Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Поселения.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    особая организация войск в России в 1810—57, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Введены Александром I для создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое В. п. было учреждено в 1810 А. А. Аракчеевым (с 1817 официальный начальник В. п.) в Климовичском уезде Могилёвской губернии. С 1816 устройство В. п. велось в широких масштабах. Поселённые войска формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и из местных жителей — мужчин (главным образом крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет. Те и другие именовались поселянами — хозяевами. Остальные местные жители того же возраста, не вошедшие в состав войска, но годные к службе, зачислялись в помощники хозяев и входили в резервные воинские подразделения. Дети военных поселенцев с 7-летнего возраста зачислялись в Кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. С 45 лет поселенцы уходили в отставку, но несли службу в госпиталях и по хозяйству. Каждое В. п. состояло из 60 домов-связей, в которых располагалась рота из 228 человек В доме помещалось 4 хозяина с нераздельным хозяйством. Жизнь В. п. строго регламентировалась, круглый год крестьяне проходили военное обучение, земледельческие работы производились несвоевременно, телесные наказания были обычным явлением.

    В. п. создавались на казённых землях, что вызывало открытое сопротивление казённых крестьян (в 1817 в Холынской и Высоцкой волостях Новгородской губернии, в 1817—18 волнения Бугского войска). Но Александр I заявил: «Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» (свыше 100 км). К 1825 В. п. были созданы в Петербургской, Новгородской (по р. Волхов и близ г. Старая Русса), Могилёвской, Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях. В. п. составили почти 1/4 часть армии (по другим данным —1/3), имели капитал 32 млн. руб., но комплектование армии не обеспечили. Они не только не стали орудием борьбы с освободительным движением, но сами превратились в один из очагов его. В июне 1819 началось восстание Чугуевского полка (центр Слободско-Украинского В. п.), в августе распространилось на округ Таганрогского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отрезанные у них земли, избивали и изгоняли начальников. Расправой над восставшими руководил лично Аракчеев: из более 2 тыс. чел. арестованных 313 были преданы военному суду. Из 275 человек (по другим данным — из 204), приговорённых к наказанию шпицрутенами (по 12 тыс. ударов каждому), 25 человек умерли; остальных сослали в Оренбургский корпус. В июле 1831 в В. п. близ Старой Руссы произошло одно из самых крупных солдатских выступлений в русской армии в 1-й половине 19 в. Поводом послужила холерная эпидемия, вызвавшая ряд «холерных бунтов». Город перешел в руки восставших, устроивших на площади суд и казнивших начальников. Восстание распространилось на большинство В. п. Новгородской губернии. Батальон, посланный на усмирение, перешёл на сторону восставших. Расправа была жестокой: третью часть жителей деревень, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь, многих отправили в Кронштадтскую крепость на каторжные работы. Выступления военных поселенцев вливались в общее русло антифеодальной борьбы русского крестьянства. В 1831 многие В. п. переименовали в округа пахотных солдат, что привело к фактической ликвидации большинства В. п. В 1857 все В. п. и округа пахотных солдат были упразднены.

    Лит.: Ленин В. И., Каторжные правила и каторжный приговор, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; Евстафьев П. П., Восстание военных поселян Новгородской губернии в 1831 г., М., 1934; Федоров В. А., Восстание военных поселян в Чугуеве в 1819 г., в сб.: Исторические записки, т. 52, [М.], 1955; его же, Борьба крестьян России против военных поселений (1810—1818), «Вопросы истории», 1952, № 11; Гр. Аракчеев и военные поселения 1809—31, СПБ.

    Л. И. Насонкина.

    Восстание военных поселенцев Новгородской губ. в 1831. Рисунок 19 в.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ - особая организация войск в Российской империи в 1810-57 с целью уменьшения военных расходов. Совмещали военную службу с занятием сельским хозяйством. Введены на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской и других губерний. С 1817 главный начальник А. А. Аракчеев. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское 1819, Новгородское 1831 и др.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, особая организация части войск в России в 1810 - 57, совмещавшая военную службу с занятием сельским хозяйством. Были созданы в Могилевской, Новгородской, Петербургской, Херсонской и других губерниях. В 1835 насчитывали 375 тыс. человек. Возглавлялись (с 1817) А.А. Аракчеевым.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедический словарь

    вое́нные поселе́ния

    особая организация войск в Российской империи в 1810—1857 с целью уменьшения военных расходов. Введены на казённых землях Петербургской, Новгородской, Могилёвской, Херсонской и других губерний. С 1817 главный начальник А. А. Аракчеев. Жители военных поселений совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством, их дети записывались в кантонисты. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское 1819, Новгородское 1831 и др.

    * * *

    ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

    ВОЕ́ННЫЕ ПОСЕЛЕ́НИЯ — особая организация войск в Российской империи(см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) в 1810—1857 годах. С целью сокращения военных расходов военные поселенцы совмещали военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения были введены Александром I Павловичем для создания резерва обученных войск без увеличения расходов на армию.

    Первое военное поселение было организовано в 1810 году А.А. Аракчеевым(см. АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич) в Климовичском уезде Могилевской губернии. С 1816 года устройство военных поселений развернулось в широких масштабах. В 1817 году А.А. Аракчеев стал официальным начальником военных поселений. К 1825 году военные поселения были созданы в Петербургской, Новгородской (по реке Волхов и близ Старой Руссы), Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской губерниях. Военные поселения составляли от трети до четверти всей армии. Поселенцы формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и из местных жителей — мужчин (главным образом крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет. Те и другие именовались поселянами-хозяевами. Остальные местные жители того же возраста, не вошедшие в состав войска, но годные к службе, зачислялись в помощники хозяев и входили в резервные воинские подразделения. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. С 45 лет поселенцы уходили в отставку, но несли службу в госпиталях и по хозяйству. Каждое военное поселение состояло из 60 домов-связей, в которых располагалась рота из 228 человек. В каждом доме помещалось четыре хозяина с нераздельным хозяйством. Жизнь военных поселений строго регламентировалась, круглый год крестьяне проходили военное обучение, земледельческие работы производились несвоевременно, телесные наказания были обычным явлением.

    Военные поселения создавались на казенных землях, что вызывало сопротивление казенных крестьян(см. КАЗЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ). В 1817 году выступления крестьян охватили Холынскую и Высоцкую волости Новгородской губернии, в 1817—1818 годах вспыхнули волнения в Бугском войске. В июне 1819 года началось восстание Чугуевского полка (центр Слободско-Украинских военных поселений), в августе оно распространилось на округ Таганрогского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отрезанные у них земли, избивали и изгоняли начальников. Расправой над восставшими руководил лично Аракчеев: из более 2 тысяч человек арестованных 313 были преданы военному суду. Из 275 человек (по другим данным — из 204), приговоренных к наказанию шпицрутенами по 12 тысяч ударов каждому, 25 человек умерли; остальных сослали в Оренбургский корпус.

    В июле 1831 года в военном поселении близ Старой Руссы(см. СТАРАЯ РУССА) произошло одно из самых крупных солдатских выступлений в первой половине 19 века. Поводом послужила холерная эпидемия, вызвавшая ряд «холерных бунтов». Город Старая Русса перешел в руки восставших, устроивших на площади суд и казнивших начальников. Восстание распространилось на большинство военных поселений Новгородской губернии. Батальон, посланный на усмирение, перешел на сторону восставших. Расправа была жестокой: третью часть жителей деревень, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь, многих отправили в Кронштадтскую крепость на каторжные работы. В 1831 году многие военные поселений переименовали в округа пахотных солдат, что привело к фактической ликвидации большинства военных поселений. В 1857 году все военные поселения и округа пахотных солдат были упразднены.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    особая организация войск в России в 1810-57, совмещавших воен. службу с занятием с. х-вом. Введены Александром I в целях формирования особой воен. касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободит. движением, а также создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное В. п. было создано в 1810 графом А. А. Аракчеевым (с 1817 - офиц. начальник В. п.) в Климовичском у. Могилевской губ. Устройство В. п. возобновилось в 1815 по окончании Отечеств. войны 1812; с 1816 велось в широких масштабах.

    Поселенные войска формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и из местных жителей - мужчин (гл. обр. крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собств. х-во. Те и другие именовались поселянами-хозяевами. Остальные местные жители того же возраста и годные к службе зачислялись в помощники хозяев и входили в резервные воинские подразделения. Дети воен. поселенцев с 7-летнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. С 45 лет поселенцы уходили в отставку, но несли службу в госпиталях и по хозяйству. В. п. устраивались на казенных землях. Превращение в воен. поселенцев встретило открытое сопротивление казенных крестьян (в 1817 в Холынской и Высоцкой волостях Новгородской губ., в 1817-18 волнения Бугского войска). Несмотря на это, Александр I заявил: "Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова" (св. 100 верст).

    К 1825 насильственными методами В. п. были созданы в губерниях: Петербургской (3 роты служителей Охтенского порохового з-да), Новгородской - по р. Волхову и близ г. Старая Русса (18 пех. полков, 3 арт. бригады и 1 саперный батальон), Могилевской (6 пех. полков), Слободско-Украинской, Херсонской и Екатеринославской (20 кав. полков) и др. Воен. поселенцы составили почти 1/4 часть армии (по др. данным - 1/3)

    Каждое В. п. состояло из 60 домов-связей, в к-рых располагалась рота из 228 чел. В доме помещалось 4 хозяина с нераздельным х-вом. Прикрепленных к земле крестьян одели в воен. форму, снабдили ружьями и амуницией, наполовину оторвали от х-ва, поставили под ежечасный мелочной надзор начальников; подвергли жизнь строгой регламентации, фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. Круглый год крестьяне проходили воен. обучение. Земледельч. работы производились несвоевременно, по приказам начальников; урожаи часто пропадали. Воен. поселенцев использовали также на работах в каменоломнях, на лесопильных з-дах и т. п. Высшие начальники превосходили друг друга в жестоком обращении с подчиненными. Телесные наказания были обычным явлением. Расходы на устройство В. п. были вскоре покрыты и к 1825 В. п. имели капитал 32 млн. руб., полученный путем эксплуатации воен. поселенцев. Но комплектование армии В. п. не обеспечивали, они не только не стали орудием борьбы с освободит. движением, но сами превратились в очаг его.

    В июне 1819 началось восстание Чугуевского полка, являвшегося центром Слободско-Укр. В. п. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отрезанные у них земли, избивали и изгоняли начальников. В авг. восстание распространилось на округ Таганрогского полка, грозя перекинуться в Харьков. Расправой руководил лично Аракчеев: было арестовано св. 2 тыс. чел., из них 313 преданы воен. суду. Из 275 чел. (по др. данным, из 204), приговоренных к наказанию шпицрутенами (по 12 тыс. ударов каждому), 25 чел. умерли; остальные были сосланы в Оренбургский корпус. В 1831 более крупное восстание вспыхнуло в Старой Руссе. Поводом послужила холерная эпидемия, вызвавшая ряд "холерных бунтов". Восстание начал 11 июля 10-й воен.-рабочий батальон. Город перешел в руки восставших, устроивших на площади суд и казнивших начальников. Восстание распространилось на большинство В. п. Новгородской губ. Батальон, посланный в Старую Руссу на усмирение, перешел на сторону восставших. Лишь к 25 июля восстание было подавлено. Третью часть жителей деревень, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь. Весь 10-й воен.-рабочий батальон отправили в Кронштадтскую крепость на каторжные работы. Восстание в Старой Руссе явилось одним из самых крупных солдатских выступлений в рус. армии в 1-й пол. 19 в. Выступления воен. поселенцев вливались в общее русло антифеод. борьбы рус. крестьянства. Большинство В. п. в 1831 пр-во переименовало в округа пахотных солдат, но это не внесло существ. изменений в жизнь поселян. В местностях, где происходили волнения, поселенцев и пахотных солдат обложили поземельным оброком. В 1857 все В. п. и округа пахотных солдат были упразднены как неоправдавшие себя и переданы в ведение мин-ва гос. имуществ.

    О В. п. нет исчерпывающей монографии. Самая крупная - работа сов. историка П. П. Евстафьева. Из сов. работ недавнего времени имеются статьи В. А. Федорова. Из работ бурж. историков наиболее объективна и обстоятельна ст. Е. В. Орлова. Ст. П. П. Карпова, направленная на защиту В. п. и Аракчеева, была встречена суровой критикой даже бурж.-либеральной историографии. Книга "Граф Аракчеев и В. п." с предисл. В. И. Семевского богата фактич. мат-лом (воспоминания, переписка и пр.). Архивных публикаций нет, за исключением интересных мат-лов Верещагина.

    Лит.: Ленин В. И., Каторжные правила и каторжный приговор, Соч., 4 изд., т. 5; Евстафьев П. П., Восст. воен. поселян Новгородской губ. в 1831 г., М., 1934; Верещагин Г. A., Мат-лы по истории бунтов в воен. поселениях при Александре I, "Дела и дни", 1922, кн. 3; Федоров В. A., Восст. воен. поселян в Чугуеве в 1819 г., в сб.: ИЗ, т. 52, (М.), 1955; его же, Борьба крестьян России против воен. поселений (1810-18), "ВИ", 1952, No 11; Мiрошнiков I. Я., Повстаня вiйськових поселян серпухiвського уланського полку в Слобiдсько-Украïнськiй губ. в 1829 р. в сб.: Уч. зап. (Харкiвськ. Держ. Ун-та), т. 43, X., 1952; Гр. Аракчеев и воен. поселения 1809-31, СПБ, 1871; Орлов Е. В., Бунт воен. поселян в 1831 г., "Рус. вестник", 1897, (No 7, 9, 11, 12); Карпов П. П., О воен. поселениях при гр. Аракчееве, "Рус. вестник", 1890, (No 2, 3, 4); Слезскинский А., Бунт воен. поселян в холеру 1831 г., Новгород, 1894; Александров Г., Заметка о бывших воен. поселениях, "РА", (1873), кн. 2; Богославский Н., Аракчеевщина, СПБ, 1882; Мат-лы для истории воен. поселений, в кн.: Новгородский сб., т. 1-5, Новгород, 1865; Свод воен. постановлений, ч. 4. СПБ, 1839, кн. 1; Письма гр. Аракчеева Г. И. Лисаневичу, "Киев. старина", 1884, т. 10; Панаев (Н. И.), Новгородское возмущение в 1831. Записки очевидца, Лейпциг, 1874; Воспом. о В. п.: "PC", 1871, т. 4 (А. Тарасова, И. Свиязева), 1872, т. 6 (И. Европеуса), 1873, т. 8 (Н. и С. Маевских, А. Долгорукова), 1874, т. 9 (А. Ушакова), 1876, т. 17 (А. Гриббе), 1879, т. 25 (Н. Матвеева, В. Лукинского), 1885, т. 45 (А. Гриббе, Н. Коведяева, К. Детлова), 1886, т. 49 (С. Ярош); то же, "РА", 1868, кн. 1, в. 2 (Е. Романовича), 1874, кн. 1, в. 4 (Н. Путяты), 1875, кн. 1, в. 1-2 (Е. Фон-Брадке), 1893, кн. 2, в. 8 (Мартоса); то же, "ИВ", 1883, т. 13 (И. Поддубного), 1886, т. 25 (И. Можайского), 1888, т. 34 (И. Радзиковского), 1894, т. 55 (П. Павлова); то же, "Воен. сб.", 1862, т. 24 (М. Крымова); то же, "Киев. старина", 1887, т. 19 (В. Лобачевского и Н. Стороженко).

    Л. И. Насонкина. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: