Большая Советская энциклопедия

    совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным; одна из форм общественного сознания. Концентрированным выражением П. является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определённых социальных и научных позициях. Психологическую сторону П. составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений (например, чувство справедливости, отвращение к беззакониям, преступлениям и т.д.).

    П. тесно связано с др. формами общественного сознания, и прежде всего с политическим сознанием. Правовые взгляды класса выражают и конкретизируют те его политические установки и требования, которым он стремится придать «... всеобщую силу в форме законов» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 515). Равным образом и характер П. конкретных лиц определяется прежде всего их социальным положением и политической ориентацией. П. также тесно связано и с Моралью. Вместе с тем мораль и П. имеют и ряд различий, как по кругу оцениваемых ими отношений, так и по характеру оценочных категорий.

    С победой пролетарской революции социалистического П. приобретает важную роль в становлении социалистической государственности. Построение социализма и ликвидация эксплуататорских классов создают все условия для упрочения единого социалистического П., в котором выражается социально-политическое и идейное единство рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. Основополагающие идеи социалистического П. — законность и справедливость, уважение к общественной собственности и труду, народовластие и последовательный демократизм, интернационализм, подлинное равноправие, развитие прав и свобод в их неразрывной связи с обязанностями перед обществом. КПСС постоянно добивается утверждения социалистического П. в сознании всех советских граждан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. правосозна́ние;
    2. правосозна́ния;
    3. правосозна́ния;
    4. правосозна́ний;
    5. правосозна́нию;
    6. правосозна́ниям;
    7. правосозна́ние;
    8. правосозна́ния;
    9. правосозна́нием;
    10. правосозна́ниями;
    11. правосозна́нии;
    12. правосозна́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПРАВОСОЗНА́НИЕ, -я, ср. (спец.). Совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср. юр.

    Совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным.

    Социалистическое правосознание.

    Я уверен, что культурная работа В. Г. [Короленко] разбудила дремавшее правосознание огромного количества русских людей. М. Горький, В. Г. Короленко.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Совокупность правовых взглядов людей, выражающих оценку действующего права, существующего общественного и государственного строя, правомерность или неправомерность поведения граждан.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. feeling for law and order, sense of justiceс. feeling for law and order.

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. книжн.

    conception f de l'injuste et du juste, le sens de la justice

  13. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. книжн.

    reconocimiento legal de derechos; conciencia de justicia

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. книжн.

    coscienza civile

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    法制观念

  19. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  20. Энциклопедический словарь экономики и права

    - совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентации, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву, к тому, что является правомерным или неправомерным. В него входят знания права, его норм и принципов (либо систематические, научные, либо отрывочные, неполные, подчас искаженные), а т.ж. привычки, чувства, эмоции людей по отношению к праву, юридическим нормам. П. определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями. Л. - основной элемент правовой культуры. Как к ее составной части, к П. предъявляются повышенные требования: оно должно быть развитым, систематичным, научным.

  21. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  22. Энциклопедия юриста

    сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Специфика этой сферы общественного сознания - правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования. В любом акте правового поведения обязательно проявляется П. действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

    П. относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, позволяющих обнажить его структуру.

    При исследовании П. с точки зрения предмета отражения выделяются сферы П.. соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. П. как система представлений, идей, убеждений, установок и т.д. приобретает разное содержание в сфере гражданского, трудового, административного, уголовного, процессуального права..

    Структура П.. изучаемого с позиции глубины отражения правовых явлений. обнаруживает как бы два уровня: П. обыденное и П. теоретическое. Как известно, первое носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, тогда как П. теоретическое стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий. При этом следует заметить, что неправомерно отождествлять обыденное П. с

    обывательским. Обыденное П. непосредственно вплетено в общественные отношения, в практическую деятельность, тогда как теоретическое служит практике конечными результатами, продуктами своего творчества, внедряя их в обыденное П.

    По широте распространения П. характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении П. с точки зрения его принадлежности определенным субъектам необходимо различать конкретных носителей и соответственно этому - П. общества, групп и индивидов.

    В зависимости от способа отражения правовых явлений в П. различаются познавательная сфера (знания, идеи) - ее можно назвать правовоззрением - и социально-психологическая (переживания. установки и пр.), или правовая психология. Усматривая в П. лишь рациональную сторону (знания, взгляды, идеи), нельзя понять его регулятивной функции, которая неосуществима без эмоционально-волевого компонента. Социально-правовая психология отнюдь не иррациональна и небезыдейна. Она обязательно включает идеологические и-иные правовоззренческие компоненты, но не в форме концепций, теорий, идей, взглядов,представлений,а в виде убеждений, верований, идеалов, установок, привычек, традиций. Определяя основное содержание правовой психологии, идеология становится действенной(или бездейственной) именно благодаря ей. Такая трактовка меняет подход к исследованию и оценке элементов правовой психологии, позволяет расставить правильные акценты в системе правового воспитания, которое не может сводиться к простой дидактике. В этом свете объяснимо противоправное поведение, которое порождается дефектами П. в той или иной его сфере.

    Анализируя функциональную структуру и компоненты П., следует вспомнить исходное положение психологической науки о единстве сознания и деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется (реализуется) в ней. Применительно к рассматриваемой про-\' блеме это означает, что структура П. может быть познана по результатам функционирования. Соответственно трем функциям П. - познавательной, оценочной и регулятивной - определяются основные функциональные компоненты П. Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умении, или правовая подготовка. Оценочной отвечает система мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его применения. Наконец, регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

    В основе социально-приспособитель-ной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Но правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Необходимо учитывать уровень практического владения этими знаниями. Уровень правовых познаний и умение применять их на практике поддаются эмпирической проверке с относительной степенью достоверности.

    Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности, т.е. оценивают. Оценка стоит между познанием и практикой. Это - всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает как раз то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Профильтрованные через личный опыт и правовую практику субъекта (группы, общества) познаваемые им стороны и явления правовой жизни точно так же вызывают к себе определенные отношения и, будучи значимыми для личности, приобретают известный смысл, квалифицируются как ценности. Подобная оценка есть "знание значения" предмета, поступка, явления, деятельности,которая включает в себя представление об объективных свойствах оцениваемых предметов и явлений. Поэтому оценивающая деятельность невозможна без познающей. В структуру П. входит четыре основных типа оценочных отношений:

    а) к праву (его принципам, институтам и нормам); б) к правовому поведению людей; в) к правоохранительным органам и их деятельности: г)к собственному правовому поведению (правовая самооценка). Отношения к правовым ценностям выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим исследованием.Разумеется, получаемые при этом оценки могут носить декларативный характер:контрастное, "черно-белое" изображение ценностных отношений в терминах "за" или "против" есть только бледная абстракция действительных отношений, богатых красками и полутонами. Поэтому сфера правовых оценок по сравнению с

    правовыми знаниями требует более сложных методик.

    Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил. играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают способностью практической реализации.Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым, теперь уже интеллектуально-эмоционально-волевым образованиям, социальным установкам. Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Динамический энергетический характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным.

    В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации. Ценностные ориентации - это устойчивая система установок. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации...

    Таким образом,регулятивная функция П. осуществляется посредством правовых установок и ориентации,синтезирующих и стабилизирующих все иные источники правовой активности.

    Лит.;Ратинов А.Р.,Ефремо-ва Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988; Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения. М.-Прага, 1986; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.,1973; Ефремова Г.Х.,Ратинов А.Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976.

    Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р.

  23. Источник: Энциклопедия юриста



  24. Философская энциклопедия

    ПРАВОСОЗНАНИЕ

    совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентриров. выражением П. как формы обществ. сознания является правовая идеология — система

    правовых взглядов, основывающаяся на определ. социальных и науч. позициях. Психологич. сторону П, составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. П. включает знание действующего права, его осн. принципов и требований, но не сводится к нему; для П. пе менее важен оценочвый момент и поведенч. установки.

    П. подчинено общим закономерностям развития обществ. сознания. Оно выступает как специфич. отражение экономич., политич. и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе обществ. производства и социальнополитич. структуры. Существ. влияние на П. оказывают др. формы обществ. сознания, прежде всего политич. сознание и мораль, а также обществ. психология, историч. традиции, сложившийся образ жизни и т. д.

    Взаимосвязи П. и права носят сложный характер. С одной стороны, П. предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов, т. е. их П. (в переходные периоды само революц. П. может играть роль действующего права). Сложившаяся в данном обществе правовая система в свою очередь выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на П. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от П. Недостаточный уровень развития П. может обречь на неуспех самое совершенное законодательство.

    В антагонистич. обществе нет единого П. Если в действующем праве находит своё выражение гл. обр. П. господствующего класса, то разные классы и социальные слои оценивают действующее в данном обществе право со своих позиций. Это, однако, не исключает наличия в П. разных классов совпадающих оценок, напр. осуждение уголовных преступлений против личности.

    В социалистич. обществе складывается и по мере усиления социальной однородности общества развивается единое господствующее социалистич. П. Его осн. принципы и установки нашли своё выражение в Основном законе развитого социалистич. общества — Конституции СССР. Совершенствование П. всех членов общества, повышение правовой культуры, выработка такого уважения к праву и закону, которое «... должно стать личным убеждением каждого человека» (Материалы XXIV съезда КПСС,1971, с. 81),— всё это важная составная часть коммунистич. воспитания. Остроумов Г. С., Правовое осознание действительности, М.,1969; Лукашева Е. А., Социалистич. П. и законность, М,,1973; Сабо И., Основы теории права, пер. с венг., М.,1974, ч. 3; Козюбpa H. И., Социалистич. право и обществ. сознание, К.,1979; Личность и уважение к закону. Социологич. аспект, М., 1979.

  25. Источник: Философская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    ПРАВОСОЗНА́НИЕ -я; м. Юрид. Совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию. Разбудить п. россиян. Низкий уровень правосознания населения.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Энциклопедия социологии

    - англ. legal consciousness; нем. Rechtsbewu?tsein. Совокупность взглядов, идей, выражающих отношение индивидов, соц. групп к праву.

  29. Источник: Энциклопедия социологии