Словарь Брокгауза и Ефрона

    живописец, сын известного композитора музыки А. Н. С., род. в 1865 г. Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя всецело искусству. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого в Париже рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8-9-летним мальчиком), поступил в ученики Имп. академии худ. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Получив от академии мал. серебр. медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 г. и с того времени принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. С 1894 г. состоит членом товарищества передвижных художественных выставок и с 1897 г. преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Главные произведения этого талантливого живописца — портреты: государя императора, А. Н. Серова, вел. кн. Павла Александровича, имп. Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Римского-Корсакова, живописца И. И. Левитана, литератора Н. С. Лескова (все четыре — в Третьяковской гал. в Москве) и г-жи Боткиной.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Серов Валентин Александрович [7(19). 1.1865, Петербург, ‒ 22.11(5.12). 1911, Москва], русский живописец. Сын А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880‒85) у П. П. Чистякова. Творчество С. раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на С. оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой С. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях С., воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве С., приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями С. становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891‒93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, ‒ все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., С. теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, став в 1894 членом Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники), С. вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, ‒ оба в Русском музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, С. всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). С. часто обращался к различным графическим техникам ‒ акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская галерея), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, ‒ оба в Третьяковской галерее; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895‒1911, Третьяковская галерея, Русской музей и другие собрания). В 1890-х ‒ начале 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов ‒ скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей). В дальнейшем в картинах на крестьянские сюжеты нарастало активно-романтическое начало, выявленное в декоративном решении («Стригуны на водопое», пастель, 1904, Третьяковская галерея). В поздний период (начало 1900-х гг.) С. связан с «Миром искусства» (членом объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. С. создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) ‒ оба в Третьяковской галерее]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской галерее), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русский музее) С., выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Демократические убеждения С. ярко проявились в годы Революции 1905‒07: он создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих карателей; будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве С. занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи («Петр 1», темпера, 1907, Третьяковская галерея; см. илл.). В последние годы жизни С. создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, С. даёт собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения С. принадлежат к вершинам рус. реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

    Соч.: В. А. Серов. Переписка, Л. ‒ М., 1937.

    Лит.: Грабарь И. Э., В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В. А. Серов, М., 1974.

    Д. В. Сарабьянов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) - российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член "Мира искусства". Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик ("М. Н. Ермолова", 1905; "В. О. Гиршман", 1910-11); произведения на темы сельской жизни ("Октябрь. Домотканово", 1895), исторические композиции ("Петр I", 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю "модерн" ("Ида Рубинштейн", 1910). Мастер рисунка ("Басни Крылова", 1895-1911).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Серо́в Валентин Александрович

    (1865—1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещённая солнцем», 1888). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчёркнутая острота характеристик («М. Н. Ермолова», 1905; «В. О. Гиршман», 1910—11); пейзажи («Октябрь», 1895) передают настроение тихой сосредоточенности, исторические композиции («Пётр I», 1907) — энергию и созидательный дух персонажей. Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», «Похищение Европы» — оба 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1895—1911).В. А. Серов.

    * * *

    СЕРОВ Валентин Александрович

    СЕРО́В Валентин Александрович [7 (19) января 1865, Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва], русский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик («М. Н. Ермолова», 1905; «В. О. Гиршман», 1910—1911); произведения на темы сельской жизни («Октябрь. Домотканово», 1895), исторические композиции («Петр I», 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1895—1911). Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму(см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и модерну(см. ИМПРЕССИОНИЗМ) ) накануне авангарда.

    Родился в семье композитора А. Н. Серова(см. СЕРОВ Александр Николаевич) и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874—75 и 1878—82 брал частные уроки у И. Е. Репина(см. РЕПИН Илья Ефимович), в 1880—85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков(см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович). Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).

    Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве(см. АБРАМЦЕВО)и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)и объединения «Мир искусства»(см. МИР ИСКУССТВА).

    Начало творчества

    Первые значительные произведения Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888; обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю(см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович)), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.

    Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы «А. Мазини» (1890), «К. А. Коровин» (1891), «Ф. Таманьо» (1891), «Н. С. Лесков» (1894; все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах («Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888—89; «Мика Морозов», 1901; оба — Третьяковская галерея).

