольно крупный успех принесла пьеса Филастр (Philaster, ок. 1610). В этой трагикомедии уже сформировался стиль шедевров Бомонта и Флетчера - Трагедия девушки (The Maid's Tragedy, ок. 1611) и Король и не король (A King and No King, 1611 - единственное их произведение, имеющее точную датировку). Следом появилась комедия Насмешница (The Scornful Lady, ок. 1613). Две последние пьесы Бомонта и Флетчера были созданы с участием Мессинджера - Куст нищего (The Beggar's Bush) и Тьерри и Теодорет (Thierry and Theodoret). В 1614 Бомонт перестал писать. Он женился на Урсуле Айли, владелице поместья Сандридж-Холл в графстве Кент и, согласно обычаю, оставил театр. Умер Бомонт 6 марта 1616, похоронен в Вестминстерском аббатстве. В союзе с Флетчером Бомонту принадлежала ведущая роль. Он превосходил соавтора как поэтическим мастерством, так и сатирическим талантом. Для их романтических трагикомедий типичны ситуации, чреватые трагическим исходом, который по мере развития действия кажется все неизбежнее, однако в последний момент перед готовой уже разразиться катастрофой неожиданно наступает счастливая развязка. Сюжеты Бомонта и Флетчера, как правило, строятся на цепи случайных событий, а не на органичном развитии действия и характеров. Их пьесы, не сходившие с лондонских сцен вплоть до закрытия театров (1642) в период правления пуритан, после Реставрации (1660) вновь стали пользоваться огромным успехом.

    ЛИТЕРАТУРА

    Бомонт Ф., Флетчер Д. Пьесы, тт. 1-2. М., 1965

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Бо́монт Фрэнсис

    (Beaumont) (около 1584 — 1616), английский драматург. Романтическая комедия «Женоненавистник» (1606). Многие другие сочинения написаны совместно с Дж. Флетчером, в том числе комедия «Рыцарь пламенеющего пестика» (около 1607), пародирующая пьесы, в которых идеализировался буржуазный быт; их пьеса «Филастр» (1609) положила начало жанру трагикомедии в английской литературе.

    * * *

    БОМОНТ Фрэнсис

    БО́МОНТ (Beaumont) Фрэнсис (ок. 1584–1616), английский поэт и драматург. Большинство пьес написано в содружестве с Дж. Флетчером(см. ФЛЕТЧЕР Джон).

  5. Источник: Энциклопедический словарь