Словарь Брокгауза и Ефрона

    заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы кафаров и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала "добрыми людьми" (Les bons hommes), но "людьми темными" (hommes obscurs), a после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном Папою Каликстом II (1119), стали звать "тулузскими еретиками". Это отлучение было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, Папа Иннокентий II в 1209 г. возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом от легата Мило, и полученная им от Папы ценою больших жертв абсолюция. Легаты — Арнольд, аббат Сито и Мило — взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безьер и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. "Убивайте их всех! — воскликнул Арнольд, — Господь отличит Своих и защитит!". Не лучше обошелся Симон Монфорт, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 г. Завоеванные земли Папа подарил графу Монфорту в награду за его услуги, но Симон при переменном военном счастье никогда не мог спокойно владеть этим подарком. При осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из пращи камнем, а его сын Раймунд VI и по смерти последнего в 1222 сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII отцовское наследие против легатов и французского короля Людовика VIII, который умер в походе против еретиков в 1226 г. после завоевания Авиньона. Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких епитимий. Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Но еще в начале XIV столет. инквизиция усердно работала в этих местах, в чем можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона (1321) "Practica contra infectos labe heretice pravitatis". Ср. Фауриэля, "Croisade contre les Albigeois" (Пар., 1838); Фабера, "Inquiry into the history and theology of the ancient Vallenses and Albigenses" (Лонд., 1838); Гана, "Geschichte der Ketzer im Mittellalter" (Штутг., 1845); Пейра, "Histoire des Albigeois" (3 т., Пар., 1870—72). В поэтической форме отчаянная борьба альбигойцев воспроизведена Николаем Ленау в его эпосе "Die A." (Штутг., 1842).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. Albigeois)

    участники широкого еретического движения в Южной Франции 12—13 вв., приверженцы учений катаров (См. Катары) и вальденсов (См. Вальденсы). Происхождение названия А. спорно. Обычно его связывают с г. Альби (лат. Albiga), возможно являвшимся первоначальным центром движения (некоторые современные историки выводят название А. из искажённого названия албанцев — Albanenses, т. к. учение катаров распространилось с Балканского полуострова). А. считали земной мир, включая католическую церковь, творением сатаны, отрицали основные догматы церкви, требовали ликвидации церковного землевладения и церковной десятины. Основную массу А. составляли горожане (главным образом ремесленники), частично крестьяне; к А. примкнула часть местных феодалов (особенно мелких), притязавших на церковные богатства. Известное покровительство А. оказывал тулузский граф. По инициативе папства против А. были предприняты крестовые походы (Альбигойские войны). А. были осуждены 12-м Вселенским (4-м Латеранским) собором (1215). В крупных городах Юга была учреждена Инквизиция, началось кровавое искоренение ереси А., сопровождавшееся широкой конфискацией их имуществ в пользу католической церкви и королевской власти. В 14 в. ересь А. исчезает.

    Лит. см. при ст. Альбигойские войны.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    АЛЬБИГОЙЦЫ - участники еретического движения в Юж. Франции 12-13 вв., приверженцы учения катаров. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Осуждены Вселенским собором 1215, разгромлены в Альбигойских войнах.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    АЛЬБИГОЙЦЫ (катары), приверженцы еретического движения в Южной Франции 12 - 13 вв. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения, призывали к аскетизму и др. Осуждены Вселенским собором 1215, разгромлены в 1209 - 29 северо-французскими рыцарями и королем Людовиком VIII (в так называемых Альбигойских войнах).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедия Кольера

    христианская секта, получившая широкое распространение в 12-13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, "чистый") от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься - освободиться от телесности и материальности. В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал - доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос - всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить грех. Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. Они верили в метемпсихозу, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь. Альбигойцы проводили различие между "совершенными" и просто верующими. Небольшое число "совершенных" придерживались обрядов древних катаров: consolamentum, или духовное крещение, посредством наложения рук, которое наделяет правом проповедовать новую религию; appareillamentum, или публичное исповедание грехов; endura, или воздержание от пищи с целью освободиться от власти телесности. Верующие становились членами секты лишь после обещания принять consolamentum до конца жизни. Они зачастую откладывали совершение этого обряда и лишь перед самой смертью прибегали к такому способу избежания греха. Во главе альбигойцев стояла иерархия епископов, избиравшихся из числа "совершенных", и диаконов, отбиравшихся исключительно из числа верующих. По некоторым свидетельствам, в конце 12 в. альбигойство пользовалось значительным влиянием во Франции. Если судить по сохранившимся документам, обличения манихейства начинаются со времен собора в Орлеане в 1022, затем последовали решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе. Альбигойство как таковое впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и

    IV Латеранских соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрыве основ семьи, государства и человеческого общества. Наряду с соборными постановлениями волну альбигойства помогало сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием таких проповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин роста популярности альбигойства - распущенностью духовенства и народа. Для борьбы с невежеством - источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников (доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианском учении. Широкое и быстрое распространение ереси можно объяснить тем, что consolamentum гарантировало спасение и могло быть принято любым верующим непосредственно перед смертью. Единственным требованием была вера, в остальном верующему предоставлялась полная свобода действий. В то время как церковники выступили против альбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политических соображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов и применение военной силы против городов. Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось и без исключений. Так, согласно Петеру Кантору, "хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью". Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только ради общественного спокойствия. Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые III Латеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции. Собор потребовал от светских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу. Последняя и кровавая стадия в истории катаров - серия сражений (1209-1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Философская энциклопедия

    АЛЬБИГО́ЙЦЫ

    (лат. albigenses, франц. albigeois) – христианская секта, существовавшая в Юж. Франции (пров. Лангедок), ветвь ср.-век. ереси катаров. Название получили от области Альбижуа [традиция связывает термин "А." с г. Альби (лат. Albiga)]. Впервые термин "А." появился в 1181 в хронике лимузинского аббата Готфрида, но под др. названиями еретики известны были уже в 1-й четверти 12 в. А. придерживались дуалистич. взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (бога – творца духовного) и злого (дьявола – творца материального). Из этого дуализма вытекало отвержение всего земного, что в условиях средневековья означало отрицание феод. порядков. Дуализм А. служил теоретич. основой оппозиц. отношения к католич. церкви и ее догматам. А. резко критиковали церковь, особенно за обладание богатствами, что вело к требованию секуляризации. Они отрицали легенду о страданиях Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католич. церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением; отрицали учение о предстоящем страшном суде, существование ада и рая. Бόльшая часть А. не признавала Ветхий завет, что имело немаловажное значение, поскольку в то время "библейские тексты получили во всяком суде силу закона" (Энгельс Ф., см. Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360).

    Ересь А. представляла собой оппозицию феодализму со стороны гор. населения, составляющего осн. массу еретиков, к к-рым также примкнули бόльшая часть мелкого дворянства и нек-рые крупные феодалы, заинтересованные в секуляризации церк. имущества. Деятельность А. сводилась к широкой пропаганде ереси. От насильств. действий они отказывались, осуждая всякую войну, в т.ч. оборонительную, что тормозило развитие борьбы масс. Решающий удар движению А. нанесли крестовые походы феодалов Сев. Франции (1209–15; 1216–29).

    Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, Л., 1938; Осокин Н., История альбигойцев и их времени, т. 1–2, Казань, 1869–72; Belperron P., La croisade contre les Albigeois et l'union du Languedoc à la France (1209–1249), P., 1942; Runсiman S., The Medieval Manicliee..., L.–Camb., 1947; Niel T., Albigeois et Cathares, P., 1956.

    H. Бортник. Свердловск.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    альбиго́йцы

    участники еретического движения в южной Франции XII—XIII вв., приверженцы учения катаров. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Осуждены Вселенским собором 1215, разгромлены в Альбигойских войнах.

    * * *

    АЛЬБИГОЙЦЫ

    АЛЬБИГО́ЙЦЫ, участники еретического движения в Юж. Франции 12—13 вв., приверженцы учения катаров(см. КАТАРЫ). Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Осуждены Вселенским собором 1215, разгромлены в Альбигойских войнах.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Советская историческая энциклопедия

    (франц. Albigeois) - секта в христианстве, ветвь ср.-век ереси катаров в Лангедоке (Юж. Франция, гл. обр. Прованс и Тулуза); названы по г. Альби (Albi; лат. Albiga) - одному из гл. центров движения. Появились в 1-й пол. 12 в. A., как и все катары, отрицали католич. таинства, троичность божества, ад и чистилище и считали земную жизнь "творением сатаны". Социальный состав А. был сложным. Ересь А. возникла как умеренно-бюргерская (противники называли А. tisserands - ткачами), затем привлекла к себе широкие нар. массы: крестьянство, к-рое вследствие раннего исчезновения в Юж. Франции серважа было лично свободным и, примыкая к А., стремилось оградиться от посягательств церкви; горожан, связанных с земледелием (в Лангедоке они часто были владельцами зем. участков) и боровшихся за сокращение чинша (в этой борьбе они всемерно использовали свои доходы от ремесла, торговли, преимущества гор. организации), гор. плебейство. К А. примкнула часть жаждавшего секуляризации церк. богатств рыцарства, все более разорявшегося из-за дробления поместий, т. к., в отличие от С. Франции, здесь отсутствовало права майората (в ереси А. оно находило идеологич. обоснование своим стремлениям), наконец, ряд представителей знати, стремившихся к независимости от папства и боявшихся складывавшегося на С. централизованного гос-ва, к-рое встречало поддержку среди франц. духовенства. Распространению ереси А. способствовало ослабление власти церкви из-за обилия богатых городов, живучести еретич. традиции, сохранявшейся со времен арианства, наличия торг. связей и культурного общения с арабами и др. народами Востока, пестроты этнич. состава населения (христ. влияние перекрещивалось с мусульманским). Папство в своей борьбе против А. не находило на Ю. достаточных сил и вынуждено было терпеть неудачи до тех пор, пока не усилилась королев. власть на С. Франции. Об А. сохранились преим. сообщения их противников, хотя среди них были и свои ученые, имелись школы, и в течение довольно длит. промежутков времени А. пользовались значит. свободой. После Альбигойских войн и сопровождавшего их террора знать отошла от ереси. A., гл. обр. горожане, были загнаны в подполье, и в 14 в. упоминания о них исчезли.

    Источн.: La chanson de la croisade albigeoise, éd. par E. Martin-Chabot, v. 1-2, P., 1957.

    Лит.: Маркс К., Хронологические выписки в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, М., 1938, с. 235-41; Осокин Н. A., История альбигойцев и их времени, т. 1-2, Казань, 1869-72; Pierre des Vaux-de-Gernay, Histoire Albigeoise, P., 1951; Söderberg H., La religion des cathares, Uppsala, 1949; Schmidt G., Histoire et doctrine de la secte des cathares ou albigeois, v. 1-2, P., 1848-49; Dulaurier E., Les albigeois ou les cathares du midi de la France, "Le cabinet historique", 1880, v. 26; Belperron P., La croisade contre les albigeois et l'union du Languedoc а la France (1209-1249), P., 1946.

    И. Я. Лернер. Москва.

  17. Источник: Советская историческая энциклопедия



  18. Католическая энциклопедия

  19. Источник:



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: