Большая Советская энциклопедия

    Кэрд (Caird) Эдуард (22.3.1835, Гринок, — 1.11.1908, Оксфорд), английский философ-неогегельянец. В 1866—93 профессор в Глазго и Оксфорде. Известен главным образом работами по истории философии. В работе «Критическая философия Канта» (т. 1 — 2, 1889), одной из самых значительных в английской литературе о И. Канте, К. истолковывает философию Г. Гегеля как последовательное осуществление «критического идеализма» Канта. Основополагающим принципом диалектики Гегеля К. считал «тождество в различии». Поддерживая идею эволюции, К. пытался применить ее к изучению истории религии. При этом в христианстве он видел «абсолютную религию» — высший продукт исторического развития религии, а философию Гегеля считал «теоретической формой» христианства.

    Соч.: The evolution of religion, v. 1 — 2, Glasgow, 1893: Essays on literature and philosophy, v. 1 — 2, Glasgow, 1892; The evolution of theology in the Greek philosophers, v. 1 — 2, Glasgow, 1904; в рус. пер.— Гегель, М., 1898.

    Лит.: Jones Н. and Muirhead J. Н., The life and philosophy of Edward Caird, Glasgow, 1921.

    М. А. Киссель.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    КЕРД

    К э р д (Caird), Эдуард (22 марта 1835 – 1 нояб. 1908) – английский философ- неогегельянец. Известен главным образом работами по истории философии. Его написанная с идеалистических позиций книга "Критическая философия Канта" ("The critical philosophy of I. Kant", 2 vob. 1889) до сих пор считается одной из самых значительных в англ. литературе о Канте. По К., философия Гегеля – это "критический идеализм" Канта, избавленный от противоречий и непоследовательности. Основополагающим принципом диалектики Гегеля К. считал "тождество в различии". Из этого принципа он выводил существование абсолюта как "самостоятельного и интеллигибельного целого". В отличие от большинства эпигонов Гегеля, К. поддерживал идею эволюции. Процесс развития он определял как единство дифференциации и интеграции. Идею эволюции К. пытался применить к изучению истории религии ("The evolution of religion", 1893). В христианстве он видел "абсолютную религию" – высший продукт историч. развития религии, а философию Гегеля считал "теоретической формой" христианства.

    Соч.: The social philosophy and religion of Comte, L., 2 ed., 1893; Essays on literature and philosophy, v. 1–2, Glasgow, 1892; The evolution of theology in the Greek philosophers, v. 1–2, Glasgow, 1904; в рус. пер. – Гегель, M., 1898.

    Лит.: Jones H. and Muirhead J. H., The life and philosophy of Edward Caird, Glasgow, 1921.

    M. Киссель. Ленинград.

  3. Источник: Философская энциклопедия