Словарь Брокгауза и Ефрона

    (лат. Patricius) — апостол и патрон Ирландии, род. во 2-й половине IV столетия. Из приписываемого ему сочинения "Confessio" видно, что он был сыном диакона Кальпорния, знатного шотландского рода. На 16-м году жизни морские разбойники увезли его в Ирландию, где ему пришлось пасти скот. Через шесть лет он бежал на родину. После посвящения в священники и епископы П. снова отправился в Ирландию в 432 г. и начал, несмотря на грозившие ему большие опасности, проповедовать Евангелие. Он основал много церквей, монастырей, монастырских школ и установил церковную иерархию, перенеся впоследствии архиепископский престол в Армаг. П. умер в глубокой старости между 457 и 469 г. и позднее причислен к лику святых. Подлинность "Confessio", как и "Epistola ad Coroticum" (изд. в "Patrologia" Миня, т. 3), и даже достоверность существования П. неоднократно оспаривались. По другим источникам, П. был сыном римского воина, назывался Суккатом и переменил это имя на имя П., когда в 432 г. папа Целестин I сделал его апостолом. Ср. Тодд, "Saint-Patrick, apostle of Ireland" (Дублин, 1864 г.); Скене, "Celtic Scotland" (Л., 1877); Луфс, "Antiquae Britonum Scotorumque ecclesiae quales fuerint meres etc." (Лейпциг, 1882); Ширман, "Loca Patriciana" (Дублин, 1833 г.); Роберт, "Etude critique sur la vie et l'oeuvre de Saint Patrick" (П., 1884); Морис, "The life of Saint Patrick" (Л., 1888 г.); Градуэль "Succat" (Л., 1892).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Patrick, Patricus)

    (конец 4— середина 5 вв.), основатель ирландской католической церкви и её первый епископ. Многие сведения о жизни П. носят легендарный характер; неоднократно оспаривалась историчность самого П. Согласно сведениям, содержащимся в сочинениях, приписываемых П., он родился в Британии, духовный сан принял в Галлии, в 30-е гг. 5 в. начал проповедовать христианство в Ирландии. Причислен католической церковью к лику святых (17 марта — день св. Патрика, считающегося апостолом и патроном Ирландии, ирландский национальный праздник).

    Лит.: Bieler L., The life and legend of St. Patrick, Dublin, 1949; Carney J., The problem of St. Patrick, Dublin, 1961.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    patrick

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. Patrick

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Энциклопедия Кольера

    СВ., апостол Ирландии, родился в Римской Британии в семье диакона Кальпурния. В шестнадцатилетнем возрасте был захвачен в плен шайкой ирландских разбойников, которые в те времена совершали набеги на римскую провинцию, и увезен в рабство в Ирландию, где на протяжении шести лет (по преданию, на территории нынешнего графства Антрим) пас овец. В отрочестве Патрик, согласно его собственному признанию, не был горячо верующим христианином, однако затем пережил духовное озарение. По его словам, однажды во сне он услышал голос, повелевавший ему подняться на корабль, который будет его дожидаться. Пройдя пешком около 320 км, юноша достиг гавани, откуда ему удалось со временем вернуться домой. Однако во сне его посетило еще одно видение: ему явился муж, протянувший письмена, которые содержали "глас ирландцев", умолявших его вернуться и жить среди них. Патрик воспринял этот сон как божественное призвание и, преодолев ряд препятствий, вновь оказался в Ирландии (по-видимому, уже в епископском сане). Вместе с другими миссионерами он проповедовал им Евангелие и распространял христианство "вплоть до самых отдаленных пределов страны, за которыми уже не было человеческого жилья и куда никто никогда не приходил, чтобы крестить, рукополагать во священство и совершать таинства". Немногочисленные дошедшие до нас сочинения св. Патрика являются древнейшими памятниками ирландской письменности. Важнейшее из этих сочинений - Исповедь, в которой он объясняет цели и смысл своего служения и которая служит главным источником наших сведений о его жизни. Однако это не автобиография в строгом смысле слова, так что многие подробности (особенно хронологического рода) остаются непроясненными. Ирландские хроники датируют его прибытие в Ирландию 432 годом, однако эти хроники основаны на утраченных ныне источниках, относившихся к эпохе, отделенной от времени Патрика несколькими веками. Кроме того, они противоречат свидетельству Проспера Аквитанского, который в своей Хронике сообщает, что в 431 папа Целестин направил некоего Палладия в качестве епископа к "ирландцам, верующим во Христа". По преданию, сложившемуся очень рано, св. Патрик считается апостолом христианства, обратившим ирландцев в веру во Христа и основавшим первую архиепископскую кафедру в Арме. Ирландцы чтут его имя более тысячи лет, св. Патрику посвящены многочисленные церкви, возведенные ирландскими переселенцами и миссионерами по всему свету. День памяти святого 17 марта; в Ирландии это национальный праздник, и все ирландцы, где бы они ни жили, непременно отмечают его.

  9. Источник: Энциклопедия Кольера



  10. Энциклопедический словарь

    Па́трик

    (Patrick, Patricius) (около 389 — около 461), христианский монах, епископ с 432; «апостол Ирландии», где он проповедовал Евангелие и основал множество церквей и монастырей.

    * * *

    ПАТРИК

    ПА́ТРИК (англ., ирл. Patrick, лат. Patricius) (ок. 390 — ок. 460), апостол и патрон Ирландии, один из наиболее почитаемых святых Западной церкви. Память17 марта.

    Жизнь и проповедь

    Согласно собственной «Исповеди», Патрик родился в юго-западной части Британии в семье богатого декуриона по имени Кальпурний, который к тому же был диаконом местной церкви. В 16 лет он был похищен ирландскими пиратами и в течение 6 лет был пастухом «среди детей леса Фоклут», рядом с современным г. Киллала (в графстве Мейо, Ирландия). Обращаясь в молитвах к Богу, он получил откровение, побуждающее его бежать.

    Отправившись в порт на юго-восточном побережье, Патрик упросил моряков взять его пассажиром и высадить в Британии. Вернувшись домой, Патрик начал готовиться к христианскому служению, изучая правила веры и ближе знакомясь с текстом Библии, но ничто не могло компенсировать фундаментальное образование, отсутствие которого он оплакивал всю жизнь. Некоторое время он провел в Галлии. Согласно традиции, в Оксерре ок. 418 он был посвящен в дьяконы Аматором. Однажды во сне ему явился Виктриций Ровенский, единственный известный миссионер в Европе 4 в., и уговорил Патрика вернуться в Ирландию для обращения язычников в христианство. Патрик не решился действовать по собственной инициативе, как это делал Виктриций, и обратился за посвящением к Герману Оксеррскому, от которого и принял сан «епископа Ирландии». До этого времени ни папа, ни галльские епископы не посвящали ни одного человека в епископский сан для организации общин среди язычников за пределами Римской империи.

    В 431/32 Патрик вернулся в Британию и несколько лет спустя отправился в Ирландию, где провел остаток жизни. Место погребения неизвестно. Сохранилось одно из его латинских писем, адресованное бриттскому вождю Коротию, о личности которого нет единого мнения. В конце жизни Патрик написал «Исповедь», основанную на личном опыте духовного подвижничества, возможно, в ответ на критику его действий во время пребывания в сане епископа. Эти два произведения — единственные документы, дошедшие до нас с Британских островов за столетие после падения Римской империи.

    Многие факты биографии Патрика, такие как обучение в Галлии, Лерине или Оксерре под руководством Аматора или Германа Оксеррского, его направление в Ирландию папой Целестином, его встреча с верховным королем Ирландии Лоэгайре, визиты в Сол и Слемиш, бдение на «Холме Патрика», считаются результатом работы агиографов, черпавших сведения из поздней традиции и легенд, многие из которых содержатся в «Книге из Армы».

    Источники и легенды

    Первые сведения о жизни Патрика находятся в памятных записях Тирехана (670—700), епископа Ардбраккана (в ирландском графстве Мит). Первым неирландским источником биографии святого считается «История бриттов» Ненния (796—800). Основой для последующих житий стало сочинение Мурьху (680—700) из Армы, сына Когитоса, агиографа Бригиты(см. БРИГИТА (святая)). Несколько агиографических сочинений, рукописи которых утеряны, дошли до нас в издании Колгана (1647). 2-е и 4-е жития этого издания, относящиеся к 8—9 вв., содержат первые сведения о визите Патрика к Целестину, 3-е житие в двух вариантах из юго-западной Британии является латинским пересказом ирландского оригинала 2-й пол. 9 в., в котором приведена легенда о низвержении идола Кром Круах, составленная по аналогии с библейским сюжетом о пророке Илие и статуе Ваала. Она перекочевала в Трехчастное житие, составленное на ирландском языке в 895—900 гг. и завершившее эволюцию легенд о св. Патрике соединением ранних текстов с фольклорными и мифопоэтическими традициями. На континенте наиболее известным стало житие Джоселина Фурнского (1185/86), одного из бенедиктинских монахов, которых Джон де Курси, юстициарий Ирландии (1185—92), перевез из Фурн (Ланкашир) в Даун (Ольстер). Благодаря ему легенда о «Чистилище св. Патрика» на о. Стейшен (оз. Лох-Дерг, в графстве Донегол) получила широкое распространение и остров превратился в одно из чтимых мест паломничества. Сохранились упоминания о «Законе Патрика» (текст не сохранился), направленного на защиту клириков. Молитва «Лорика св. Патрика» и свод канонов т. н. «Первого Собора св. Патрика» составлены, по крайней мере, двумя столетиями позже. Во времена возвышения Клонмакнойса возникло «Предсказание Патриком св. Киарана», в котором говорилось, что мощи Патрика находятся в этом монастыре. Становление церковного церемониала и ритуализация повседневной жизни духовенства в Ирландии засвидетельствованы в «Хозяйстве св. Патрика» (927—936), перечне прислуги и их обязанностей как светского, так и духовного характера.

    В ирландской традиции образ Патрика не был связан с кельтской церковью(см. КЕЛЬТСКАЯ ЦЕРКОВЬ), его жития появились только два века спустя после его смерти в монастырях, придерживавшихся римской практики, его культ быстро проник на континент. Впервые он упоминается в «Житии св. Гертруды», написанном ок. 670 в Нивеле, затем — в стихах Келлана Пероннского (ум. 706) и Алкуина(см. АЛКУИН Флакк Альбин) (ум. 804). В связи с особым почтением к ирландской монашеской практике в средние века, культ Патрика к 11 в. распространился по всей Европе и особенно прочно утвердился во Франции. Например, почитание Патрика в Ровене и Лерине сохранилось до сего дня. В Америке и Австралии распространение культа связано с массовой эмиграцией ирландских католиков после картофельной эпидемии в 1845—47. День Святого Патрика (17 марта) является государственным праздником в Ирландии и широко отмечается ирландскими общинами во всем мире.

    Иконография

    В иконографии два наиболее ранних памятника — сцены из легенд о св. Патрике на каменном кресте короля Фланна в Клонмакнойсе (ок. 900) и на кресте св. Патрика в Кашеле (12 в.) — сохранились в плохом состоянии. С 14 в. Патрик изображается в епископских одеждах, безбородым, с поднятой для благословения рукой, с 17 в.— бородатым мужчиной, попирающим ногами змею согласно поздней легенде об освобождении Патриком Ирландии от змей; часто держит в руке клеверный лист (шэмрок, трилистник), с помощью которого объясняется единство Троицы.

  11. Источник: Энциклопедический словарь