Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1794—1881) — архитектор; в 1803 г. был принят в воспитанники Имп. акад. худ. и с 1808 г. специально изучал в ней архитектуру, по части которой главным его наставником был Воронихин. В 1815 г. окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малою золот. медалью, присужденною ему за проект здания сената, и оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. Но в 1817 г. произошла перемена начальства академии, и Т., оставив академию, определился на службу при новоучрежденном комитете для приведения строительных и гидравлических работ в СПб. в лучшее устройство. Кроме того, он сочинил тогда проект увеселительного заведения ("Немецкого Трактира") на Крестовском о-ве. Начало 1818 г. обрадовало молодых художников вестью о восстановлении чуть было не отмененной посылки лучших из них в заграничное путешествие. Чтобы приобрести на него право, Т. составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который Т. (вместе с живописцем П. Басиным) был послан на 6 лет в чужие края. В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквами новейших времен. Потом он сделал продолжительную экскурсию на Юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причем дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Т. скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя. В 1822 г. Т. посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и был принят за них в ее члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов. Возвратившись в Рим, Т. сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Из относящихся сюда работ, проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и дворца Цезарей в Риме, на Палатинском холме, в особенности доставили Т. репутацию ученого художника. Последний проект обратил на композитора внимание имп. Николая I, по повелению которого Т., в 1828 г., был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3000 руб. в год. В том же году Т. возвратился в С.-Петербург, где он получил поручение обратить бывшую конференц-залу Акад. худ. в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новую конференц-залу и вообще переделать некоторые части здания. Вслед затем Т. получив звание академика и должность профессора 2-ой степени по части архитектуры (в 1830 г.). В том же году, прихожане црк. св. Екатерины, за Калинкиным мостом в СПб., ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своем проекте, представленном на конкурс, Т. придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Т. было повелено самому произвести постройку. Еще раньше, в 1829 г., был передан академии на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьевых горах была найдена, по разным причинам, неудобною, и самый проект его, составленный К. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло сочинить новый проект его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Т. с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. И на этот раз Государь остался сколь нельзя более доволен проектом Т. Постройка храма Христа Спасителя занимала последнего во всю остальную его жизнь. Одновременно с проектом московского храма, Т. составил в том же вкусе проект црк. новоявленного чудотворца Митрофана, для Воронежа (в 1832 г.) и, продолжая строить црк. св. Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы против академии, с пристанью, украшенною фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьева. Тогда же он сочинил проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-ой степ., и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками от французов в Отечественную войну. Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Т. найдена лучшею из трех, выбранных для исполнения. В 1833 г. он определен членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После того он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и сочинил проекты соборов св. Екатерины для Царского Села и ап. Петра и Павла для Петергофа, которые и возводились под его руководством. К началу 1836 г., Т., вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовском поле и приступил к постройке, по своему проекту, црк. Введения Богородицы в Семеновском полку — здания, в котором всего полнее и ярче выразился изобретенный Т. тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением ее форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим, Т. составил еще проект црк. русского посольства в Таврисе, собора в Свеаборге, оборонительной казармы, там же, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в СПб. и црк. в имении Синявина. Около того же времени изготовлены им, по поручению правительства, нормальные проекты црк. на 1000, 500 и 200 человек, с тем, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля. В 1837 г., Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось "все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя". Выполнение этой задачи было возложено на Т., который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек. В 1838 г. он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в СПб., Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова м-ря, равно как и нормальные проекты для городских каменных церквей. В 1844 г. вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для СПб. церквей Преображения на Аптекарском о-ве и Благовещения в л.-гв. конном полку. Окончив в 1842 г. постройку собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Т. изготовил, по Высоч. повелению, нормальные чертежи для крестьянских домов в казенных селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлове, где строил в это время инвалидный дом. В 1847 г. он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской жел. дороги в СПб. и Москве, с таможнею при последней, а равно начал приводить в исполнение свой проект сооружения црк. св. Мирония, в л.-гв. егерском полку. С окончанием большого Кремлевского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора возобновление колокольни Ивана Великого в том виде, какой имела она до 1812 г., устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 г. построена Т. СПб. станция Царскосельской жел. дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве. Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в тамошнем Кремле, и, не ограничиваясь ими, сочинил проекты надгробного памятника кн. Пожарскому, в Суздале, и церкви для Тифлиса. В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Т. составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлевском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым м-рем, исправил главный купол собора в Нововоскресенском м-ре (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство црк. Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатою мироварения, в Кремле, и изготовил проект црк. при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губ. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской црк. св. Мирония. Последние годы деятельности Т., назначенного в 1854 г., по смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлевском дворце, ворот с решеткою для Николаевской богадельни в селе Измайлове, нескольких церквей в казенных горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в СПб. (последний проект привел в исполнение инженер Журавский). Столь обширная производительность не отвлекала Т. от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-х летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как напр. К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почетную известность. Несмотря на то, изобретенный им стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил свое время лишь только не стало покровительствовавшего ему имп. Николая I. Вырабатывая этот стиль, Т. пытался не только вернуться к общим формам и деталям старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и сообщить им большую правильность, гармоничность и соответствие с новейшими потребностями и художественными принципами. Для этого требовалось, кроме врожденного дарования, проникнутость чисто русским духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с ее памятниками. Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою СПб. академии и в чужих краях, Т., при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу — восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собою смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия. При всем том, Т. принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевроп. образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Тон Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, ‒ 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803‒15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819‒28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854) петербургской АХ. Родоначальник официально внедрявшегося царским правительством эклектичного русско-византийского стиля (см. Псевдорусский стиль). Многие постройки Т. отличаются передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др.) и высоким качеством строительных работ. Произведения: Храм Христа Спасителя (1837‒1883, не сохранился), Большой Кремлёвский дворец (1839‒49; см. илл.) и Оружейная палата (1844‒51) в Кремле, всё ‒ в Москве; вокзалы ‒ Николаевский (ныне Ленинградский; 1849) в Москве и Николаевский (ныне Московский; 1851) в Ленинграде (оба реконструированы в 1960‒70-е гг. с сохранением первоначального фасада); альбом «Проекты церквей...» (1838).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ТОН Константин Андреевич (1794-188..1) - российский архитектор. Создатель "русско-византийского" стиля: храм Христа Спасителя (1837-89, разрушен в 193..1) в Москве, Большой Кремлевский дворец (1839-49) и Оружейная палата (1843-5..1) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (б. Николаевской) ж. д. в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844-5..1).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Тон Константин Андреевич

    (1794—1881), архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля: храм Христа Спасителя (1837—83, разрушен в 1931, восстановлен в 1994—97) в Москве, Большой Кремлёвский дворец (1839—49) и Оружейная палата (1844—51) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороги в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844—51). Использовал новейшие строительные конструкции, в том числе металлические.

    * * *

    ТОН Константин Андреевич

    ТОН Константин Андреевич [29 октября (9 ноября) 1794, Петербург — 25 января (6 февраля) 1881, там же], русский архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля в русской архитектуре 19 в.

    Девятилетний ученик Академии художеств

    Родился в богатой семье ювелира. В 9-летнем возрасте был определен в петербургскую Академию художеств, где учился под руководством А. Н. Воронихина(см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович) (1803—15). Все его курсовые проекты отмечались наградами. После окончания с золотой медалью академического курса был оставлен при академии; в 1819 как пенсионер академии побывал в Германии, Австрии, Италии. Основное время жил в Риме, где в 1823 за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий. Живя в Риме, сблизился с Карлом Брюлловым(см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович).

    Начало творческой деятельности

    По возвращении в Россию в 1828 был причислен к Кабинету императора. В 1830 был избран академиком, а спустя три года — профессором. С 1833 член «Кабинета строений и гидравлических работ». По просьбе президента Академии художеств занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии художеств (Конференц-зала и др.; 1829—37). В 1832—34 проектировал великолепную гранитную пристань «со сфинксами» против здания Академии художеств. В своих первых работах выступает как продолжатель традиций архитектуры русского классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ).

    В 1830 Тон, выполнив проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в «русском старинном вкусе», получил личное одобрение императора Николая I(см. НИКОЛАЙ I Павлович), а новый «русско-византийский» стиль — статус «официального» стиля русской архитектуры.

    Храм Христа Спасителя

    Вскоре император поручает Тону разработку проекта Храма Христа Спасителя(см. ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ). Его прототипом стал Успенский собор Московского Кремля(см. КРЕМЛЬ Московский), однако проект Тона не является копией кремлевского собора — он несет на себе отпечаток творческого почерка мастера, его интерпретации древнерусского наследия. Проект был окончен в 1832, а строительство — только в 1880. Больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Освятили храм в 1883, уже после смерти автора. В 1931 храм был разрушен; в 1995—2000 восстановлен.

    «Проекты церквей...»

    В 1838 вышел первый альбом проектов образцовых церквей, который Тон составил по заказу Святейшего Синода. Именно культовые постройки определяют вклад Тона в русскую архитектуру. В эти годы по его проектам возводится 16 церквей в столице и провинциальных городах России.

    Большой Кремлевский дворец

    В 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец(см. БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ) и Оружейную палату(см. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА) (1843—51) Московского Кремля и становится их главным строителем. Однако из-за занятости Тона на реконструкции Зимнего дворца(см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге после опустошительного пожара 1837 руководство московскими стройками поручается его помощнику Ф. Ф. Рихтеру.

    Благодаря Большому Кремлевскому дворцу (1839—49) Кремль приобретает отчетливо выраженный парадный фасад, выходящий на Москву-реку. Фасады (в плане здание имеет вид каре с внутренним прямоугольным двором) выполнены в псевдорусском стиле; интерьеры — эклектичны(см. ЭКЛЕКТИЗМ), оформлены с особой пышностью, наиболее выразительным является парадный Георгиевский зал.

    В Москве Тон построил также Николаевскую военную богадельню в Измайлове (1840) и первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге — ныне Московский, 1844—51).

    Семья

    До брака с Еленой Ивановной Берг у них родился сын Константин (1842), который поступил в Академию художеств, но, рано ослепнув, не смог работать архитектором. У Тона было еще четверо внебрачных детей от шотландки Амалии Фредерики Барклай, которую он встретил в конце 1840-х гг.

    В 1844 Тон получил дворянство, затем был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, стал действительным статским советником; в 1854—71 — ректором императорской Академии художеств, с 1857 — архитектором Высочайшего двора.

    Похоронен на Волковском православном кладбище.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ТОН Константин Андреевич
    ТОН Константин Андреевич (1794-188..1) - российский архитектор. Создатель "русско-византийского" стиля: храм Христа Спасителя (1837-89, разрушен в 193..1) в Москве, Большой Кремлевский дворец (1839-49) и Оружейная палата (1843-5..1) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (б. Николаевской) ж. д. в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844-5..1).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: