Словарь Брокгауза и Ефрона

    Этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или адиге, как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи, самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта; шепсуги, населявшие долины реки Убин и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума); бесленеевцы — "жители большого леса"; к западу от последних — егарукаи и мехешевцы; еще дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш — гатюкаевцы; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой — темиргои (кемгуй); бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жанеевцы, некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов. Ч. жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Х. Название Ч. дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге. Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. — синоним разбойника; но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Appiana). В древности территория Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 г. они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (X в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам; их похоронные обряды часто были языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч., постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адрианопольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, Ч. (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну (см. Кавказские войны), кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости. В 1858 г. их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мужчин, из коих 100 тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) — кабардинцы. Из собственно Ч. (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 21/2тысячи — все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1200 душ. Абхазцы и кабардинцы описаны особо (см. эти слова). Собственно Ч.-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят: "ssé adighé — я адиге" (Шантр). Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь. Усадьба Ч. обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный Ч. считал постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. социальный строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы. Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты — такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом (см.), кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка — все познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма (см.). Положение женщин тяжелое; на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины XVIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения — смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т. д. Язык Ч. совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие — кабардинское; оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование языка стоит еще на очень примитивной ступени.

    Литературу см. Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Географо-статистический словарь Российской Империи"), Якушкина ("Инородцы России") и Межова. Ср. также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже); Ernest Chantres, "Recherches anthropol. dans le Caucase" (т. IV); Erckert, "Der Kaukasus"; "Материалы для описания местностей и племен Кавказа"; издания кавказского отдела географического общества; "Кавказский Календарь".

    Л. Ш.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    общее наименование адыгов (См. Адыги),появившееся в письменных источниках в 13 в. и употреблявшееся в русской литературе вплоть до первых лет Советской власти. Ч. в СССР (39,8 тыс. чел.; 1970, перепись) называлось адыгское население Карачаево-Черкесской АО (в т. ч. потомки кабардинцев, переселившихся на Кубань в 1-й трети 19 в.). Ч. говорят на кабардино-черкесском языке, относящемся к абхазо-адыгской группе кавказских языков. Ч. именуют себя также потомки переселившихся в 19 в. в Турцию кавказских горцев — адыгов, абхазов, осетин и др. (ныне живут в Турции, Сирии и др. странах Ближнего Востока, около 150 тыс. чел.).

    В зарубежной литературе этноним Ч. до сих пор ещё употребляется для обозначения всех адыгов.

    Лит.: Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, [Ставрополь], 1967; Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЧЕРКЕ́СЫ, -ов, ед. -ес, -а, муж. Народ, относящийся к коренному населению Карачаево-Черкесии.

    | жен. черкешенка, -и.

    | прил. черкесский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ов, мн. (ед. черке́с, , м.; черке́шенка, , мн. черке́шенки, -нок, -нкам, ж.).

    1. устар.

    Общее название горских народностей северо-западного Кавказа, употреблявшееся в русской дореволюционной литературе.

    2.

    Один из народов Карачаево-Черкесской автономной области, а также лица, относящиеся к этому народу.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЧЕРКЕ́СЫ, черкесов, ед. черкес, черкеса, муж.

    1. Общее название кабардинцев (верхние черкесы) и адыгейцев (нижние черкесы; линг.).

    2. Название кабардинцев, живущих в пределах Черкесской автономной области.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Название кабардинцев, живущих в Карачаево-Черкессии.

    отт. Представители этой народности.

    2.

    устар.

    Общее название горских народностей северо-западного Кавказа.

    отт. Представители этих народностей.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЧЕРКЕСЫ (самоназвание - адыге) - народ в Карачаево-Черкесской авт. обл. (40,2 тыс. человек); всего в Российской Федерации 50,7 тыс. человек (1992). Живут также в Турции и других странах Передней Азии, где черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Общая численность 270 тыс. человек (1992). Язык кабардино-черкесский. Верующие черкесы - мусульмане-сунниты.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ЧЕРКЕСЫ (самоназвание адыгэ) - народность общей численностью 270 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 51 тыс. чел., в т.ч. Карачаево-Черкссия - 40 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция - 150 тыс. чел., Сирия - 35 тыс. чел., Ирак - 15 тыс. чел., Иордания - 10 тыс. чел., Иран - 5 тыс. чел. Язык - кабардиночеркесский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедический словарь

    ЧЕРКЕ́СЫ -ов; мн.

    1. Народ, живущий в Адыгее и Карачаево-Черкесии; представители этого народа, адыгейцы.

    2. Устар. Общее название народностей, населяющих Северный Кавказ (кабардинцев, дагестанцев и т.п.); представители этих народностей.

    Черке́с, -а; м. Черке́шенка, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Черке́сский, -ая, -ое. Ч. аул.

    * * *

    черке́сы

    (самоназвание — адыге), народ в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. человек). Всего в России 50,7 тыс. человек (1995). В Турции и других странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Северного Кавказа. Общая численность 270 тыс. человек (1995). Язык кабардино-черкесский. Верующие черкесы — мусульмане-сунниты.Черкесы.

    * * *

    ЧЕРКЕСЫ

    ЧЕРКЕ́СЫ (самоназвание — адыге), народ в Российской Федерации, основное население Карачаево-Черкесии (49,2 тыс. человек); всего в Российской Федерации 60,5 тысяч человек (2002). Черкесами называют также потомков различных кавказских горских народов, переселившихся в 19 веке в Османскую империю. Ныне они живут в Турции, Сирии, других странах Ближнего Востока (около 150 тыс. чел.). Верующие черкесы — мусульмане-сунниты.

    В дореволюционные годы черкесами называли всех адыгов. В этом значении термин «черкесы» появился в письменных источниках в 13 века и употреблялся до первых лет Советской власти. В советское время черкесами стали называть только адыгское население Карачаево-Черкесии (в том числе потомков кабардинцев, переселившихся на Кубань в первой трети 19 в.). Черкесы говорят на кабардино-черкесском языке, относящемся к абхазо-адыгской группе кавказских языков.

    Древние черкесы поклонялись богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства — Мериссе, крупного рогатого скота — Ахину, коз и овец — Ямшу, верховой езды, богу молнии и грома Шибле, металла и кузнецов — Тлепшу. Из Византии и Грузии в 10—12 веках начало проникать христианство. С 14—15 веков христианство стало вытесняться исламом. К 18 веку черкесы были окончательно исламизированы, но следы христианства сохранялись вплоть до 20 века.

    Традиционное основное занятие — отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; до принятия мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Традиционное ремесло было в связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок, папах. Черкесское сукно высоко ценилось у соседних народов.

    На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления. Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы, обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества.

    Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до 18 века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце 19 века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират, сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма. Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется второй половиной 19 века. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

    Традиционный мужской костюм — черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульeй, бурка, наборный пояс, на ногах — чувяки, ноговицы, парадная обувь — красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Женская одежда в полном варианте сложилась в 19 веке. Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шeлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой, подпоясывали серебряным поясом. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Сверху надевали вышитый кафтан из тeмно-красной или чeрной материи, украшали его золотым и серебряным галуном, серебряными застeжками. Кожаная обувь вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребeнка) носили «золотую шапочку» с высоким твeрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок. После рождения ребeнка женщина закрывала волосы тeмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят национальные платья только по праздникам.

    Летом черкесы питаются преимущественно молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Популярен слоeный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелeный, с солью и сливками). Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом является курица или индюшка с соусом, заправленным толчeным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варeными, обычно с приправой из кислого молока с толчeным чесноком и солью. После варeного мяса обязательно подают бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мeдом по большим праздникам готовят бузу. По праздникам делают халву (из поджаренной пшeнной или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки.

    В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), бубны, на которых играли руками и палочками. В конце 18 века у русских была заимствована гармоника, на ней играют главным образом женщины, на остальных инструментах — мужчины.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    общее наименование адыгов (см.), появившееся в письм. источниках в период монг. завоеваний 13 в. и употреблявшееся в этом значении в рус. лит-ре вплоть до первых лет Сов. власти. Ч. в СССР (39,8 тыс. чел. по переписи 1970) наз. адыгское население Карачаево-Черкесской а. о., в т. ч. потомки кабардинцев, переселившихся на Кубань в 1-й трети 19 в. Ч. говорят на кабардино-черкесском яз., относящемся к абхазо-адыгской группе кавк. языков. Ч. именуют себя также потомки переселившихся в 19 в. в пределы Турции кавк. горцев (адыгов, абхазов, осетин и др.), обитающих ныне в Турции, Сирии и др. странах Бл. Востока (ок. 150 тыс. чел.). В зарубежной лит-ре этноним Ч. до сих пор еще употребляется для обозначения всех адыгов.

    Лит.: Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, Ставрополь, 1967; Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Лермонтовская энциклопедия

    «ЧЕРКЕСЫ», первая из дошедших до нас поэм Л. (1828); относится к числу его ранних кавк. романтич. поэм. Осн. на личных впечатлениях, а также рассказах о быте и нравах горцев, известных Л. от его родственников Е. А. Хастатовой и П. П. Шан-Гирея. Состоит из 11 главок. Это первая, еще несовершенная попытка создать образ сильного романтич. героя — кавк. горца. Осн. мотив поэмы — отчаянная и безуспешная попытка черкесского князя выручить из рус. плена родного брата. Пафос поэмы — в раскрытии свободолюбия и героизма черкесов, к-рых Л. изображает с несомненным сочувствием. Тем не менее поэма посв. победе рус. оружия (к-рую, кстати, считали исторически предопределенной также А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и мн. декабристы); в центре повествования — батальные сцены. Поэма свидетельствует о начитанности и исключит. лит. памяти юного автора. В тексте встречаются заимствования из произв. И. И. Козлова («Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая», 1828; «Чернец», 1826), К. Н. Батюшкова (пер. «Сна воинов» из поэмы Э. Д. Парни «Иснель и Аслега», 1811), И. И. Дмитриева («Освобождение Москвы», 1797; «Причудница», 1794), В. А. Жуковского («Двенадцать спящих дев», 1817), Дж. Байрона («Абидосская невеста», в пер. Козлова).На поэму Л. оказал неоспоримое влияние «Кавказский пленник» Пушкина, что подчеркнул и автор, написав на обложке рукописи в качестве эпиграфа строки из эпилога пушкинской поэмы («Подобно племени Батыя, Изменит прадедам Кавказ»). Особенность «Черкесов» — отсутствие любовной коллизии, традиционной для романтич. поэмы. В противоположность Пушкину и его подражателям, в поэме Л. не европеец захвачен в плен горцами, а, наоборот, черкес оказывается в рус. плену.Отрывок из поэмы («В горах уж солнце исчезает») положил на музыку А. Ф. Засядько (хор без сопровождения).Автограф неизв. Авторизов. копия — ГПБ, Собр. рукописей Л., № 9; титульный лист поэмы (лира с венками по сторонам, под заглавием — скрещенные пистолеты, ниже — эпиграф из поэмы Пушкина) Л. выполнил на обороте форзаца переплетенной тетради с автографами его поэм «Кавказский пленник» и «Корсар» (ИРЛИ). Впервые в отрывке — Соч. под ред. Дудышкина, т. 2, 1860; полностью — Соч. под ред. Висковатого, т. 3, с. 164—72, с нек-рыми изменениями текста. Датируется на основании надписи Л. на обложке рукописи: «В Чембар за дубом» (в этом городке поэт жил с бабушкой летом 1828).Лит.: Замотин, с. 36; Нейман Б. В., Л. и Жуковский, «РБ», 1914, № 6, с. 7—8; его же, Отражение поэзии Козлова в творчестве Л., «Изв. ОРЯС АН», 1914, т. 19, кн. 1, с. 211—13; Нейман (7), с. 323—24; Дурылин С., Академич. Л. и лермонт. поэтика, в кн.: Труды и дни, тетр. 8, М., 1916, с. 117—18; Семенов (5), с. 21—22; Соколов (4), с. 89; Иванова Т. (2), с. 33—34; Мануйлов (6), с. 42—44; Филатова (1), с. 153—55; Виноградов Б. С., Кавказ в рус. лит-ре 30-х гг. XIX в., [Грозный], 1966, с. 105—06; Федоров (2), с. 40—45, 52.

  21. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  22. Большой Энциклопедический словарь

    ЧЕРКЕСЫ
    ЧЕРКЕСЫ (самоназвание - адыге) - народ в Карачаево-Черкесской авт. обл. (40,2 тыс. человек); всего в Российской Федерации 50,7 тыс. человек (1992). Живут также в Турции и других странах Передней Азии, где черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Общая численность 270 тыс. человек (1992). Язык кабардино-черкесский. Верующие черкесы - мусульмане-сунниты.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник: