Словарь Брокгауза и Ефрона

    (или союз амфиктионов, т. е. соседей святилища) — так назывался у греков союз различных племен, которые собирались на празднества при святилище какого-либо известного бога, обсуждали при этом общие дела союза и улаживали споры между отдельными его членами. Все члены клятвенно обязывались повиноваться известным общим постановлениям. В древнейшие времена греческой истории таких союзов существовало несколько, но большинство из них (в Делосе, в Калаурии у Арголиды, в Онхесте в Виотии) рано утратили свое политическое значение; дольше других пользовался значительным влиянием только самый обширный из этих союзов "Дельфийско-пилейская амфиктиония", члены которой назывались обыкновенно просто "амфиктионами". Основан этот союз, по всей вероятности, по инициативе греческих племен, населявших Фессалию и области, граничившие с нею на юге; поэтому-то первым центром его было святилище амфиктионийской Деметры в Фермопилах, около местечка Анфелы, но вскоре уже вследствие распространения союза за пределы Средней Греции образовался второй центр — храм Аполлона в Дельфах (см. это сл.); в обоих святилищах происходили два раза (весною и осенью) собрания представителей союза (пилеи). Членами союза в древнейшее время были следующие 12 племен: фессалийцы, виотийцы, доряне, ионяне, перебы, магнеты, локрийцы, энияне, фтиотийские ахеяне, малийцы, фокейцы и долопы. Каждый из этих народов посылал на собрание союза двух представителей (гиеромнемоны); из них составлялся союзный совет (синедрион), в котором по старому обычаю председательствовали представители Фессалии; кроме того, каждый член союза имел право посылать нескольких представителей (пилагоры), которые в заседаниях совета имели только совещательный голос. Число членов союзного совета, имевших право голоса, равнялось, таким образом, 24; оно оставалось неизменным до времени римского императора Августа, хотя в составе членов и распределении голосов между ними происходили частые перемены, обусловливаемые изменениями политических отношений между греческими государствами. Так, жители города и области Дельфы были признаны союзным советом независимыми от фокейцев и приняты в союз как самостоятельный член (по всей вероятности, во время Пелопоннесской войны); в 346 г. по окончании Фокейской (так наз. Третьей священной) войны фокейцы и спартанцы были исключены из союза, и их место заступили македоняне, вследствие чего союз сделался орудием политики царя Филиппа; только в 278 г. фокейцы были приняты обратно в союз в награду за храбрость, выказанную ими в борьбе с галлами, вторгнувшимися в Среднюю Грецию. В 388 г. место западных Локр в союзе заняли этоляне, которые в период расцвета своего могущества (между 250 и 189 г. до Р. Х.) играли долгое время главную роль в союзе, забрав в свое распоряжение большинство голосов в совете. Впоследствии они, точно так же как и македоняне, были, однако, исключены из союза, по всей вероятности, по настоянию римлян. Существенные изменения были сделаны в союзе императором Августом после битвы при Акциуме; он приказал принять в союз, кроме Македонии, основанный им в память победы при Акциуме город Никополь и увеличил число представителей, имеющих право голоса в совете, до 30. В этом положении союз оставался до окончательного падения Дельфийского оракула, но уже много раньше он потерял всякое политическое значение; его обязанностью был только надзор за святилищами в Дельфах и Фермопилах и руководство пифийскими играми. Ср. Титман, "Ueber den Bund der Amphiktyonen" (Берлин, 1812); Герлах, "Histor. Studien" (Гамбург и Гота, 1841); О. Вейсс, "De foederis amphyctyonici disciplina" (Берлин, 1847); С. Веллер, "Étude sur le monument bilingue de Delphes" (Париж, 1868); К. Бюхер, "Questionum Amphictyonicarum specimen" (Бонн, 1870); Вейль, "De amphictyonum delphicorum suffragiis" (Берлин, 1872); Заупе, "Commentatio de amphictyonia delphica et hieromnemione attico" (Геттинген, 1873).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. Amphlktionía, от amphiktíones — жители окружающих областей)

    религиозно-политический союз племён и городов в Древней Греции, имевший целью совместное отправление культа в общем святилище, охрану и распоряжение его казной и разрешение мирным путём возникавших между его членами конфликтов. Члены А. вырабатывали правила ведения войны, обязательные для данной А. (войны членов А. получили название «Священных войн» (См. Священные войны)). Известны А. при святилищах Аполлона: в Дельфах — дельфийско-пилейская, на острове Делос — делосская; при святилищах Посейдона: на острове Калаврия — калаврийская, в Беотии — онхестская и др. Больше всего сведений сохранилось о дельфийско-пилейской А. В древнейшее время она состояла из 12 общин Средней Греции и Фессалии, позднее состав её менялся, возглавлялась советом представителей общин (каждая община имела 2 голоса), несла охрану своего святилища, организовывала имевшие общеэллинское значение пифийские религиозные празднества. Дельфийско-пилейская А. оказывала влияние на международные отношения во всём греческом мире, учреждала третейские суды и т. д. Значение А. утрачивается после завоевания Греции римлянами (146 до н. э.).

    Лит.: Bürgel H., Die pyläcisch-del-phische Amphiktyonie, Münch., 1877.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    амфиктиони́я

    (Amphiktionía), в Древней Греции религиозно-политический союз племён и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войны. Наиболее известна дельфийская амфиктиония (центр — Дельфы), в которую входили 12 общин Средней Греции и Фессалии.

    * * *

    АМФИКТИОНИЯ

    АМФИКТИОНИ́Я (Amphiktionia), в Древней Греции религиозно-политический союз племен и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войны. Наиболее известна дельфийская амфиктиония (центр — Дельфы(см. ДЕЛЬФЫ)), в которую входили 12 общин Средней Греции и Фессалии(см. ФЕССАЛИЯ).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (греч. Ampixtyonia, от ampiktiones - жители окружающих областей)- религ.-политич. союз племен и полисов в Др. Греции для разрешения мирным путем возникавших между его членами споров и совместного отправления культа в общем святилище. Возникнув в эпоху воен. демократии в виде союза племен, А. впоследствии была союзом как племенных общин, так и полисов. Известны: А. дельфийская, при святилище Аполлона в Дельфах, делосская, тоже при святилище Аполлона, на о. Делос, калаврийская, при святилище Посейдона, на о. Калаврия, и др. Наибольшее значение имела дельфийская А. (сначала из 12 общин Ср. Греции и Фессалии, позднее состав менялся), возглавлявшаяся советом представителей общин (каждая община имела два голоса). А. вырабатывала обязат. для ее членов правила ведения между ними войны (напр., было запрещено отрезать города от воды или разрушать их до основания). Дельфийская А. несла охрану своего святилища, организовывала имевшие общеэллинское значение пифийские религ. празднества с гимнастич. и муз. состязаниями и т. д. Она оказывала влияние на междунар. отношения во всем греч. мире, учреждала третейские суды и пр. Филипп II Македонский использовал ее для вмешательства в греч. дела, добившись в 346 до н. э. принятия Македонии в эту А. (вместо исключенной из нее Фокеи). Филипп подчинил А. макед. влиянию, к-рое позднее сменилось влиянием этолийского союза. При имп. Августе дельфийская А. утратила политическое значение. Сведений о др. А. почти не сохранилось.

    Лит.: В ürgel H., Die pyläeisch-delphische Amphiktyonie, Münch., 1877.

    О. И. Савостьянова. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия