(Notturno, Nottorno, итал.) — ночная музыка, род серенады, предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный, нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере6/8. Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др. Во Франции существуют двухголосные вокальные Н.
Н. С.
(франц. nocturne, буквально — ночной)
обозначение, применявшееся к различного рода музыкальным произведениям. В 18 и начале 19 вв. это чаще всего род Дивертисмента, близкое к кассации (См. Кассация) и инструментальной серенаде (См. Серенада) многочастное сочинение, большей частью для духовых или для струнных и духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время (образцы у В. А. Моцарта и И. Гайдна). Дж. Филд положил начало Н. как небольшой одночастной напевной лирической фортепьянной пьесе мечтательного или элегического характера. 21 Н. для фортепьяно написан Ф. Шопеном; его Н., отличающиеся глубиной и богатством содержания, представляют собой кульминацию в развитии данного жанра. Н. создавались также Р. Шуманом, И. Гуммелем, К. Дебюсси, М. Регером, П. Хиндемитом. В русской музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для арфы, для фортепьяно, для голоса и фортпьяно), А. П. Бородина (Н. во 2-м струнном квартете), А. Н. Скрябина и др.
Лит.: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, № 2.
НОКТЮ́РН, -а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение.
| прил. ноктюрновый, -ая, -ое.
-а, м. муз.
Небольшое лирическое музыкальное произведение.
Ноктюрны Шопена.
[франц. nocturne]
НОКТЮ́РН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский.
м.
Небольшое лирическое музыкальное произведение.
НОКТЮРН (франц. nocturne - от лат. nocturnus - ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде. С 19 в. небольшая лирическая инструментальная пьеса (у Дж. Филда, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и др.).
муж.;
муз. nocturneм. муз. nocturne.
м муз.
Nokturne f
ноктюрн м муз. Nokturne f c
м. муз.
nocturne m
м. муз.
nocturno m
м. муз.
notturno
НОКТЮ́РН -а; м. [франц. nocturne - ночной] Небольшое лирическое музыкальное произведение. Ноктюрны Шопена. Играть, разучивать н.
* * *
ноктю́рн(франц. nocturne, от лат. nocturnus — ночной), в XVIII и начале XIX вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде (В. А. Моцарт, Й. Гайдн). С XIX в. небольшая лирическая фортепианная пьеса (у Дж. Филда, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и др.).
* * *
НОКТЮРННОКТЮ́РН (франц. nocturne, от лат. nocturnus — ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту(см. ДИВЕРТИСМЕНТ), кассации(см. КАССАЦИЯ (в музыке)) и серенаде(см. СЕРЕНАДА). С 19 в. небольшая лирическая инструментальная пьеса (у Дж. Филда(см. ФИЛД Джон), Ф. Шопена(см. ШОПЕН Фридерик), П. И. Чайковского(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) и др.).
(франц. nocturne, букв. - ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstьck) - обозначение, применявшееся к различным по исполнит. составу, форме и характеру муз. произведениям. В 18 и нач. 19 вв. итал. термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инстр. серенаде многочастное произв., обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные Н. для одного или неск. голосов, обычно без сопровождения, близкие к вок. серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.). Обозначение "Н." применялось и к оперным "ночным" сценам.
Дж. Филд своими Н. (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фп. пьесу мечтательного или элегич. характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность Н. культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих Н. (Nachtstьcke op. 23, 1839) причудливо-фантастич. черты.
К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду орк. пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистич. картин англ. художника Дж. Э. Уистлера (1834-1903). Обозначение Н. применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фп. сюите "1922"). В рус. музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Н. во 2-м струн. квартете), П. И. Чайковского (Н. для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).
Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, "Искусство", 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре». А вот еще одна картина: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина «Полтава» можно определить как своего рода ноктюрн. Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает -- ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам (о них вы тоже можете прочесть на страницах этой книжки). Иногда звучали вокальные ноктюрны -- одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном. Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка. Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием «Разлука», широко известен. Писали ноктюрны Чайковский, Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена. То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.
«НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин.
Военный фильм, трагическая мелодрама.
По одноименному рассказу Жана Гривы.
Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне интернационалистов. Спустя много лет они находят друг друга в Париже, оккупированном немцами, и вместе уходят к партизанам.
В ролях: Пола Ракса, Гунар Цилинский (см. ЦИЛИНСКИЙ Гунар Альфредович), Я. Зенне, Александр Лемберг (см. ЛЕМБЕРГ Александр Григорьевич), Э. Силгайлис, Юрис Плявиньш (см. ПЛЯВИНЬШ Юрис), Карлис Тейхманис, Я. Кокс, Валдеко Ратассепп, Л. Змирскас, Б. Кожухов, А. Строев, В. Цыкин, Э. Грилье, Олег Хабалов (см. ХАБАЛОВ Олег), А. Юкна, В. Васильев.
Режиссер: Ростислав Горяев (см. ГОРЯЕВ Ростислав Аркадьевич).
Автор сценария: Антон Станкевич.
Оператор: Гвидо Скулте (см. СКУЛТЕ Гвидо).
Художник-постановщик: Улдис Паузерс.
Композитор: Ромуальдас Гринблат (см. ГРИНБЛАТ Ромуальдас).
Звукорежиссеры: Г. Каупе, А. Вульф.
Монтаж: Э. Мешковская.