«Вила Лобос Эйтор»

Вила Лобос Эйтор в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Вила Лобос Эйтор»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Вила Лобос (Villa-Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио-де-Жанейро, ‒ 17.11.1959, там же), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. В детстве не получил систематического музыкального образования. Впоследствии занимался у Ф. Браги и Э. Освальда. С 16 лет, путешествуя по Бразилии, собирал и записывал бразильский музыкальный фольклор. Уже раннее сочинение В. Л. ‒ оркестровая сюита «Песни сертана» (1909) ‒ отличается национальной характерностью. В 1922 как правительственный стипендиат В. Л. совершенствовался в Париже. Здесь общался с М. Равелем, М. де Фальей, оказавшими влияние на творчество композитора. С 1932 В. Л. ‒ правительственный уполномоченный по вопросам музыкального образования в Бразилии. Основал во многих городах Бразилии музыкальные школы и хоровые коллективы. Создал стройную систему музыкального воспитания детей (придавал большое значение хоровому пению). В 1942 организовал Национальную консерваторию хорового пения. В 1945 по его инициативе в Рио-де-Жанейро открыта Бразильская музыкальная академия (В. Л. был её бессменным президентом). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал на родине, за рубежом).

    Творчество В. Л. глубоко национально. В своих сочинения композитор обобщил типичные черты народного искусства. Яркий пример музыки, созданной на основе фольклора, ‒ четырнадцать «Шоро» (1921‒29).

    В. Л. ‒ автор опер, балетов, 12 симфоний, симфонических поэм, цикла из 9 сюит «Бразильские бахианы» (1930‒45), 17 квартетов; концертов для фортепьяно, виолончели, гитары, арфы; фортепьянные сюиты из 3 циклов «Мир ребёнка» (1918, 1921, 1926), фортепьянного цикла «Сиранды» (1926), различных инструментальных пьес и др.

    Лит.: Шнеерсон Г., Памяти Вилла-Лобоса, «Советская музыка», 1960, № 3, с. 184‒85; Пичугин П., Эйтор Вилла-Лобос, там же, 1962, № 5, с. 125‒33; Эстрела А., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351‒85; Mariz V., Heitor Villa-Lobos, Rio de J., 1949.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Музыкальный словарь

    ( 5 III 1887, Рио-де-Жанейро - 17 XI 1959, там же)

    Вила Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила.

    П. Казальс.

    Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагоги музыкально-общественный деятель Э. Вила Лобос принадлежит к числу крупнейших и самобытнейших композиторов XX в. "Вила Лобос создал национальную бразильскую музыку, он пробудил у современников страстный интерес к фольклору и заложил крепкий фундамент, на котором молодые бразильские композиторы должны были воздвигнуть величественный Храм", - пишет В. Мариз.

    Первые музыкальные впечатления будущий композитор получил от отца, страстного меломана и неплохого виолончелиста-любителя. Он научил юного Эйтора нотной грамоте и игре на виолончели. Затем будущий композитор самостоятельно овладел несколькими оркестровыми инструментами С 16 лет Вила Лобос начал жизнь странствующего музыканта. Один или с группой бродячих артистов, с неизменной спутницей - гитарой, он путешествовал по стране, играл в ресторанах и кино, изучал народный быт, обычаи, собирал и записывал народные песни и наигрыши. Вот почему среди великого множества сочинений композитора значительное место занимают обработанные им народные песни и танцы.

    Не имея возможности получить образование в музыкальном учебном заведении, не встречая поддержки своим музыкальным устремлениям в семье, Вила Лобос овладел основами профессионального композиторского мастерства главным образом благодаря огромному дарованию, упорству, целеустремленности, да еще недолгим занятиям с Ф. Брагой и Э. Освальдом.

    Большую роль в жизни и творчестве Вила Лобоса сыграл Париж. Здесь с 1923 г он совершенствовался как композитор. Встречи с M Равелем, M де Фальей, С. Прокофьевым и другими видными музыкантами оказали определенное влияние на формирование творческой индивидуальности композитора. В 20-е гг. он много сочиняет, концертирует, обязательно выступая каждый сезон на родине как дирижер с исполнением собственных сочинений и произведений современных европейских композиторов.

    Вила Лобос был крупнейшим музыкально-общественным деятелем Бразилии, всемерно способствовал развитию ее музыкальной культуры. С 1931 г. композитор стал правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования. Во многих городах страны он основал музыкальные школы и хоровые коллективы, разработал продуманную систему музыкального воспитания детей, в которой большое место было отведено хоровому пению. Позже Вила Лобос организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942). По его же инициативе в 1945 г. в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до конца своих дней. Вила Лобос внес существенный вклад в изучение музыкально-поэтического фольклора Бразилии, создав шеститомное "Практическое руководство для изучения фольклора", имеющее поистине энциклопедическое значение.

    Композитор работал почти во всех музыкальных жанрах - от оперы до музыки для детей. В огромном наследии Вила Лобоса, насчитывающем свыше 1000 произведений, представлены симфонии (12), симфонические поэмы и сюиты, оперы, балеты, инструментальные концерты, квартеты (17), фортепианные пьесы, романсы и др. В своем творчестве он прошел через ряд увлечений и влияний, среди которых особенно сильным было воздействие импрессионизма. Однако лучшие сочинения композитора носят ярко выраженный национальный характер. В них обобщены типичные черты бразильского народного искусства: ладовые, гармонические, жанровые; часто основой его произведений становятся популярные народные песни и танцы.

    Среди многих сочинений Вила Лобоса особого внимания заслуживают "14 Шоро" (1920-29) и цикл "Бразильские бахианы" (1930-44). "Шоро", по словам композитора, "представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства". Вила Лобос воплотил здесь не только форму народного музицирования, но и состав исполнителей. В сущности, "14 Шоро" - это своеобразная музыкальная картина Бразилии, в которой воссозданы типы народных песен и танцев, звучание народных инструментов. Цикл "Бразильские бахианы" принадлежит к числу наиболее популярных произведений Вила Лобоса. Оригинальность замысла всех 9 сюит этого цикла, вдохновленного чувством преклонения перед гением И. С. Баха, заключается в том, что в нем нет стилизации музыки великого немецкого композитора. Это типичная бразильская музыка, одно из ярких проявлений национального стиля.

    Произведения композитора еще при его жизни приобрели широкую популярность в Бразилии и за ее пределами. В наши дни на родине композитора систематически проходит конкурс, носящий его имя. Это музыкальное событие, становясь подлинным национальным праздником, привлекает музыкантов-исполнителей из многих стран мира.

  3. Источник: Музыкальный словарь