(от греч. soma — тело)
термин, введённый немецким зоологом А. Вейсманомдля обозначения тела организма, в противоположность зародышевой плазме, передающейся из поколения в поколение через половые клетки (см. Зародышевый путь). По мнению Вейсмана, С. не способна оказать влияние на свойства зародышевой плазмы. Из деления организма на С. и зародышевую плазму (наследственное вещество) вытекает справедливое утверждение о принципиальной невозможности наследования свойств, приобретаемых организмами под влиянием условий жизни в процессе их индивидуального развития (см. Приобретённые признаки). Прилагательное «соматический» применяют для обозначения явлений телесных в отличие от явлений психического характера.
ж.
1.
Тело организма.
2.
Совокупность всех клеток организма, кроме половых.
СОМА (от греч. soma - тело) - все клетки животного или растения за исключением половых.
СОМА (санскр.) - в древнеиндийской религии и мифологии священный дурманящий напиток, игравший важнейшую роль в обрядах жертвоприношений, а также божество этого напитка.
СОМА (от греческого soma - тело) (соматические клетки), все клетки животного или растения за исключением половых.
Одновременно растение и божество. Воплощение ведического бога. Посвящена его культу, а также Индре. Может изображаться в виде быка, птицы, эмбриона или великана. Символизирует божественную силу и божественное понимание, инспирацию, Питающего Все Вещи. Сито, через которое сок сомы выжимается из растения, - это Небо, а сам сок - оплодотворяющий дождь. Шуму его падения и желтому цвету соответствуют гром и молния. Может также изображаться в виде меднокожего мужчины с красным флажком, идущего за трехколесной повозкой, влекомой пестрой антилопой или десятью белыми конями.
(санскр.), в др.-инд. религии и мифологии священный дурманящий напиток, употреблявшийся во время отправления культов. ср. кава.
soma
soma
ж.
soma
(греч. sōma тело)
1) тело, туловище;
2) совокупность всех клеток организма, за исключением репродуктивных клеток.
СОМА
(от греч. soma — тело), совокупность клеток многоклеточного организма (исключая половые). Противопоставление половых и соматич. клеток связано с теорией зародышевой плазмы А. Вейсмана, выдвинутой им на рубеже 19— 20 вв. Согласно этой теории, «наследственное вещество» — зародышевая плазма — содержится только в половых клетках, а остальные (соматич.) клетки лишены большей части зародышевой плазмы. Из этого вытекало принципиальное, по Вейсману, различие между С. и половыми клетками. Установлено, что как половые, так и соматич. клетки несут полный набор генов, хотя в соматич. клетках каждый ген представлен двумя аллелями, и противопоставление их в этом отношении не имеет смысла. Хотя термин «С.» вышел из употребления, термин «соматич. клетки» используется очень широко. У эукариотич. микроорганизмов аналог соматич. клеток — вегетативные клетки.
.(греч.)
тело; соматический – относящийся к телу; соматология – наука о теле.
СО́МА -ы; м. [греч. sōma (sōmatos) - тело] Биол., ботан. Все клетки тела, исключая половые.
* * *
сомаI
(санскр.), в древнеиндийской религии и мифологии священный дурманящий напиток, игравший важнейшую роль в обрядах жертвоприношений, а также божество этого напитка.
II
(от греч. sōma — тело), совокупность всех клеток животного или растения, за исключением половых.
(от греч.soma — тело) — тело организма; совокупность клеток многоклеточного организма, исключая половые (клетки зародышевой плазмы).
ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ С, восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Ритуальное выжимание сока С. и состояние религ. экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, описываются гиперболически в гимнах "Ригведы". Растение С. также обожествляется в гимнах, воспевается небесный С. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем С. с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Гимны 9-й кн. "Ригведы" обращены к С. — персонификации свящ. напитка, в раннем пантеоне С. по значению занимает 3-е место после Индры и Агни, но образ его слабо антропоморфизован и целиком подчинен ритуальному аспекту; С, как и Агни, считается жрецом богов. Но уже в Ведах С. начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из С; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее С, и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии С. почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака. Значение С. в пантеоне умаляется, он включается в число 8 локапалов. В эпосе упоминается миф о войне богов, вступившихся за своего наставника Брихаспати, у к-рого С. похитил жену, с асурами, защищавшими похитителя. Сыном С. и похищенной им Тары (тоже олицетворение звезды) был Будха (персонификация планеты Меркурий), чей сын Пуруравас стал родоначальником Лунной династии царей.
В. Эрман
soma
(от греч. soma - тело), совокупность всех клеток ж-ного или р-ния, за исключением половых.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.