I
отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определённой системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. считалась их телесность. В современной философской литературе вместо категории В. обычно употребляют категории Объекта и предмета. Однако при анализе социально-экономических проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления (См. Овеществление), когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логике.
Лит.: Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963.
И. С. Алексеев.
IIв гражданском праве, материальный предмет, объект права собственности и иных вещных прав (См. Вещное право). Определяя правовой режим различных В., закон обеспечивает собственнику возможность владеть, пользоваться и распоряжаться В. в том или ином объёме. Различия в назначении В. служат основой их правовой классификации. С правовой точки зрения В. делятся на: средства производства и предметы потребления (например, в СССР объектом права личной собственности граждан могут быть лишь мелкие орудия производства, необходимые для ведения хозяйства на приусадебном участке, в быту и т. д.); В. индивидуально-определённые (автомобиль, жилой дом и др.) и потому незаменимые и В., определяемые родовыми признаками (числом, массой, мерой) и потому заменимые (тонна угля, литр масла); В. делимые, не теряющие своих качеств вследствие деления на части (литр молока, батон хлеба) и неделимые (ружье, коллекция марок); В. потребляемые, однократного пользования (продукты питания, промышленное сырьё) и непотребляемые, длительного пользования (книга, станок); главные В. и принадлежности (например, ключ от замка). Если иное не установлено договором, принадлежность следует судьбе главной В.: продажа замка означает и продажу ключа, дарение скрипки влечёт передачу смычка. В. делятся также на изъятые из оборота, сделки с которыми не могут совершаться (в СССР земля, её недра, леса, воды), В., ограниченные в обороте, которые могут быть приобретены по специальным разрешениям (оружие, яды, драгоценные металлы в сыром виде, слитках, монете), и В., не ограниченные в обороте.
Э. Г. Полонский.
жен. веща архан., каз., ·умалит. вещица, вещичка; нечто, предмет, отдельная единица, всякая неодушевленная особь; в обширном смысле, все, что доступно чувствам.
| Пожитки, движимое имущество, мн. вещи.
| Менее правильно: дело, поступок, случай, происшествие. Всякой вещи время. Ни седельца, ни уздицы, ни той вещицы, на что надеть уздицу. И дом вещь, и игла. Вещина жен. вещь, нечто, нещечко, как бы вещица, но в ·увел. степени. Мои вещи в чемодане. Нехорошую вещь ты придумал. Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль! Грибоедов. Вещевать, расходовать, издерживать; более употр. с предлогом из. Вещевой, состоящий из вещей, ·противоп. денежный и харчевой. Вещевое довольствие войска, комисариатское, одежда, обувь и пр. Вещество ср. отвлеченное понятие всего мирского и природного; материя, из чего образовано всякое тело, вещь, предмет; все доступное чувствам нашим и следовательно все противоположное существу, духу. Человек состоит из вещества и существа, из тела и души, из плоти и духа. Мир является разуму, как вещество в пространстве и как сила во времени. Хомяков. Вещественный, церк. вещный, составленный или образованный из вещества; плотской, телесный, насущный, материяльный; доступный чувствам нашим, ·т.е. не духовный. Вещественость жен. свойство, состояние вещественного. Вещественость всего, что подпадает чувствам нашим, что подлежит весу и мере, неоспорима. Вещетинье ср., ряз., калуж., вологод. зелье, снадобье, лекарство.
| Иногда вещи, всячина, скарб, имущество. Вещелюбие ср. корысть, корыстолюбие, любостяжанье. Вещелюбивый, корыстный, жадный к мирскому. Врачебное веществословие ср. materia medica, учение о врачебных, лекарственых веществах, снадобьях или зельях, о вещетинье. Вещесловие ср. -вность жен. материализм: учение, верованье, понятие, которое видимую и невидимую природу основывает на вещественных, природных силах; ·противоп. спиритуализм, духословие.
ВЕЩЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.
1. Отдельный предмет, изделие. Антикварная в.
2. То, что принадлежит к личному движимому имуществу. Сдать вещи в багаж.
3. О произведении науки, искусства. Удачная в. Слабая в.
4. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная в. Прекрасная в. молодость! Называть вещи своими именами (говорить прямо, не скрывая истины).
| уменьш. вещица, -ы, жен. (к 1 и 3 знач.; о чём-н. хорошем) и вещичка, -и, жен. (к 1, 2 и 3 знач.).
| прил. вещный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.; спец.) и вещевой, -ая, -ое (ко 2 знач.). Вещное право (имущественное право владения вещами). Вещная болезнь (пристрастие к приобретению вещей во 2 знач., вещизм). Вещевой мешок.
-и, род. мн. -е́й, ж.
1.
Всякий отдельный предмет (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т. п.).
Вообще там денег тратить не любили, и, как бы ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием. И. Гончаров, Обломов.
| обычно мн. ч. (ве́щи, -е́й).
О платье, одежде, мелочах личного обихода.
Вещи, которые нужны ему в дороге, были приготовлены: пальто, валенки, шапка. Галин, Начало битвы.
Перед вечером я стал перебирать вещи в своем дорожном мешке, роздал лишнее белье, выбросил всякую мелочь, — в горы можно взять только самое необходимое. Закруткин, Кавказские записки.
| обычно мн. ч. (ве́щи, -е́й). О мебели.
Комната была тесно заставлена вещами. М. Горький, Мои университеты.
|| мн. ч. (ве́щи, -е́й).
Пожитки, собранные и упакованные для перевозки.
[Миловидов:] Гришка, вели лошадей подавать да вернись вещи вынесть. А. Островский, На бойком месте.
[Ирина:] Сейчас приедет подвода за вещами. Чехов, Три сестры.
2.
Произведение литературы, искусства, науки.
Бросаю на некоторое время писать крупные вещи и займусь опять мелкими рассказами. Чехов, Письмо А. С. Суворину, 29 авг. 1888.
— Вещи мои, будучи пейзажами, — думала я, — не могут людям что-либо рассказать, дать новые идеи, научить и направить. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.
3.
Явление действительности, факт, проявление или результат какой-л. деятельности, дело.
[Чиновник] не вникает в причину вещей, а принимает их так, как они есть. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.
Львов посмеивается, когда я начинаю излагать ему свои возмущения против войны. — Относитесь, батюшка, к вещам попроще, легче жить будет, — говорит он. Гаршин, Трус.
На наших глазах в эти годы [с 1917 по 1921] происходили необычайные вещи. Горбатов, Мое поколение.
|| мн. ч. (ве́щи, -е́й).
Обстоятельства, условия дела.
И скоро силою вещей Мы очутилися в Париже. Пушкин, Евгений Онегин.
При нынешнем положении вещей отстранить Андрея от работы ничего не стоило. Гранин, Искатели.
4.
какая, в знач. сказ. или приложения. Нечто, что-то.
Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности! Лермонтов, Княжна Мери.
Есть люди, которые думают, что успех произведения основывается не на внутреннем его достоинстве, а на счастливо придуманном заглавии. Для таких людей талант — лишняя вещь. Белинский, Русский театр в Петербурге.
Вся ее [Кити] болезнь и леченье представлялись ей такою глупою, даже смешною вещью! Л. Толстой, Анна Каренина.
|| в знач. сказ. (обычно с указат. мест. „это“). прост. Нечто значительное, ценное, важное.
[Репетилов:] Да! водевиль есть вещь, а прочее все гиль. Грибоедов, Горе от ума.
— А небо — это дело другое. Небо совсем не пустяк. Небо — это вещь! Паустовский, Колхида.
5. обычно мн. ч. (ве́щи, -е́й). филос.
Предметы, явления объективного мира, существующие вне нашего сознания.
Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
- в порядке вещей
- в природе вещей
- называть вещи своими именами
ВЕЩЬ, вещи, мн. вещи, вещей, жен.
1. Неодушевленный предмет, принадлежащий к движимому имуществу. В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула.
2. только мн. Имущество, пожитки. Сосед забрал свои вещи и уехал из города.
|| чаще мн. Платье, одежда. Носильные вещи. Теплые вещи.
3. Сверток, тюк и вообще всякий отдельно запакованный предмет, являющийся багажом. Мне трудно нести больше двух вещей.
4. Предмет физического мира, могущий быть чьей-нибудь собственностью (право). Воздух не является вещью.
5. Всякий предмет чувственного восприятия (филос.).
6. Художественное или научное произведение (разг.). Художник дал на выставку свои лучшие вещи. Он написал прекрасную вещь. В театре шла довольно забавная вещь.
7. Факт, случай (разг.). Рассказывают удивительные вещи.
|| Обстоятельство, дело, явление (разг.). Одна вещь не понравилась мне в моем новом знакомом: он заметно картавил. Простой взгляд на вещи. Вот какая вещь случилась со мной.
|| Что-то, нечто (в сочетании с прил.; разг.). «Остроумие - великолепная вещь.» Достоевский.
8. только ед. Нечто значительное, имеющее успех (разг.). «Водевиль есть вещь, а прочее всё гиль.» Грибоедов. Вот это вещь!
❖
Вещь в себе (перевод нем. Ding an sich) (филос.) - предмет в своей сущности, независимо от субъективных форм познания (первонач., в философии Канта, непознаваемая сущность явлений).I
ж.1.
Любой отдельный предмет, обычно являющийся продуктом трудовой деятельности человека.
отт. Предмет бытового обихода, личного пользования (одежда, обувь, мебель, утварь и т.п.).
2.
Явление действительности, событие, действие, обстоятельство.
3.
см. тж. вещи
II
ж.Предмет, явление объективного мира, существующие вне нашего сознания (в философии).
ВЕЩЬ - в философии - предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.
ВЕЩЬ - в гражданском праве - объект права собственности и иных вещных прав. Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться вещью в пределах, установленных законом.
ж., заимств. из цслав., ср. ст.-слав. вѣшть πρᾶγμα (Клоц., Супр.), болг. вещ, чеш. věc, слвц. vec, польск. wiec, в.-луж. wjec, н.-луж. wjec. Из праслав. *vektь (или из *věktь, ср. чеш.). Исконнорусск. было бы *вечь. Родственно гот. waíhts ж. "вещь", д.-в.-н. wiht, ср.-в.-н. wiht, wicht "существо, вещь". В качестве дальнейших родственных форм предлагают либо греч. ἔπος "слово", лат. vōx "голос" (см. Прусик, KZ 35, 596 и сл., который указывает на слово речь "слово, вещь"), либо лат. vegeo "бодрствую", vigil "бодрый, бдительный", др.-инд. vājas "сила", др.-исл. vakr, д.-в.-н. wackar "бодрый, живой" (Хольтхаузен, РВВ 46, 146), последнее ка- жется мне менее убедительным. Во всяком случае, не связано с лит. veĩkti "поделывать, поживать" (вопреки Mi. EW 386); см. Брандт, РФВ 25, 216.
жен.
1) thing;
object это вещь! (выражает одобрение) ≈ that's quite something! смотреть на вещи ≈ to see/view the matter/situation конфискованная вещь ≈ forfeit парная вещь ≈ doublet уцененная вещь ≈ closeout
2) (о произведении искусства) work, piece, play антикварная вещь ≈ rarity, curio, curiosity, antique
3) (мн. вещи;
имущество) belonging, luggage, things, belongings, goods, stuff;
baggage амер. теплые вещи ≈ warm things, warm clothes со всеми вещами ≈ with one's luggage;
with bag and baggage идиом.;
разг. домашние вещи ≈ household things ∙ вещь в себе ≈ thing-in-itself, closed book называть вещи своими именами ≈ to call a spade a spadeвещ|ь - ж.
1. thing;
2. мн. (имущество и т. п.) things, belongings;
личные ~и personal items;
~и, облагаемые пошлиной things liable to duty;
~и, ограниченные для ввоза и вывоза things to be declared;
из всех ~ей я привёз только... the only thing I brought was...;
3. (о пьесе, книге и т. п.) piece, thing;
чья это ~? who is it by?;
это его лучшая ~ it`s the best thing he ever did, wrote etc.;
4. (факт, дело) thing, matter, affair;
хочу сказать вам одну ~ I have something to tell you;
~ в себе филос. thing in itself.
f.thing, entity, piece; вещь в себе, thing in itself
вещь ж 1. Sache f c, Ding n 1a; Gegenstand m 1a* (предмет) 2. (место багажа) Gepäckstück n 1a 3. (произведение искусства) Werk n 1a, Arbeit f c хорошая вещь ein gutes Stück (о пьесе); ein gutes Bild (о картине); ein gutes Buch (о книге)
ж
1)Sache f, Ding n; Gegenstand m (умл.)(предмет)
2)(место багажа) Gepäckstück n
3)(произведение искусства) Werk n, Arbeit f
хорошая вещь — ein gutes Stück(о пьесе); ein gutes Bild(о картине); ein gutes Buch(о книге)
ж.
1)(предмет) objet m, chose f
дорогая вещь — chose chère, objet cher
2)мн.
вещи (имущество) — effets m pl; colis m(багаж); vêtements m pl(одежда); hardes(придых.) f pl(пожитки, скарб)
теплые вещи — vêtements chauds; affaires chaudes
3)(фильм, книга, пьеса и т.п.) перев. соответственными словами
это хорошая вещь — c'est un bon film, c'est un bon livre, etc.
4)(обстоятельство, явление) chose f
вникать в сущность вещей — aller vi (ê.) au fond des choses
удивительная вещь! — chose étonnante!
произошла непонятная вещь — il s'est produit quelque chose d'incompréhensible
•
•
вещь в себе филос. — la chose en soi
в порядке вещей — dans l'ordre des choses
называть вещи своими именами — appeler(ll) les choses par leur nom; appeler un chat un chat(fam)
вещь вещи рознь погов. — il y a fagot et fagot
ж.
1)(предмет) objeto m, cosa f
2)
вещи мн. (имущество) — efectos m pl, enseres m pl; bagajes m pl, paquetes m pl(багаж); vestidos m pl, ropa f(одежда)
теплые вещи — ropa de abrigo
3)(произведение науки, искусства) obra f; перев. тж. соотв. сущ.
э́то хоро́шая вещь — es una buena película, obra cinematográfica; es un buen libro, es una buena obra literaria
4)(обстоятельство, явление) cosa f
удиви́тельная вещь — cosa asombrosa
вника́ть в су́щность веще́й — penetrar en el fondo (llegar al fondo) de las cosas
•
•
вещь в себе́ филос. — la cosa en sí
в поря́дке веще́й — al uso, según costumbre
называ́ть вещи свои́ми имена́ми — llamar las cosas por su nombre, llamar al pan pan y al vino vino
ж.
1)(предмет) cosa, oggetto m; roba разг.
антикварная вещь — oggetto d'antiquariato
2)мн.(имущество) roba, effetti m pl
личные вещи — effetti personali
3)(произведение науки, искусства) opera, pezzo m
4)(обстоятельство, явление) cosa, cose pl, fatto m
прекрасная вещь - молодость! — che cosa bella, la giovinezza!
великая вещь... — una gran bella cosa è...
•
-в порядке вещей
•
•
называть вещи своими именами — chiamare le cose con il loro nome; dire pane al pane, vino al vino
великая вещь... — una gran bella cosa...
财产, 物品
- в гражданском праве - объект собственности. В. может отчуждаться (продаваться) или наследоваться. В. делятся по различным основаниям на следующие категории: а) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные; б) делимые и неделимые; в) потребляемые и не потребляемые. Различаются т.ж. главная В. и ее принадлежность (В., служащая главной В и связанная с ней общим хозяйственным назначением). Каждое из указанных делений имеет соответствующие юридические последствия. В гражданском праве деньги и ценные бумаги т.ж. признаются вещью. См. т.ж. ИНДИВИДУАЛЬНО-ОПРЕДЕЛЕННАЯ ВЕЩЬ. ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ВЕЩИ, ПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ВЕЩИ. СЛОЖНАЯ ВЕЩЬ.
ВЕЩЬ — отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. являются ее свойства. Место и роль данной В. в определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие ‘В.’ является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Древнего мира. На становление понятия В. в античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В. искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. в античной философии выдвигались такие вещественные элементы, как вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона, она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия ‘В.’ как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности ‘первого порядка’. Понятие В. употреблялось им так же для обозначения предметов, ‘у которых нет материи’, т.е. идеальных. Включение в объем понятия ‘В.’ наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории ‘В.’. С этого времени понятие ‘В.’ прочно вошло в систему философского знания. Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было: богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. существует как отдельное целое. В связи с этим В. есть единица, и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность, обособленность существования В. относительна. Через отношения с другими В. данная В. приобретает свои определения и выступает как многое. В. поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальнейшему становлению ‘В.’ как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. и развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В. Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы ‘вещам дана некоторая действенность, форма или сила’. Отсюда следует, что все, что существует — существует как самостоятельная субстанция. И В. есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. объективного мира. ‘Материальные вещи, — писал он, — не более как феномены, но хорошо обоснованные и связанные’. Любая природная В. есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой. Все В., по Лейбницу, являются вторичными проявлениями мира монад. В философии Беркли и у Юма В. понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, ‘...если наблюдается, что некоторые цвет, вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь, обозначаемую, например, названием ‘яблоко’. Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире — как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта. ‘...Притяжение, фигура и движение, — писал он, — суть лишь идеи, существующие в духе... идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и... следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции’. И далее: ‘Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно’. Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия ‘свойство’, соотношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории ‘отношение’ и предприняли попытку (Гегель) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия ‘В. — свойство — отношение’. В учении Канта вводятся такие понятия, как ‘вещь в себе’ (‘В. сама по себе’) и ‘явление’, которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предметы познания, т.е. то, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл ‘вещами в себе’. Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. ‘Вещь в себе’ обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие ‘вещь в себе’ там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под ‘вещью в себе’ понимались особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие, свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира. И первое и второе значения понятия ‘вещи в себе’ отражают объективное, независящее от человека содержание. Однако познать эти объективные ‘вещи в себе’, по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. самими по себе (‘вещами в себе’), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование. Мысли о В. есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19—21 вв. понятие ‘В.’ часто подменяется и заменяется понятием ‘объект’. Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие ‘В.’ (‘вещный’, ‘вещность’) используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм). За последнее столетие представления о В. значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках. Например, теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невозможности нахождения двух В. в одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений, и, соответственно, о природе В. в целом. (см. такжеВЕЩЬ В СЕБЕ,СИСТЕМА ВЕЩЕЙ (БОДРИЙЯР). )
материальный, физически осязаемый предмет, имеющий экономическую форму товара и потому являющийся объектом гражданского оборота. В. являются также наличные деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ). В число В. включаются различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и в силу этого ставших товаром. Так, объектом гражданских, прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Становятся товаром и объектом гражданского оборота воздух или его составные части, измененные либо обособленные под воздействием труда человека (нагретый воздух - пар, "сжиженный воздух" - газ, "сжатый воздух" с помощью компрессора и т.д.).
Земельные участки, участки -недр и лесов, обособленные водные объекты, участки континентального шельфа, богатства морской экономической зоны и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например, мелиорированных земель или искусственных лесопосадок), тоже относятся к категории В. В праве РФ оборотоспособность этих видов В. определяется законодательством о земле и других природных ресурсах.
Оборотоспособность В., т.е. признанная законом возможность их перехода от одних лиц к другим (ст. 129 ГК РФ). - это главный критерий их юридической классификации, предопределяющий правовой режим В. Этот режим устанавливается не для В., а для субъектов гражданского оборота, совершающих по поводу данных материальных благ различные юридически значимые действия. Именно этим, а не своими физическими свойствами отличаются друг
от друга различные В. как объекты гражданского оборота.
В. как имеющие товарную форму
предметы материального мира становятся объектами права собственности и других вещных прав. Обязательственные отношения, хотя и могут быть связаны с В., но имеют своим непосредственным объектом соответствующие действия обязанной стороны (должника), например, в обязательствах купли-продажи, аренды, подряда, перевозки грузов, причинения вреда имуществу. Обязательственные права требования или пользования сами не могут стать объектами вещных прав. Так. невозможно осуществить куплю-продажу бездокументарных ценных бумаг (т.е. определенных прав требования, не закрепленных в документарной, вещественной форме) либо их "истребование" от неуправомо-ченного приобретателя (но можно произвести возмездную уступку прав или предъявить требование о признании соответствующего права).
В. не являются объекты так называемой интеллектуальной собственности - нематериальные результаты творческой деятельности, а также средства индивидуализации товаров и их производителей (промышленные права, или промышленная собственность) и коммерческая информация, составляющая служебную или коммерческую тайну.
Правовой режим разных групп В. не. может быть одинаковым и зависит от целей их применения,свойств и экономических характеристик. Правовой режим В. - основа их классификации на следующие группы: средства производства и предметы потребления: недвижимое имущество (см. Недвижимость) и движимое имущество; индивидуально-определенные В.и определенные родовыми признаками: отдельные В.. их совокупности и комплексы; В. делимые и неделимые; В. потребляемые и непотребляемые; плоды и доходы; заменимые и незаменимые; В., допущенные к гражданскому обороту и ограниченные или изъятые из оборота.
Деление В. на средства производства и предметы потребления основано на их различии по экономическим характеристикам, физическим свойствам и целевому назначению. Средства производства подлежат отражению на балансах юридических лиц, в бухгалтерском учете, требуют фиксации их принадлежности определенному субъекту и установления их стоимости. Последняя определяется как остаточная, балансовая, рыночная или иная. Для предметов потребления по общему правилу гражданское законодательство таких требований; не
содержит.
Среди В. как объектов гражданских прав выделяют совокупности и комплексы, которые могут включать четыре разновидности: совокупность В. и отдельная В.; главная В. и принадлежности; составные части и запасные части; имущественные комплексы.
Совокупность В. - это группа однородных либо разнородных В., которые выполняют свое экономическое, хозяйственное назначение не по отдельности, а совместно. Примеры совокупностей:
мебельный гарнитур, сервиз, набор различных инструментов (слесарных, плотницких и др.). По общему правилу такая совокупность рассматривается как единый объект. Однако допускается заключение сделок по поводу отдельных предметов из совокупности, например распродажа мебели из гарнитура.
В качестве совокупности выступают парные В. - пара обуви, перчаток, лыж, лыжных палок и т.п. Хотя они рассматриваются в качестве единого объекта, в определенных случаях возможно отчуждение одного предмета из пары.
При уничтожении или повреждении одной из В., входящих в совокупность, потерпевший может требовать ее замены на новую совокупность, либо замещения стоимости не одной В., а совокупности В.
Разделение на главную В. и принадлежности основано на том, что принадлежность предназначена для обслуживания главной В. и призвана обеспечивать удобство и надежность использования последней. Например, часы - главная В., браслет - принадлежность. Юридические последствия такой классификации следующие: принадлежность следует судьбе главной В., если законом или договором не установлено иное; при купле-продаже главной В. принадлежность передается безвозмездно, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Деление В. на составные и запасные части обусловлено тем,что они выполняют разные функции по отношению к изделию в целом. Составные части конструктивно связаны с основным объектом. Они неразделимы в экономическом и функциональном значении (двигатель автомобиля, его передние и задние подвески и пр.). Юридически основной объект не может существовать без составных частей. И технически, и юридически они нераздельны. В том случае, когда допускаются сделки с отдельными составными частями, весь объект рассматривается как сумма запасных частей.
Запасные части предназначены для замены некоторых составных частей. Юридическим следствием выделения запасных частей в обособленную группу является констатация того, что основной объект может существовать без запасных частей. Поэтому допускаются отдельные самостоятельные сделки с запасными частями как таковыми.
Суханов Е.А., Павлов В.П.
отдельный предмет материальной действительности, обладающий относит. независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качеств. и количеств. характеристиками. Наиболее общим выражением собств. характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определ. системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. широко использовалась в философии до 19 в., причём осн. признаком В. считалась её телесность. В совр. филос. литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета. Однако при анализе социаль-но-экономич. проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (напр., в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логике.
Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963.
ВЕЩЬ -и; мн. род. -е́й; ж.
1. Всякий предмет, изделие бытового обихода, личного пользования, трудовой деятельности и т.п. Тёплые, носильные вещи. Бьющаяся в. Собрать, уложить свои вещи. Сдать вещи в камеру хранения (о багаже). На тарелке - самые вкусные вещи (разг.; продукты, кушанья). // Разг. О том, к кому относятся как к предмету своего развлечения, не считаясь с его собственными желаниями, интересами, потребностями и т.п. Дорогая, красивая в. (о женщине). Ребёнок не в.
2. Разг. Произведение искусства, науки. Слабая, сильная в. Сочинить оригинальную в.
3. Явление действительности, факт, обстоятельство, событие, случай и т.п.; нечто. Вникнуть в суть вещей. Обсудить сложившееся положение вещей. Вспомнить одну в. Случилась невероятная в. Кто ж рассказывает о таких вещах! Относись к этим вещам проще! Называй вещи своими именами (говори прямо, как есть, не юли). Нас не устраивает существующий порядок вещей (сложившиеся общественные отношения). * Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности! (Лермонтов).
◊ Вещь в себе. 1. В философии И. Канта: то, что существует независимо от сознания и является непознаваемым с абсолютной точки зрения. -2. О том, кто (что) является загадочным, непонятным для окружающих.
◁ Вещь, неизм.; в функц. сказ. (обычно с указат. местоим. это). Разг. Выражает признание значительности, важности, ценности чего-л. Путешествие - это в. Молодость - прекрасная в.! Дружба - великая в. Вещи́ца; Вещи́чка (см.). Вещево́й, -а́я, -о́е (1 зн.). В. склад. В. мешок (заплечный мешок, рюкзак). В-ая лотерея (в которой разыгрываются вещи). В-ое довольствие (бесплатное обеспечение определённых категорий работников форменной одеждой, обувью и т.п.). Ве́щный, -ая, -ое (1 зн.). В. мир (материальный). В-ое право (юрид.; имущественное право владения вещами). В-ая болезнь (разг.; = вещи́зм).
* * *
вещьв гражданском праве, объект права собственности и иных вещных прав. Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться вещью в пределах, установленных законом.
см. объект
- англ. thing; нем. Ding. Целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках. см. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ.
- англ. thing; нем. Ding. Целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках. См. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ.
См. сорока
Вещь. Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в целом. В контексте всего произведения слова и выражения, находясь в тесном взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого. [...] ярким примером может служить образное, глубоко обобщенное употребление слова вещь в заключительных сценах пьесы Островского «Бесприданница». Лариса, отказавшись от своего жениха Карандышева и покинутая Паратовым, в отчаянии думает о самоубийстве, но не находит в себе силы для того, чтобы самой осуществить эту мысль. В ней личность раздавлена, она убеждается в том, что она — только вещь. (См. статью: Гродская Н. С. Из творческой истории драмы А. Н. Островского «Бесприданница» // Уч. зап. Московского гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина, т. 48, Кафедра русск. лит-ры, вып. 5, 1955, с. 324 и след.). Происходит такая сцена.
«Карандышев. Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может.
Лариса (глубоко оскорбленная). Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью). Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!
Карандышев. Оставить вас? Как я вас оставлю, на кого я вас оставлю?
Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин (Хватает ее за руку).
Лариса (оттолкнув его). О нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас.
Карандышев. Что вы говорите! Мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов?
Лариса (со слезами). Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой...».
(Виноградов. О языке худож. лит., с. 233—235).
см. также субъект