Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Соборы.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов отдельных митрополий) относятся к середине 3 в. С 4 в. Ц. с. разделяются на 2 главные категории: Вселенские соборы (соборы представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные соборы (съезды представителей высшего духовенства самостоятельной местной церкви или церковных иерархов какой-либо определённой административно-географической области).

    Догматы веры и каноны вырабатывают вселенские соборы, но в ряде случаев каноны, вошедшие в состав общецерковного законодательства, исходили от поместных соборов (правила Анкирского собора 314—315, Гангрского собора около 340, Лаодикейского собора 364 и некоторых др.).

    В Русском государстве, особенно в 15—17 вв., постоянно созывались поместные соборы (хотя формально они так не назывались); в числе важнейших — Стоглавый собор 1551 и собор 1666—67, осудивший Раскол.

    Вселенские соборы 4—9 вв. созывались императором Восточной Римской империи (Византии) и проходили под председательством его или его представителя. Соборы, организовывавшиеся с 12 в. католической церковью (которая продолжала называть их «вселенскими», хотя в них не участвовало православное духовенство), возглавлялись римским папой. В силу исторических условий воздействие светских властей на Ц. с. католической церкви менее заметно, чем на Ц. с. православной церкви.

    В православной церкви собор признаётся выше патриарха, который (несмотря на право председательствования, ряд привилегий и моральный авторитет) рассматривается как «первый среди равных». В католической церкви проводится монархический принцип: авторитет папы выше авторитета вселенских соборов. С укреплением в Европе централизованных национальных государств возникло в конце 14 — начале 15 вв. Соборное движение, отстаивавшее принцип верховенства вселенских соборов над папой, но оно потерпело поражение; Тридентский собор 1545—63, проходивший в период контрреформации (См. Контрреформация), закрепил верховную власть папства в церкви. С 16 в. до 2-й половины 19 в. папство не созывало вселенских соборов. Вновь был организован Вселенский собор католической церкви лишь в 1869—70 (1-й Ватиканский собор). В 1962—65 имел место 2-й Ватиканский собор (см. Ватиканские соборы).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ - съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско-католической церкви "вселенскими" называются соборы, на которые приглашены все епископы и которые тем самым представляют весь христианский мир; соборы же, на которые приглашается только часть высшего духовенства, считаются "поместными", или "частными". Последние могут быть "провинциальными" или "пленарными" - в зависимости от того, созываются ли они в рамках отдельной епархии (или диоцеза) или же в рамках всей страны. Церковные соборы (в том числе и поместные) пользуются юридическим авторитетом в религиозных вопросах, который превосходит законодательные полномочия отдельных епископов. В этом заключается отличие соборов от епископских конференций, которые не являются законодательными собраниями. В соответствии с римско-католическим каноническим правом общецерковный собор созывается лишь папой Римским, и постановления этого собора вступают в силу только в том случае, если они подтверждены и одобрены Св. Престолом. В принципе, для участия в соборе приглашались только "резидентные" епископы (т.е. те, которые действительно управляют епархией), но позднее эта привилегия была распространена на кардиналов и титулярных епископов, аббатов, глав монашеских орденов или особых мужских монашеских конгрегаций, которые (как, например, иезуиты) не подчиняются епископам или кардиналам. Все вышеперечисленные обладают правом решающего голоса, остальные участники собора (в частности, теологи) - только совещательным голосом. Соборы называются по месту, где они проводились. Римско-католическая церковь признает вселенскими 21 собор (Пизанский собор 1409, созванный как вселенский, впоследствии был дезавуирован). Восточные (православные) церкви признают вселенскими только 7 первых соборов, состоявшихся до разделения церквей, а протестанты признают авторитет лишь первых четырех из них. 21-й (по католическому исчислению) Вселенский собор - II Ватиканский собор - был созван папой Иоанном XXIII в 1962 и продолжался при его преемнике Павле VI до 1965. Ниже перечислены вселенские соборы, признаваемые Римско-католической церковью, с кратким изложением их решений. (1) I Никейский (325). Осудил арианство и вынес определение относительно "единосущия" Сына Отцу, которое позже вошло в Никейский символ веры. (2) I Константинопольский (381). Осудил македониан, отрицавших божественность Святого Духа. Подтвердил и дополнил вероопределение, принятое на I Никейском соборе. (3) Эфесский (431). Осудил несторианство, отрицавшее ипостасное единство (единство божественной и человеческих природ) в воплотившемся Слове - Христе. Признал правомерность именования "Богородица" применительно к Деве Марии. (4) Халкидонский (451). Осудил монофизитство, или евтихианство, постановив, что Христос обладал двумя природами и был истинным Богом и истинным человеком. (5) II Константинопольский (553). Осудил за уклонение в несторианство нескольких епископов и богословов, прежде всего - Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. (6) III Константинопольский (680-681). Осудил монофелитов и постановил, что Христос обладал двумя волями - божественной и человеческой. (7) II Никейский (787). Осудил иконоборцев и постановил, что почитание икон и священных изображений не есть идолопоклонство. (8) IV Константинопольский (869-870). Осудил Фотия, патриарха Константинопольского. (9) I Латеранский (1123). Первый общецерковный собор Западной церкви. Утвердил Вормсский конкордат и принял закон о церковных инвеститурах. (10) II Латеранский (1139). Принял меры для преодоления схизмы антипапы Анаклета II и издал постановления против ростовщичества, симонии и других пороков. (11) III Латеранский (1179). Осудил ереси вальденсов и альбигойцев, и утвердил закон об избрании папы двумя третями голосов кардиналов на конклаве. (12) IV Латеранский (1215). Принял ряд постановлений, направленных на реформу церкви, учредил обязательную ежегодную исповедь и причащение на Пасху и утвердил догмат о пресуществлении в таинстве евхаристии. (13) I Лионский (1245). Осудил императора Священной Римской империи Фридриха II за преследования церкви. (14) II Лионский (1274). Добился временного воссоединения Восточных (православных) церквей с Римом и постановил, что выборы нового папы должны начинаться спустя десять дней после кончины его предшественника. (15) Вьеннский (1311-1312). Упразднил орден тамплиеров, призвал к крестовому походу для освобождения Святой Земли, принял учение об отношении души и тела в человеке и осудил т.н. спиритуалов - секты фратичеллов, дульчинистов, бегардов и бегинок. (16) Констанцский (1414-1418). Принял ряд постановлений, касающихся реформы папства и церкви, осудил Уиклифа, приговорил к сожжению Яна Гуса и положил конец великой западной схизме, низложив и заключив в тюрьму антипапу Иоанна XXIII (Балтазара Коссу). (17) Флорентийский (1438-1443). Утвердил примат папы в противовес сторонникам соборной реформы, настаивавшим на том, что общецерковный собор должен обладать большей властью, чем папа, и предпринял попытку воссоединиться с Восточными (православными) церквами. (18) V Латеранский (1512-1517). Разграничил полномочия папы и общецерковного собора, осудил философов, учивших, что душа смертна и едина для всего человечества, и призвал к крестовому походу против турок. (19) Тридентский (1545-1563). Созван для противодействия протестантской Реформации. Провозгласил, что в вопросах вероучения следует руководствоваться Писанием и Преданием, уточнил учения о мессе, таинствах, оправдании, чистилище, индульгенциях, призывании святых, почитании священных изображений, принял решения о браке, о подготовке и посвящении в сан священников. (20) I Ватиканский (1869-1870). Принял определения природы Откровения и веры, отношения между верой и разумом и непогрешимости папы. Осудил пантеизм, материализм, деизм, натурализм и фидеизм. (21) II Ватиканский (1962-1965). Созван для обновления церкви, чтобы сделать ее способной успешно осуществлять свою миссию в 20 в. Выработал определения сущности церкви, христианского единства, литургической реформы, принял решения о роли епископов как пастырей церкви, усилении активности мирян, об отношении между Библией и теологией, о христианском образовании, социальном учении церкви и религиозной свободе в гражданском обществе.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    церко́вные собо́ры

    съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды представителей высшего духовенства самостоятельной местной церкви). В Русском государстве в XV—XVII вв. созывались постоянно; в числе важнейших — Стоглавый собор 1551, собор 1666—67, осудивший раскол. См. также Поместные соборы.

    * * *

    ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

    ЦЕРКО́ВНЫЕ СОБО́РЫ, съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной митрополии) относятся к сер. 3 в. (Каппадокия, Карфаген). С 4 в. Ц. с. разделяются на 2 гл. категории: вселенские соборы и поместные соборы. Вселенские соборы проходят при участии в них представителей всех самостоятельных местных церквей (поместных, национальных); имеют право вырабатывать догматы веры. Церковные правила (каноны), устанавливаемые вселенскими соборами, являются источником церковного (канонич.) права, признаются обязательными для всех поместных церквей. 1-й Вселенский собор был созван в 325 в Никее (перечень соборов см. в ст. Вселенские соборы). Поместные соборы - съезды епископов и др. иерархов самостоятельной местной церкви или церк. иерархов какой-либо определенной адм.-географич. обл. (митрополии, архиепископства, патриаршества, гос-ва, провинции); созываются для разрешения вопросов и дел, возникающих в пределах данной церкви, данной обл., для к-рых лишь и являются обязательными постановления этих соборов.

    Однако критерии для отнесения собора к вселенским или к поместным в действительности не столь четки. После разделения церквей папство, возобновившее съезды высш. духовенства католич. церкви, продолжало именовать их "вселенскими" (хотя православное духовенство в них не участвовало). Православная церковь признает вселенскими лишь первые 7 соборов, Эфесский собор 449, по существу вселенский, ни православием, ни католицизмом таковым не признается. В ряде случаев каноны, вошедшие в состав общецерк. законодательства, признанные и православной и католич. церквами важным источником канонич. права, исходили не от вселенских, а от поместных соборов (правила Анкирского собора 314-315, Гангрского собора ок. 340, Лаодикейского собора 364 и нек-рых др. поместных соборов). В Русском гос-ве, особенно в 15-17 вв., постоянно созывались поместные соборы (хотя формально они так не назывались); в числе важнейших - Стоглавый собор 1551 и собор 1666-67, осудивший раскол.

    Вселенские соборы 4-9 вв. созывались императором Вост. Рим. империи (Византии) и проходили под председательством его или его представителя. В Византии к 12 в. сложилась особая форма Ц. с.- "собор пребывающий": постоянно действующее учреждение, состоявшее из живших в Константинополе епископов и диаконов Константинопольской церкви св. Софии. По типу "собора пребывающего" были созданы в России соборы при патриархах, а в 1721 Синод. Т. н. вселенские соборы, созывавшиеся с 12 в. католич. церковью, проходили под руководством рим. папы; в них участвовали, помимо епископов, аббаты, богословы, представители светских властей (однако в силу ист. условий воздействие светских властей на Ц. с. католич. церкви менее заметно, чем на Ц. с. православной церкви). Православная церковь, в отличие от католической, не созывала соборов, к-рые бы она называла вселенскими (см. Православная церковь). В православной церкви собор признается выше патриарха, к-рый (несмотря на право председательствования, ряд привилегий и моральный авторитет) рассматривается как "первый среди равных". В католич. церкви проводится монархич. принцип: авторитет папы выше авторитета вселенских соборов. В период укрепления в Европе централизованных нац. гос-в возникло в кон. 14 - нач. 15 вв. соборное движение, отстаивавшее принцип верховенства вселенских соборов над папой, но оно потерпело поражение; Тридентский собор 1545-63, созванный в период Контрреформации, закрепил верховную власть папства в церкви. В дальнейшем папы ограничили состав участников вселенских соборов (епископы, главы монашеских орденов, представители конгрегаций). Стремление католич. нац. церквей к независимости от папства проявилось на поместных Ц. с. (так, созванный франц. духовенством собор 1682 принял "Декларацию галликанского духовенства", см. Галликанство). С 16 в. до 2-й пол. 19 в. папство вселенские соборы не созывало. Вновь был организован вселенский собор католич. церкви лишь в 1869-70 (1-й Ватиканский собор, см. Ватиканский собор 1869-70). В 1962-65 был созван 2-й Ватиканский собор.

    А. П. Каждан. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ - съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: