Большая Советская энциклопедия

    Орик (Auric) Жорж (р. 15.2.1899, Лодев, Лангедок), французский композитор, член Института Франции (1962). Учился в Парижской консерватории, затем в «Схола канторум» у В. д'Энди. Как композитор дебютировал в 15 лет (в концертах Национального музейного общества в 1914 были исполнены романсы О.). В 20-х гг. входил в объединение «Шестёрка». В эти же годы сотрудничал с труппой «Русский балет С. П. Дягилева», для которой написал балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926) и др. Входил в правление Народной музыкальной федерации (с 1935), участвовал в антифашистском движении. Им были созданы массовые песни (среди них — «Споемте, девушки» на слова Л. Муссинака), такие глубоко эмоциональные произведения, как «Четыре песни страдающей Франции» (на слова Л. Арагона, Ж. Сюпервьеля, П. Элюара, 1947), цикл из 6 поэм на слова Элюара. Среди сочинений О. — балеты «Художник и модель» (1949), «Федра» (1950), «Комната» (1955) и др., музыка к спектаклям драматического театра и для кино, в том числе к фильмам «Свободу нам» (1932), камерные инструментальные и вокальные произведения.

    Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Auric, Georges) (1899-1983), французский композитор, член творческого объединения "Шестерка". Родился 15 февраля 1899 в Лодеве, учился в Парижской консерватории и в "Схола канторум" (Schola cantorum) у Венсана д'Энди, однако методика последнего казалась Орику скучной, а консерваторское преподавание лишенным фантазии. Уже в начале своей деятельности Орик привлек внимание Сергея Дягилева, и в результате их сотрудничества появился балет Докучные (Les Facheux, 1924), очаровательное произведение, большую часть материала для которого Орик заимствовал из собственной музыки к одноименной пьесе Мольера. В дальнейшем Дягилевская антреприза поставила еще два балета Орика - Матросы (Les Matelots, 1925) и Пастораль (Pastorale, 1926). Орик весьма скоро стал популярен как композитор, работавший в кино, особенно часто его приглашали английские компании. Самая интересная его кинопартитура - к фильму Цезарь и Клеопатра (1945); успехом пользовалась и музыка к фильму Глубокой ночью (Dead of Night, 1945). Среди фильмов композитора, действие которых происходило в Ист-Энде в Лондоне, выделяются Крик и плач (Hue and Cry, 1946) и Банда с Лавендер Хилл (The Lavender Hill Mob, 1951). Орик написал также музыку к американскому фильму Мулен Руж (1952), в том числе вальс, который стал, по-видимому, самой известной его пьесой. В 1950 Орик создал замечательный балет Федра (Phedre) - здесь талант композитора раскрылся с новой, неожиданной стороны. В концертный репертуар вошли такие произведения Орика, как увертюра 1938, фортепианная сонатина 1923 и соната 1932. Орик выступал также как литературный критик в газетах "Марианна" и "Пари суар". В 1954 он стал президентом Общества охраны авторских прав музыкантов и издателей (SACEM). С 1962 по 1968 был генеральным директором парижских "Опера" и "Опера комик". Умер Орик в Париже 23 июля 1983.

    ЛИТЕРАТУРА

    Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. М., 1970

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ори́к Жорж

    (Auric) (1899—1983), французский композитор. Ученик В. д’Энди. Входил в «Шестёрку», в правлении Народной музыкальной федерации (с 1935), в 1962—68 генеральный директор Национальных оперных театров. Балет «Федра» (1949) и др., музыка к фильму «Свободу нам!» (1932), «Орфей» (1950) и др., песни (в том числе на слова Л. Арагона, П. Элюара).

    * * *

    ОРИК Жорж

    ОРИ́К (Auric) Жорж (1899—1983), французский композитор. Входил в «Шестерку»(см. ШЕСТЕРКА), в правление Народной музыкальной федерации (с 1935), в 1962—1968 генеральный директор Национальных оперных театров. Балет «Федра» (1949) и др., музыка к фильмам «Свободу нам!» (1932), «Орфей» (1950) и др., песни (в т. ч. на слова Л. Арагона, П. Элюара).

  5. Источник: Энциклопедический словарь