Большая Советская энциклопедия

    Михаил Александрович [20.9(2.10).1876, Москва, — 8.3.1963, там же], советский патологоанатом, академик АМН СССР (1945), основоположник патологической анатомии болезней детского возраста. В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. В 1911—53 прозектор Морозовской больницы (ныне Московская клиническая детская больница № 1) и одновременно профессор 2-го (с 1939) и 1-го (1942—47) Московских медицинских институтов; с 1945 работал также в институтах АМН СССР (нормальной и патологические морфологии, педиатрии). Дал новую трактовку аллергической патологии сосудов в раннем детском возрасте, показал значение воспалительной неспецифической реакции миокарда при ревматизме, детально разработал патологическую анатомию пупочного сепсиса и т. д. Создал уникальный музей макро- и микропрепаратов, относящихся к различным областям патологии детского возраста. За работы по ревматизму удостоен 1-й премии Международного антиревматического комитета (1938). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Очерк патологической анатомии детских инфекционных болезней, [М.], 1925; Патологическая анатомия важнейших заболеваний детского возраста, 4 изд., М., 1946.

    Лит.: Авцын А. П., Афанасьева В. М., Основоположник патологической анатомии болезней детского возраста М. А. Скворцов, «Архив патологии», 1956, т. 18, № 7; М. А. Скворцов. [Некролог], «Педиатрия», 1963, № 6.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    СКВОРЦОВ

    СКВОРЦОВ Иван Михайлович (род. 1795 – ум. 1863) – рус. религиозный философ, духовный писатель; протоиерей, профессор Киевской духовной академии (1819-1849), учитель С. С. Гогоцкого. Скворцов не был явным сторонником ни одной философской системы, хотя наиболее сильное воздействие на него оказали учения картезианской и особенно лейбнице-вольфианской философии. Тем не менее он осознавал необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии, чтобы закрепить уже установившуюся традицию т. н. «здравой философии». По Скворцову, мыслящий дух человеческий не есть существо безусловное, его мышление не есть абсолютное и творческое. Истина – данное, воспринимаемое и познаваемое нами. Первоначальное отношение духа к истине есть начальное отношение восприятия, чувства. Непосредственное чувство истинности есть вера в широком смысле. Здесь – первая форма noзнания, основа всего умственного развития. Следующая ступень – стремление «уразуметь» непосредственное содержание веры, возвести веру в степень знания. Из этого стремления возникает наука и философия. «Философ, отвергающий всякую веру, и сам не заслуживает веры». Первая обязанность философии – путем анализа разумной природы нашего духа открыть в ней первоначальные осн. элементы истины и, очистив их от посторонней примеси, изложить в ясных и точных понятиях. Совокупность этих истин составила бы то, что называется philosophia prima. Но философствующий ум не может довольствоваться этими исходными истинами, он «стремится к полному и всестороннему познанию.целостности всех вещей – к полной совершеннейшей истине». Это – philosophia secunda. Под силу ли это человеческому уму, «создаст ли [он] одними усилиями своего гения такую систему знания, которая удовлетворяла бы врожденному нам стремлению к истине?» Согласно Скворцову, это стремление должно быть удовлетворено, душе должен быть дан покой и мир; в посредничестве философии между естественным разумом и христианством и состоит ее истинное значение и достоинство. В «Критическом обозрении кантовой религии в пределах одного разума» (1838) Скворцов ясно показывает, что признается им у Канта и что отвергается. Три важные истины, по его мнению, открыл Кант в философии: разум наш недостаточен в познании вещей сверхчувственных; начала нравственности, основанные на понятиях удовольствия и неудовольствия, не нравственные; человек по природе поврежден или развращен. Приняв эти три отрицания Канта, Скворцов выдвигает еще два – уже против самого Канта: против деизма кантовой религии, отделяющей Бога от человека и человека от Бога, и против натурализма, не допускающего ничего сверхъестественного и поклоняющегося одному практическому разуму. Его произв. по каноническому праву явились первыми оригинальными рус. сочинениями по этому вопросу: «Краткое начертание истории церкви ветхозаветной», 1852; «Краткое начертание церкви новозаветной», 1853; «Катехизические поучения», 1854; «Записки по церковному законоведению», 1861-1871.

  3. Источник: Философская энциклопедия