Большая Советская энциклопедия

    I

    Карлис Фридрихович [1(13).12.1830. Мадлиена, ныне Огрский район Латвийской ССР, — 16(28).1.1877, Давос, Швейцария], латышский живописец. Учился в петербургской АХ (1854—61) у П. В. Басина. В 1863—71 жил в Париже (в 1863—68 — пенсионер АХ). Академик (1868) и профессор (1870) петербургской АХ. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1873). Автор сценок из жизни городской и деревенской бедноты Нормандии («Больное дитя», 1869, Третьяковская галерея) и жанровых по характеру исторических картин («Сцена из Варфоломеевской ночи», 1870, Третьяковская галерея). Выполнял также портреты. В своих рисунках и акварелях Г. первым из профессиональных художников обратился к собственно латышской тематике.

    Лит.: Эглит А., К. Ф. Гун, Рига, 1955.

    II

    термин, обозначавший в Древнем Китае в эпоху Инь (16—11 вв. до н. э.) далёких предков царствовавших правителей — ванов, а в эпоху Чжоу (11—3 вв. до н. э.) — правителей независимых царств. В феодальном обществе Китая Г. — высший титул знатности. Потомки членов императорской семьи — ванои, получавших наследственные владения, также называли Г.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ГУН

    ГУН (кит., буквально—обобщение, а также совмещение, обобществление, генерализация)—термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. Гун означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта (“общего имени” — гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды (“Лунь юй”), а ступица—спицы в колесе (“Дао дэ цзин”). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом гун [2] — частичным синонимом и омонимом гун, совмещающим значения “общественный, публичный, альтруистический” и “правительственный, высший, главный”. Термин “гун [2]” играл важную роль в утопических концепциях: “колодезных полей” (цзин тянь — обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), “Великого единения” {Да тун — трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В *Чжуан-цзы” вселенская функция гун [2], раскрываемая в понятиях “центра/предела” (цзи) и “предельно большого” числа 10000 (тьмы), приписывается дао.

    Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит “Сюнь-цзы”, где максимально обобщающее “большое объединяющее имя” (да гун мин, соответствует “большому имение—да мин — в “Мо-цзы”) — “вещь” (у) не является ни универсалией в европейском смысле, т. к. не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием “вещности”. В современном китайском языке иероглиф гун используется, в частности, для передачи понятий “коммунизм” (гунчаньчжуи), “республика” (гунхэго).

    Лит.: Кобзе“ А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 178—209.

    А. И. Кобзев

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    термин, обозначавший в Др. Китае в эпоху Инь (16-11 вв. до н. э.) далеких предков царствовавших правителей - ванов. В последующий период Чжоу (11-3 вв. до н. э.) термин Г. применялся для обозначения правителей независимых царств; кроме того, он означал также на протяжении как периода Чжоу, так и периода Хань (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) трех высших сановников - т. н. сань гун (три гуна). В феод. об-ве Китая Г. - высший титул знатности (из пяти титулов). Потомки членов царской семьи - ванов, получавших наследств. владения, также назывались Г.

    Л. И. Думан. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия



  6. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    см. генерализация

  7. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.