«Перевощиков»

Перевощиков в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Перевощиков»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Дмитрий Матвеевич [17(28).4.1788, по одним источникам — Саранск, по другим — Шишквич Пензенской губернии,— 3(15).9.1880, Петербург], русский астроном и математик, академик Петербургской АН (1855; адъюнкт 1852). В 1808 окончил Казанский университет. С 1818 преподаватель, с 1826 профессор и в 1848—51 ректор Московского университета. В 1830—32 по инициативе П. и под его руководством построена Московская обсерватория. В 1851 переехал в Петербург. В Московском университете читал лекции по сферической и теоретической астрономии, по теории возмущений планетных движений, физике, математике и др. П. впервые создал на русском языке курсы астрономии — «Руководство к астрономии» (1826) и «Основания астрономии» (1842), «Руководство к опытной физике» (1883, посмертно); работу по математике «Главные основания аналитической геометрии трёх измерений» (1822) и др. Учебники и статьи в журналах «Современник», «Отечественные записки» и др. сыграли большую роль в распространении знаний в России; особенно важны его исследования и популяризация научные наследия М. В. Ломоносова.

    Лит.: Перель Ю. Г., Общественно-литературная деятельность Д. М. Перевощикова, «Астрономический журнал», 1953, т. 30, в. 2 (имеется лит.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ПЕРЕВО́ЩИКОВ

    Василий Матвеевич (1 апр. 1785 – 6 окт. 1851) – рус. философ, проф. Казанского (1814–20) и Дерптского (1820–30) ун-тов, переводчик латинских (Саллюстий, Тацит, Ливии) и немецких (Гердер и др.) писателей, член Российской академии. Исходя из признания человека естеств. существом и требуя, чтобы науки строились на анализе "естества человека", П. в гносеологии приходил к сенсуализму, с позиций к-рого критиковал как франц. материализм (впрочем, принимая эмпиризм Ф. Бэкона), так и идеализм, особенно кантианский; отвергал теорию врожденных идей. В этич. учении анализ "естества человека" приводил П. к теории "самолюбия", к-рое он объявлял "...истинной пружиной дел человеческих" ("Опыт о возбуждении и утолении страстей", см. "Вестн. Европы", 1816, ч. 87–88, No 12–13, с. 282). С этих натуралистич. позиций П. критиковал этику Канта. В области эстетики принцип естеств. человека и требование основывать ее "истицы" "на естестве человеческом" (см. "Опыт об убеждении разума", там же, 1816, ч. 89, No 17–18, с. 56) приводил П. к мысли о том, что "нужда и стремление к совершенству породили все искусства" ("Опыт о средствах пленять воображение", в журн. "Российский музеум", 1815, ч. 2, с. 17–18). Предмет эстетики – "изящное вообще... до ныне не определен" (там же, с. 18), для доказательства чего П. дал обзор истории эстетики от античности до конца 18 в.

    Сыграв известную роль как пропагандист передовых для своего времени филос, этич. и эстетич. идей и критик кантианства, П. в последующем перешел на позиции офиц. идеологии ("Слово о превосходстве самодержавного правления", Дерпт, [1826]), принадлежал к реакц. лит. группировке "шишковистов".

    Соч.: Опыты, Дерпт, 1822.

    З. Каменский. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия