Большая Советская энциклопедия

    (Wölfflin)

    Генрих (21.6.1864, Винтертур, — 19.7.1945, Цюрих), швейцарский искусствовед. Профессор университетов в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924). Разработал и мастерски применил последовательную методику анализа художественного стиля, которая в ранних работах В. служила для исследования «психологии эпохи» («Ренессанс и барокко», 1888, русский перевод 1913; «Классическое искусство», 1899, русский перевод 1912). Позднее, под влиянием неокантианства, В. всё больше ограничивал задачи анализа определением «методов видения» — систем абстрагированных формальных категорий, сводя к ним характеристику искусства разных эпох или народов («Основные понятия истории искусства», 1915, русский перевод 1930; «Италия и немецкое чувство формы», 1931, русский перевод — «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса», 1934).

    Лит.: Strich F., Zu Heinrich Wölfflins Gedachtnis, Bern, 1956.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ВЁЛЬФЛИН

    (Wölfflin), Генрих (21 июня 1864 – 19 июля 1945) – нем. историк и теоретик иск-ва, последователь формалистич. и идеалистич. "всеобщей науки об искусстве", основанной Э. Утицем и М. Дессуаром. Проф. в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924). Первоначально стоял на позициях идеалистич. истолкования иск-ва на основе "психологии эпохи" или "жизненного чувства эпохи" ("Ренессанс и барокко" – "Renaissance und Barock", 1888, рус. пер. 1913; "Классическое искусство" – "Die klassische Kunst", 1899, рус. пер. 1912). Позже под влиянием идеалистич. теории видения Фидлера стал объяснять стили иск-ва на основе характерных для разных эпох субъективных "оптических форм видения" и вытекающего из них "формотворчества". В гл. работе В. "Основные понятия истории искусства" ("Kunstgeschichtliche Grundbegriffe", 1915, рус. пер. 1930) стилистич. характеристику иск-ва Возрождения и барокко В. сводит к пяти парам противоположных друг другу формальных категорий (линейность и живописность, плоскостность и глубинность и т.д.). В. считал, что предпосылкой художеств. творчества является различное для разных народов и рас стихийное чувство формы ("Die Kunst der Renaissance. Italien und das deutsche Formgefühl", 1931, в рус. пер. – "Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса", 1934).

    Теоретич. рассуждения В. об эстетич. преимуществах иррационализма и экспрессионизма перед рационализмом и реализмом получили распространение в теории и практике формализма.

    Соч.: Die Kunst Albrecht Dürers, 4 Aufl., Münch., 1920; Истолкование искусства, пер. с нем., М., 1922.

    Лит.: Landsberger F., Heinrich Wölfflin, В., 1924; Concinnitas, Beiträge zum Problem des Klassischen, Basel, 1944.

    И. Мáца. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия