Большая Советская энциклопедия

    (Župančić)

    Отон (23.1.1878, с. Виница, — 11.6.1949, Любляна), словенский поэт, член Словенской академии наук и искусств (1938). Был одним из представителей т. н. «словенского модерна» — группировки молодых литераторов, выступавших против рутинёрства в литературе и политической жизни. В поэзии Ж., наряду с интимно-лирическими и философско-гуманистическими мотивами, нашла отражение национальная и социальная трагедия словенского народа, бывшего до 1918 под гнётом Австро-Венгрии. С 1941 Ж. сотрудничал в подпольной партизанской печати. Основные сборники Ж.: «Чаша упоения». (1899), «По равнине» (1904), «Разговоры с собой» (1908), «На заре Видова дня» (1920), «Барвинок под снегом» (1945). Выступал как драматург, публицист, переводчик. Писал стихи для детей.

    Соч.: Dela, knj. 1—5, Ljubljana, 1936—1950; Zbrano delo, knj. 1—3, Ljubljana, 1956—1959; в рус. пер. — Пробуждение, М., 1961; [Стихи], в кн.: Поэты Югославии XIX—XX вв., М., 1963.

    Лит.: Рыжова М. И., Творческий путь О. Жупанчича и его вклад в развитие словенской прогрессивной поэзии XX в., в сборнике: Развитие зарубежных славянских литератур в ХХ в., М., 1964; Mahnič J., Oton Župančić, Maribor, 1955.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Жупанчич

    ЖУПАНЧИЧ Отон (Župančič, 1878—) — современный словинский поэт-драматург. Родился в Билой Крайне — области, где распространен наиболее чистый словинский яз. Учился в Венском университете. Много путешествовал. С 1912 состоит постоянным драматургом люблянского театра. Лит-ая деятельность Ж. продолжается свыше 30 лет. Он принадлежит к поколению словинских писателей, пришедших в лит-ру под знаменем неоромантизма и символизма и сменивших старую псевдореалистическую школу. Ж. выделяется из среды не только своих современников, но и вообще находящихся в живых словинских писателей, как мастер слова, литературная деятельность к-рого оказала исключительно сильное влияние на культуру современного словинского яз.

    Первые книги стихов Ж. — «Чаша опьянения» (1899), «Над равниной» (Cez plan, 1904), «Разговоры с собой» (Samogovori, 1902) — отражают сложные душевные переживания поэта. Но даже и тут сквозь субъективные и интимные переживания автора прорываются социальные мотивы. Поэт пытается осознать положение словинской народности — «страдающего миллиона» — среди окружающей его со всех сторон враждебной стихии. В поэме «Дума» Ж. с особой силой отразил трагедию этой народности, умирающей под пагубным влиянияем капитализма. Сборник стихов «В заре Вита» (1920) уже более насыщен социальными мотивами, особенно стихи, написанные во время войны, в к-рых Ж. обличает ту часть словинского общества, к-рая легко денационализировалась и примирилась с порабощением.

    Но все эти протесты носят у Жупанчича типично буржуазно-интеллигентский характер. У него нет правильного понимания социальных процессов и нет социального идеала. Вместо определенных призывов к борьбе с иностранным капитализмом (Австрия, Америка) и с капиталистической экспансией он призывает к какому-то туманному «единству творческого духа». В поисках этого духа и особой «народной души» Ж. углубился в историю Словении и написал историческую трагедию в стихах «Вероника Десенишка» (1924) и сатирическую эпопею «Ерал», — по отзыву критики, самое значительное произведение Ж.

    Если социальная значимость тематики Ж. слаба, то не подлежит сомнению высокая ценность его словесного мастерства. Об этом свидетельствует и тот факт, что Ж. искусно перевел 10 драм Шекспира, ряд английских, французских и итальянских классиков (Диккенс, Честертон, Мольер, Вольтер, А. Франс, Данте и др.). С именем Ж. связан значительный подъем словинской поэзии.Библиография:

    Prijatelj I., Govor o Župančiča, 1909; Cankaz Szidor, Obiski, 1920; Grafenauer, Zgodovina novejsega slovenskega slovstva, Ljubljana, 1920; Prijatelj Ivan, Slovencka knjizevnost, Beog., 1920; Wollman, Slovinske drania, Bratislava, 1925.

  3. Источник: Литературная энциклопедия