    «Деревенские» картины

    Особую главу составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажем и жанром («Заросший пруд. Домотканово», 1888; «Октябрь. Домотканово», 1895; обе — там же; «Зимой», 1898, Русский музей; «В деревне. Баба с лошадью», 1898; «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904; обе — Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.

    От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.

    Портреты

    На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея; «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.

    Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905—07, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки...» — Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигает апогея.

    В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Н. Ермолова», 1905; «Ф. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905; «Г. Л. Гиршман», темпера, 1907; «В. О. Гиршман», 1910—1911; все — Третьяковская галерея; «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).

    Композиции на античные темы («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы»; обе — 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» С. П. Дягилева — гуашь и другая техника, 1910—1911, разные собрания).

    Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897—1909; среди его непосредственных учеников — К. Ф. Юон(см. ЮОН Константин Федорович), Н. Н. Сапунов(см. САПУНОВ Николай Николаевич), П. В. Кузнецов(см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), М. С. Сарьян(см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич), К. С. Петров-Водкин(см. ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    СЕР́́ОВ Валентин Александрович (1865—1911), рус. художник. По свидетельству Е. Г. Мамонтовой (неизд. письмо, ноябрь — дек. 1884; ЦГАЛИ), первым рис. С. на лермонт. тему была «Морская царевна» (др. сведений об этой работе не обнаружено). В 1890—91 С. принял участие в изд. соч. Л. (Кушнерев): 5 илл. во 2-м томе — одна к поэме «Демон» («Не плачь, дитя...») и по две к повестям «Бэла» и «Княжна Мери». Сохранились оригиналы еще четырех незавершенных илл. С. к «Демону»: «Пляска Тамары» (цветная акв.; ГМИИ), «Демон у стен монастыря» (черная акв., белила; Музей ИРЛИ; вариант — Музей Л. в Пятигорске) и «Несется конь...» (эскиз, Музей Л. в Пятигорске); все — не воспроизв. Демону в изображении С. недостает загадочности и нечеловеч. мощи, подчеркнутых в поэме. Гораздо ближе реалистич. дарованию С. оказался образ Тамары (для к-рой позировала знакомая художника А. Я. Симонович). В илл. к «Княжне Мери» — «Переезд через Подкумок» (местонахождение оригинала неизв.) и «Прощание Печорина с княжной Мери» (черная акв.; ГТГ) — мало убедителен образ Печорина. Удачнее илл. к «Бэле» — «Первое знакомство Печорина с Бэлой» (черная акв., белила; ГРМ), отмеченная смелостью композиции, непринужденностью группировки персонажей; 2-я илл. — «Бэла — пленница Печорина» (черная акв., белила; Музей Л. в Пятигорске). И. Грабарь ошибочно называет еще одну илл., якобы связанную с Л. (воспроизв. в указ. работе, с. 82); на самом деле это илл. к повести В. И. Немировича-Данченко «Соколиные гнезда» (отд. изд. 1897).С. остался недоволен своими илл. к Л.; впоследствии он называл их «грехами юности». Однако лучшие его акв. прочно вошли в осн. фонд илл. к Л.Лит.: Пепо (Н. П. Полевой), Первая попытка иллюстрировать Л., «ИВ», 1891, № 11; Васильев С. (Флеров), Наши иллюстраторы, «РО», 1892, т. 4, с. 133—34; Грабарь И. Э., В. А. Серов. Жизнь и творчество, [М., 1913], с. 82—83, 105—06, 108; Лебедев Г. Е., Рус. книжная илл. XIX в., М., 1952, с. 62—63; Симонович-Ефимова Н. Я., Воспоминания о В. А. Серове, Л., 1964, с. 70—72, 166 (примеч. 74, 76—78); Копшицер М. И., В. Серов, М., 1967, с. 128—30; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1, Л., 1971, с. 362, 701, 708—11 (примеч. 16).

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

    СЕРОВ Валентин Александрович
    СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) - российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член "Мира искусства". Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик ("М. Н. Ермолова", 1905; "В. О. Гиршман", 1910-11); произведения на темы сельской жизни ("Октябрь. Домотканово", 1895), исторические композиции ("Петр I", 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю "модерн" ("Ида Рубинштейн", 1910). Мастер рисунка ("Басни Крылова", 1895-1911).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: