«Донецкая железная дорога»

Донецкая железная дорога в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Донецкая железная дорога»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    во многих отношениях отлична от других в России. Большинство наших дорог первоначально состояли из одной линии, без ветвей, а Д. с самого начала образовала сеть со многими разветвлениями. Дл. ветвей Д. ж. д.: Дебальцево — Краматоровка 174 в., Дебальцево — Зверево 177 в., Ступки — Бахмут 6 в., Дебальцево — Ясиноватая 65 в., Дебальцево — Луганск 85 в., Константиновка — Еленовка 121 в., Хацепетовка — Никитовка 23 в., Еленовка — Мариуполь 113 в., Попасная — Лисичанск 44 в., Криничная — Ханженково 5 в. Всего с коммерческими ветвями 821 в. Кроме того, частным лицам и акционерным компаниям принадлежит 84 в. ветвей к Д. ж. д. Они соединяют с нею копи и заводы. Устав дороги утвержден 27 июня 1875 г. Первые участки открыты 1 дек. 1878 г., Мариупольская ветвь — 1 ноября 1882 г. Началом концессии, данной на 74 года, считается 29-ое июня 1878 г.; срок для выкупа — 1 ноября 1897 г. Первоначальное название дороги — каменноугольная — указывает на главное ее назначение. Проходя по самым богатым залежам каменного угля в России, она предназначалась для подвозки его от копей к двум соседним большим дорогам: Курско-Харьковско-Азовской и Козловско-Воронежско-Ростовской и к Мариупольскому порту Азовского моря. Впоследствии здесь развилась еще добыча соли и киновари, основались чугуннолитейные и железоделательные заводы. Оживленная заводская деятельность и добыча ископаемых должны были бы, казалось, дать этой дороге большие грузы; но это не осуществилось, и дорога — одна из самых малодоходных в России. Замечателен также очень малый средний пробег грузов малой скорости (85 в.). Причины малой доходности двоякие: во-1-х, Д. ж. д. проходит по местности малонаселенной, на ней нет ни одного значительного города, а лишь два довольно крупных промышленных пункта: г. Бахмут (солеварни) и м. Юзовка (чугунные заводы). Большинство грузов должно идти на соседние дороги, которые, имея сами вблизи своих линий каменный уголь, назначили на уголь с Д. дороги сравнительно высокие тарифы. Во-2-х, дорога почти все время идет по водоразделу, а каменноугольные копи находятся в долинах и подвоз угля к станциям обходится дорого. Во многих случаях удобнее подвозить уголь гужом к промышленным заведениям и к станциям дорог Курско-Азовской и Козлово-Ростовской.

    Состояние основных капиталов.

    Первоначальная величина

    капиталов..... ...................... мет....... 31679283

    ..... ....................................кред........ 4342816

    Гарантированный по ним

    доход..... .............................мет......... 1585745

    ..... .....................................кред......... 239043

    Валовой доход.

    Сумма..... ............................................ 3551542

    На версту дороги..... ................................. 5325

    Чистый доход.

    Сумма..... ............................................. 840844

    На версту дороги..... ..................................1261

    В % от валового дохода..... ........................... 24

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Расходы                                          | Сумма               | На версту       | В % от общ. Итога   |

    |                                                         |                          | дороги            | расходов                 |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Правление общества или совет        | 215512               | 323                 | 8                             |

    | управления, контроль сборов и         | 75558                |                       |                                |

    | общие расходы Содержание            |                          |                       |                                |

    | собственно правления                      |                          |                       |                                |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Управление дорогою                        | 150909               | 226                 | 5,6                          |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Надзор за путем и зданиями,           | 734273               | 1101               | 27,1                         |

    | содержание и ремонт их                   | 136194               |                       |                                |

    | Зимний ремонт пути                         |                          |                       |                                |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Движение                                         | 459889               | 689                 | 17                           |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Тяга                                                 | 1044333             | 1566               | 38,5                         |

    |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Другие расходы                               | 105780               | 158                 | 3,8                          |

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Движение и выручка.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Число перевезенных платных пассажиров        | 372466 ч.                                                           |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Средний пробег одного платного пассажира      | 68 в.                                                                  |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общая выручка с перевозки всех платных        | 291816 р.                                                           |

    | пассажиров                                                      |                                                                          |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общая выручка со всех перевозов большой     | 309811 р.                                                           |

    | скорости                                                           |                                                                          |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общее количество грузов, перевезенных по     | 129293091 п.                                                      |

    | тарифам малой скорости попудно и повагонно  |                                                                          |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | В том числе перевезено в сторону                    | 113612454 п.                                                      |

    | наибольшего движения                                     |                                                                          |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общее колич. пудо-верст, пройденных             | 10966176986                                                      |

    | грузами малой скорости                                    |                                                                          |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Средний пробег одного пуда груза малой          | 85 в.                                                                  |

    | скорости вообще                                              |                                                                          |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Общая выручка с перевозки грузов малой        | 2398201 р.                                                         |

    | скорости попудно и повагонно                          |                                                                          |

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Провоз главных товаров в тыс. пуд. за 1891 г.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Железо, чугун и т. д. не в деле                                              | 1080                                             |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | То же в изделиях                                                                   | 2577                                             |

    | в том числе рельсов                                                              | 2044                                             |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Известковый камень                                                              | 2843                                             |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Лесные материалы                                                                | 2224                                             |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Руда                                                                                     | 1621                                             |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Соль                                                                                      | 13225                                            |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Каменный уголь                                                                     | 89161                                            |

    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Зерновой хлеб                                                                       | 7967                                             |

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Каменного угля более всех отправили станции (в тыс. пуд.): Петровская 3725, Ясиноватая 6035, Рудничная 24964, Мандрыкино 5022, Крестная 2887, Ломоватка 2997, Изюм 8331, Варварополье 8028, Марьевка 10288, Белая 3090. Из станций ж. д. всего бодее получила ст. Мариуполь (11083 тыс. пуд.). Большая часть угля шла транзитом на другие ж. д.

    А. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    организована в 1953. Управление — в г. Донецке. В основном пролегает по территории Донецкой и Ворошиловградской, частично Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областей УССР и Ростовской области РСФСР. Граничит с Южной железной дорогой (станции Сватово, Букино, Лозовая и Старобельск), с Приднепровской железной дорогой (станции Чаплино, Красноармейское, Цареконстантиновка и Лозовая), с Юго-Восточной железной дорогой (станции Ольховая, Изварино, Красная Могила), с Северо-Кавказской железной дорогой (станции Несветай и Марцево). Участки Д. ж. д. одни из старейших на сети железных дорог. Магистраль Лозовая (Харьков)—Марцево (Ростов-на-Дону) сдана в эксплуатацию в 1869, линии Должанская—Дебальцево—Никитовка, Дебальцево—Попасная—Славянск, Дебальцево—Родаково—Луганск в 1878, Мариуполь—Доля—Ясиноватая в 1872—82, Чаплино—Красноармейское—Ясиноватая в 1884. В 1911—16 сдана в эксплуатацию линия Красный Лиман—Родаково—Лихая. С первых лет Советской власти в районах Донбасса осуществлялось новое ж.-д. строительство. В 1921 сдана в эксплуатацию линия Луганск—Лутугино, в 1935 Красноармейское—Доброполье, в 1940 Старобельск (от Валуек)—Кондрашевская и в 1941 Кондрашевская—Должанская. Эксплуатационная длина Д. ж. д. — 2860 км, или 2,1% от общей протяжённости ж.-д. сети (1970).

    Д. ж. д. связывает районы Кавказа и Нижнего Поволжья с районами Юга, Юго-Запада, Запада и Центра. Д. ж. д. обслуживает крупнейший промышленный район страны: предприятия угольной промышленности, металлургического и тяжёлого машиностроения, вагоностроения, тепловозостроения, химической, цементной промышленности, нерудных материалов и т.д. Транзитом через Д. ж. д. следуют поезда из Москвы, Киева и др. городов на Северный Кавказ и в Закавказье.

    Д. ж. д. занимает 1-е место среди дорог сети по размерам отправления грузов. В 1970 на её долю приходилось более 12% сетевого отправления всех грузов, 34% угля, 19% чёрных металлов, около 10% промышленного сырья и минерально-строительных материалов. Грузооборот Д. ж. д. составил 81 млрд. т· км, или 3,2% от общесетевого (1970). 99% грузооборота Д. ж. д. осуществляется электровозной и тепловозной тягой (1970). В общем объёме грузооборота транзит составляет 24%, ввоз 16%, вывоз 40% и местное сообщение 20%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют чёрные металлы, нефтегрузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввозит дорога в основном руду, металлы, строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукцию лёгкой и пищевой промышленности; вывозит уголь, металлы, продукцию химии и машиностроения. В местном сообщении Д. ж. д. перевозит преимущественно строительные грузы, уголь, грузы сельского хозяйства. Средняя грузонапряжённость Д. ж. д. в 1,6 раза выше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Сартана, Алчевская, Ясиноватая, Енакиево, Донецк, Мариуполь, Рутченково, Трудовая, Красный Лиман и др. Д. ж. д. координирует свою работу с морским транспортом по станции Мариуполь (порт Жданов).

    Общий пассажирооборот составил в 1970 2,1% всей ж.-д. сети страны. Награждена орденом Ленина (1966).

    Г. С. Райхер.

    Донецкая железная дорога (схема).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.