Большая Советская энциклопедия

    Берсенев (псевдоним; настоящая фамилия Павлищев) Иван Николаевич [11(23).4.1889, Москва, ‒ 25.12.1951, там же], русский советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1948), профессор. Член КПСС с 1947. Учился в Киевском университете. Занимался в драматической школе Е. А. Лепковского. Сценическую деятельность начал в 1907 в Киеве. В 1911 вступил в труппу МХТ, играл здесь роли судебного следователя («Живой труп» Л. Н. Толстого), Петра Верховенского («Николай Ставрогин» по роману Достоевского «Бесы») и др. В 1924‒36 актёр, с 1928 одновременно один из художественных руководителей МХАТа 2-го. Роли: Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Минутка («Расточитель» Лескова), Иудушка Головлёв («Тень освободителя» Сухотина по произведению Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»), Пьер Массубо («Мольба о жизни» Деваля) и др. С 1925 выступал как режиссёр. Первая значительная режиссёрская работа ‒ «Чудак» Афиногенова (1929, совместно с А. И. Чебаном; Б. играл роль Горского).

    В 1936‒38 работал в Театре им. МОСПС; осуществил постановку спектакля «Салют, Испания!» Афиногенова (1936) и др., сыграл роль Дон Гуана («Каменный гость» Пушкина). С 1938 художественный руководитель и ведущий актёр Театра им. Ленинского комсомола. Режиссёрские и актёрские работы Б. отличали высокая культура, острая публицистичность, чёткость идейного замысла. В содружестве с драматургами он создал ряд спектаклей, в центре которых образ современного советского положительного героя: «Парень из нашего города» Симонова (1941), «Так и будет» Симонова (1944, играл роль полковника Савельева), «Фронт» Корнейчука (1942, играл роль Мирона Горлова), «Юность отцов» Горбатова (1943), «За тех, кто в море!» Лавренева (1947) и др. Поставил также спектакль «Мой сын» Гергея и Литовского (1939) и др. Крупнейшие роли: Хельмер («Нора» Ибсена, режиссеры Берсенев и С. В. Гиацинтова), Протасов («Живой труп» Толстого), Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Ростана) и др.

    Снимался в кино с 1914. Был первым исполнителем роли Павла Власова (в фильме «Мать», 1920, по М. Горькому). Лучшая работа ‒ роль Карташова в фильме «Великий гражданин». Вёл педагогическую работу (ГИТИС).

    Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Вендровская Л., И. Н. Берсенев, М., 1950; Иван Николаевич Берсенев, сб. статей, М., 1950; Бирман С., Путь актрисы, М., 1959.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич (1889-1951) - русский режиссер и актер, народный артист СССР (1948). На сцене с 1907, в 1924-36 во Московском Художественном Академическом театре 2-м (с 1928 художественный руководитель). С 1938 художественный руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола. Роли: Хельмер ("Нора" Г. Ибсена), Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого), Сирано ("Сирано де Бержерак" Э. Ростана) и др. Профессор ГИТИСа (с 1939).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    в пьесе К. Симонова "Русский вопрос". 1947 г.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Берсе́нев Иван Николаевич

    (настоящая фамилия Павлищев) (1889—1951), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1948). На сцене с 1907, в 1924—1936 во МХАТе 2-м (с 1928 художественный руководитель). С 1938 художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола. Роли: Хельмер («Нора» Г. Ибсена), Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана) и др. Профессор ГИТИСа (с 1939).

    * * *

    БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич

    БЕРСЕ́НЕВ Иван Николаевич (наст. фам. Павлищев) [11 (23) апреля 1889, Москва — 25 декабря 1951, там же], русский актер, режиссер. Народный артист СССР (1948).

    Гимназистом участвовал в любительских спектаклях, занимался в драматической школе Е. А. и А. Н. Лепковских. В 1907, оставив учебу на юридическом факультете Киевского университета, поступил в киевский театр Соловцова(см. СОЛОВЦОВА ТЕАТР), где работал под руководством режиссера К. А. Марджанова. В 1908—1909 играл в Одесском городском театре (куда перешел вслед за Марджановым), затем вернулся в Киев. Обладая великолепными внешними данными и красивым голосом, Берсенев часто выступал в амплуа героя-любовника: герцог Рейхштадтский («Орленок» Э. Ростана), Арман Дюваль («Дама с камелиями» А. Дюма-сына) и др. В 1911 был принят в МХТ(см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). На формирование актерской индивидуальности Берсенева огромное влияние оказал Вл. И. Немирович-Данченко(см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович). Осваивая методику подробного психологического анализа образов, приемы характерной игры, исполнил роли Следователя («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Верховенского («Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», 1913), Загорецкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1914), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1918) и др. Был членом правления «качаловской» гастрольной группы МХТ, в 1919—22 работавшей за пределами советской России, выполнял там функции не только актера, но и администратора. С 1923, вернувшись в Москву, помимо МХАТа работал в 1-й Студии МХТ, в 1924, при ее реорганизации в МХАТ 2-й, перешел в этот театр. Был помощником руководителя театра М. А. Чехова(см. ЧЕХОВ Михаил Александрович), а после разрыва Чехова с театром в 1928 назначен заместителем директора и фактически стал главой коллектива (в 1933—36 — директор и художественный руководитель). Сыграл Николая Аблеухова («Петербург» А. Белого, 1925), Порфирия Головлева («Тень освободителя» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1931) и др.

    В 1936 МХАТ 2-й был закрыт, что стало колоссальным ударом для всего коллектива. Бересеневу пришлось искать другое место работы. В 1936—38 — в театре им. МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов), с 1938 — художественный руководитель и ведущий актер Московского театра им. Ленинского комсомола.

    В своей актерской работе Берсенев стремился к остроте и четкости пластического рисунка как благородных, «возвышенных», так и характерных или отрицательных ролей. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Г. Бирман(см. БИРМАН Серафима Германовна), с которой (как и со своей женой С. В. Гиацинтовой(см. ГИАЦИНТОВА Софья Владимировна)) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой студии МХТ.

    С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Н. Афиногенова (совместно с А. И. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Н. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера), «Парень из нашего города» К. М. Симонова (1941), «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942; Берсенев в роли Мирона Горлова). Снимался в кинофильмах «Слезы» (1914), «Мать» (1919), «Великий гражданин» (1938—1939). С 1939 — профессор ГИТИСа.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич (наст. фам. — Павлищев) (23 апреля 1889, Москва — 25 декабря 1951, Москва), российский актер; народный артист СССР (1948).

    Учился на юридическом факультете Киевского университета, занимался в драматической школе Е.А.Лепковского. Театральный режиссер и актер. На сцене с 1907 года, играл в Киеве, Одессе, Виннице, Екатеринодаре. С 1924 по 1936 (до закрытия по постановлению правительства) — во 2-м МХАТе (с 1928 — руководитель театра). В 1936—1938 работал в театре МОСПС. С 1938 — художественный руководитель и ведущий актер Московского театра Ленинского комсомола (бывшего — ТРАМ). С 1939 — профессор ГИТИСа.

    1919 Мать (см. МАТЬ (1919))

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: