Словарь Брокгауза и Ефрона

    Жан-Антуан (Houdon) — знаменитый франц. скульптор (1741-1828). Проведя детство в художественной обстановке школы des élèves protégés, где его отец был привратником, еще 10-12-летним он начал упражняться в леплении. Вскоре он был принят в ученики акд. живописи и скульптуры и в возрасте 15 лет уже получил в награду сер. медаль. В 1761 г. за эскиз барельефа "Царица Савская" удостоен больш. римской премии с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет. В Италии исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую на него всеобщее внимание и послужившую ему этюдом для статуи Иоанна Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и "Св. Бруно"; последнее произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре. По возвращении в Париж Г. на основании исполненных им работ был избран в 1769 г. в сопричисленные к акад. живописи и ваяния, а в 1777 г. за мраморную фигуру "Морфей" возведен в звание академика. Первым значительным произведением Г. по возвращении во Францию был портретный бюст Дидро, привлекший к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого Г. исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г.); кроме того, русский посланник при французском дворе, кн. Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д. и А. Д. Голицыных (находятся в Богоявленском монастыре в Москве). Что ему было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Г. доказал бюстом молодой девушки, известным под назв. "La Petite Lise" (у г. Ефруси, в Париже). В парижском салоне 1777 г. число произведений Г. равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени определилась его роль как предводителя франц. скульптурной школы. Гудоновские портреты королевского сем., надгробный памятник гр. Эннери и барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой эпохе. В следующие за тем годы исполнены Г. два бюста Мольера, из которых один отличается идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо, поразительный по сходству и характерности выражения. Однако ни одно произведение Г. не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (мраморный экземпляр ее исполн. в 1780 г., нах. в Имп. Эрмит.; бронзовый, исполн. в 1790 г., — в Луврском музее в Париже). Из многих статуй и бюстов Вольтера работы Г. особенно замечательна изображающая его сидящим (в фойе Théâtre Français в Париже, повторение в Имп. Эрмитаже). В 1785 г. Г. взял от франц. правительства полугодовой отпуск и отправился в Америку, дабы изваять по заказу С.-Ам. Шт. статую Вашингтона. По возвращении своем в Париж вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792 г. Г. был избран в адъюнкт-проф. акд., затем вступил в члены национального инст. Имп. Наполеон, покровительствовавший Г., заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Г. был бюст имп. Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До 1823 г. Г. оставался в должности проф. королевской акад. Кроме вышеупомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы: "La fileuse" (1783), "L'été" (1785), статуя св. Схоластики (переделанная в "Философию"); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и мн. др. В Имп. Эрмитаже сверх бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и фернейского философа хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних дочерей кн. Голицына. Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи Людовика XV, Г., однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и благодаря значительности своего таланта достиг самостоятельности, сделавшей его вождем скульптурной школы в эпоху Людовика XVI. Его пластические образы явились полным выражением художественных идеалов этой эпохи и пользовались восторженным признанием со стороны публики до появления Давида, псевдоклассицизм которого сменил направление Г. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Стараясь приноровиться к новым требованиям общественного вкуса, он потерял свою оригинальность и впал в подражательность.

    А. Н-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Удон (Houdon) Жан Антуан (20.3.1741, Версаль, — 15.7.1828, Париж), французский скульптор, один из крупнейших мастеров европ. портрета. В юности пользовался советами Ж. Б. Пигаля (См. Пигаль). В 1764—68 пенсионер Французской академии в Риме, где увлекался античным искусством и анатомией (анатомическая фигура «Экорше», гипс, 1767, Школа изящных искусств, Париж). Известность Г. принесла статуя «Диана» (гипс, 1776, Музей замка Гота, ГДР), где аристократическое изящество модели воплощено в классицистических строгих формах. В дальнейшем Г. создал галерею жизненно ярких портретов видных представителей эпохи Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в их характерах общественно-деятельное начало, их незаурядность: бюсты Ж. Ж. Руссо (гипс, 1778, Художественный музей, Шверин), Б. Франклина (1778) и О. Г. Мирабо (1791, оба — терракота, Лувр, Париж); бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Эрмитаж, Ленинград). Портретам Г. присущи острота и многогранность психологической характеристики, непосредственная обращенность к публике, усиленная экспрессией взгляда портретируемого. Простотой и естественностью отличаются более лиричные детские и женские образы («Портрет жены», гипс, 1787, Лувр). Произведения Г. привлекают то живостью лепки, детальной проработкой лиц, то ясностью и обобщенностью силуэта. С середины 1790-х гг. творческая активность Г. резко падает. В 1805—23 преподавал в Школе изящных искусств в Париже.

    Лит.: Giacometti G., La vie et l'oeuvre de Houdon, v. I—2, P., 1959; Rёаu L., Houdon, v. 1—2, P., 1965.

    Ю. К. Золотов.

    Портрет жены (фрагмент). Гипс. 1787. Лувр. Париж.

    Портрет Ж. Ж. Руссо. Мрамор. 1778.

    Портрет Ж. Ж. Руссо. Мрамор. 1778.

    Портрет О. Г. Мирабо. Мрамор. Авторское повторение 1800. Национальный музей Версаля и Трианонов.

    Статуя Вольтера. Мрамор. 1781. Эрмитаж. Ленинград.

    Портрет Наполеона I. Терракота. 1806. Музей изящных искусств. Дижон.

    Портрет Б. Франклина (фрагмент). Терракота. 1778. Лувр. Париж.

    Портрет Л. Броньяр (фрагмент). Мрамор. 1777. Частное собрание. США.

    Портрет композитора К. В. Глюка (фрагмент). Гипс. 1775. Библиотека земли Тюрингия. Веймар.

    Ж. А. Гудон. Надгробие А. Д. Голицына. Мрамор. 1774. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

    Ж. А. Гудон.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона