Словарь Брокгауза и Ефрона

    Казимир — подсудок брестский, был сожжен в Варшаве в 1689 г. по обвинению в атеизме. Даже католические историки признают, что он пал жертвой интриг иезуитов и народного фанатизма. Личный враг и должник Л. обвинил его, на основании сделанных им замечаний на полях сочинения кальвинского богослова Алтижда "Theologia Naturalis", в отрицании Бога. Донос был несомненно ложен, но католическое духовенство и иезуиты постарались придать ему серьезное и важное значение. Дело было доведено до сейма, который не предоставил Л. даже возможности оправдаться и, руководимый слепым фанатизмом, произнес над ним смертный приговор.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Łyszczyński)

    Казимир (около 1634 — 30.3.1689, Варшава), мыслитель-атеист, живший на территории Польши и Литвы. Обучался в иезуитской академии в Вильнюсе. Автор трактата «О несуществовании бога», фрагменты которого были обнаружены в 1957 и опубликованы в Польше. В 1687 Л. по настоянию иезуитов был схвачен и предан суду епископов. Варшавский сейм подтвердил решение епископов, и Л., осуждённый как атеист, был казнён.

    Лит.: Рамм Б. Я., Казимир Лыщинский — жертва религиозного изуверства, в сборнике: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 3, М. — Л., 1959.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЛЫЩИНСКИЙ

    (Łyszczyński), Казимир (ок. 1634 – 30 марта 1689) – мыслитель-атеист литовского происхождения, живший на территории Польши и Литвы. Небогатый дворянин из рода Корчак. Прошел курс обучения в иезуитских школах. Л. – автор трактата "О несуществовании бога" ("De non existentia Dei", опубл. в журн. "Przegl. Religioznawczy", в работе: A. Nowicki, Pięć fragmentów z dzieła "De non existentia Dei" К. L., 1957, z. 1, No 1, с. 72–75), фрагменты к-рого опубликованы в Польше в 1957. В трактате высказываются радикальные атеистич. идеи. Бог, говорил Л., "не существует", он является лишь творением людей, представляя собой только химеру, плод воображения. Идея бога нужна для того, чтобы внушить угнетенному народу страх перед "сильными". Л. утверждал, что Библия и Евангелие – ложны, написаны людьми, к-рые с их помощью поддерживают этот обман. Высшим авторитетом и критерием истины для Л. являлся разум. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием передовых идей, распространявшихся среди городской польско-литовской интеллигенции, бросавшей вызов религ. фанатизму и феод. эксплуатации.

    Резкая критика основ христ. догматики, разоблачение алчности и лицемерия духовенства вызвали против Л. жестокие преследования, организованные польским епископатом и иезуитами. В 1687 Л. был арестован и предан суду епископов, собравшемуся в Вильнюсе. Его признали атеистом и осудили на смертную казнь. По протесту брестских дворян, обратившихся к королю, дело было изъято из рук духовенства, передано на новое рассмотрение в высшую инстанцию – суд сейма. Однако варшавский сейм (дек. 1688) осудил Л. к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 30 марта 1689.

    Лит.: Ρамм Б. Я., К. Л. – жертва религиозного изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма АН СССР, т. 3, Л., 1959, с. 173–98 (имеется подробная библиография); Wielowski J., Sprawa К. L., Warsz., 1955; Jurginis J., К. L. – ateizmo pradininkas Lietuvoje, Vilnius, 1957.

    Б. Рамм. Ленинград.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ЛЫЩИНСКИЙ Казимир (1634-1689, казнен в Варшаве) - философ Беларуси, легендарный мученик за атеистические убеждения, известный по пяти фрагментам трактата «О несуществовании Бога», случайно сохранившихся после сурового приговора духовного суда, а также по материалам следствия и суда над «атеистом». За 350 лет о Л. накоплена достаточно обширная литература. Большинство авторов сходится в том, что казненный в самом деле был атеистом, материалистом и, следовательно, врагом церкви и Речи По-сполитой. Даже сохранившиеся несколько десятков строк трактата «О несуществовании Бога» дают основания для таких выводов, не говоря уж о риторике обвинителей. Л. был воспитан в школах иезуитов, в 1658 вступил в орден иезуитов и работал в иезуитских коллегиумах. В 1666 вышел из ордена и стал вести частную жизнь, исполняя некоторое время должность брестского подсудка. Открыл школу, над входом в которую была надпись: «Не знающий математики да не войдет...», относящая школу к традиции платоновской Академии и классического философского образования. Исследователи не без оснований отмечают высокую мыслительную культуру Л., его высокий уровень знаний европейской философии (Кампанелла, философы Возрождения и, вероятно, философы 17 века). Бог, судя по трактату, не существует, являясь химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Теологи в обосновании догм религии впадают в неразрешимые противоречия и тем самым «продуцируют» сознательный обман. Нет врожденной идеи Бога (»...мы не находим ни в нас самих, ни в других этого веления разума, укрепляющего нас в откровении божьем»). Библия написана людьми, которые с ее помощью поддерживают обман. Материалистический подход проявляется также в отрицании бессмертия души, загробной жизни, чистилища, ада и рая. Есть и попытки раскрытия социальной заданности и роли религии, при этом, Л. ненавидел свою судьбу, утверждая, что истину ослепшим в пещере открывать опасно: открывшего ослепленные светом разорвут на части (возможно Л. знал учение Платона об алетейе и образах, известный миф, пещеры). Жизнь и учение Л. - свидетельство трагичности выступления против религиозного фундаментализма.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Lyszczynski), Казимир (р. ок. 1634 - ум. 30.III.1689) - мыслитель-атеист, живший на терр. Польши и Литвы. Обучался в иезуитской академии в Вильне. Автор трактата "О несуществовании бога" ("De non existentia Dei"), фрагменты к-рого были обнаружены в 1957 и опубл. в Польше. В трактате Л. писал, что бог - химера, творение "сильных людей" для того, чтобы внушить народу страх и чувство покорности "сильным". Высшим критерием истины Л. считал разум. В 1687 Л. по настоянию иезуитов был арестован и предан суду епископов. Варшавский сейм подтвердил решение епископов, и Л., осужденный как атеист, был сожжен на костре в Варшаве.

    Лит.: Рамм Б. Я., Казимир Лыщинский - жертва религиозного изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 3, М.-Л., 1959.

    Б. Я. Рамм. Ленинград.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия