Крейслер (Kreisler) Фриц (2.2.1875, Вена, — 29.1.1962, Нью-Йорк), австрийский скрипач и композитор. Ученик И. Хельмесбергера и Ж. Л. Массара. Уроки композиции брал у Л. Делиба. Дебютировал в 7-летнем возрасте в Вене. В 1888 гастролировал в США, после чего на время оставил скрипку. В 1893 концертами в Москве возобновил исполнительную деятельность. Мировую славу принесли ему выступления в Берлине (1899). В 1915—24 жил главным образом в США, куда окончательно переселился в 1939. Концертировал до 1947. Исполнительную деятельность К. составила эпоху в музыкальном искусстве. Игра его отличалась особой певучестью, проникновенностью, блеском и изяществом. Как композитор К. был непревзойдённым мастером миниатюры. Создал репертуар небольших характерных пьес («Венский каприс», «Прекрасный розмарин» и др.), опубликовал серию пьес для скрипки и фортепиано «Классические рукописи» (1905), выдав собственные стилизации за обработку произведений композиторов 17—18 вв. (Ф. Куперена, Г. Пуньяни, Л. Боккерини и др.). Ему принадлежат многие транскрипции, редакции, каденции к концертам (в т. ч. Л. Бетховена, И. Брамса и др.).
Лит.; Ям польский И., Фриц Крейслер, «Советская музыка», 1955, № 9; Раабен Л., Жизнь замечательных скрипачей. [М.— Л., 1967].
И. М. Ямпольский.
(Kreisler, Fritz) (1875-1962), австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины 20 в. Родился 2 февраля 1875 в Вене. В возрасте трех с половиной лет мальчик уже знал ноты, в семь лет поступил в Венскую консерваторию, в десять - получил консерваторскую золотую медаль и был принят в Парижскую консерваторию. Занимался по классу скрипки у Ж.Массара и по композиции у Л.Делиба. Он завоевал Большой приз консерватории в 12 лет, в 14 - дал первый концерт в США с Бостонским симфоническим оркестром и затем совершил успешное турне по Америке с пианистом М.Розенталем. На некоторое время Крейслер оставил скрипку, занявшись медициной (отец музыканта был врачом), отслужил положенный срок в австрийской армии и затем вернулся к музыке. В 19 лет он сочинил ставшие потом знаменитыми каденции к скрипичному концерту Бетховена, опубликовал Классические рукописи (Klassische Manuskripte) - серию скрипичных пьес, стилизованных под известных мастеров: например, Andantino, приписанное Дж.Б.Мартини, Шансон Людовика XIII и Павану, якобы принадлежавшие Ф.Куперену. Мировую славу принесло Крейлеру его первое выступление с Берлинским филармоническим оркестром в 1899. В период между 1900 и 1914 он совершил множество концертных поездок по разным странам и создал столь популярные произведения, как Венский каприс (Caprice Viennois), Муки любви (Liebesleid) и Радость любви (Liebesfreude). С началом Первой мировой войны Крейслер был призван в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре был демобилизован и продолжил свою музыкальную деятельность. Военная истерия препятствовала его выступлениям в Америке между 1917 и 1919, но уже в начале 1920 все европейские и американские концерты скрипача проходили при переполненных залах. В 1923-1925 он совершил гастрольные поездки по Востоку, Австралии, Новой Зеландии. После прихода к власти нацистов Крейслер переселился в Париж (1933-1939), а в 1939 - в Нью-Йорк. В апреле 1941 попал в автомобильную аварию и получил серьезную травму, но спустя 18 месяцев вернулся к концертной деятельности. Крейслер ушел с эстрады в 1950.
Умер Крейслер в Нью-Йорке 29 января 1962.
ЛИТЕРАТУРА
Ямпольский И. Фриц Крейслер. Жизнь и творчество. М., 1975
Кре́йслер Фриц
(Kreisler) (1875—1962), австрийский скрипач, композитор. Ученик Л. Делиба. Крупнейший исполнитель XX в. Мастер скрипичных миниатюр, вальсов, транскрипций. Создал ряд стилизаций («Классические манускрипты» для скрипки и фортепьяно, 1905). Концертные пьесы, оперетты и др. Гастролировал (в России неоднократно в 1893—1913).
* * *
КРЕЙСЛЕР ФрицКРЕ́ЙСЛЕР (Kreisler) Фриц (1875—1962), австрийский скрипач, композитор. Мастер скрипичных миниатюр, вальсов, транскрипций (главным образом стилизованных). Концертные пьесы, оперетты и др. Гастролировал (в России неоднократно в 1893—1913).
( 2 II 1875, Вена - 29 I 1962, Нью-Йорк)
Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкёра, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность.
Ф. Клейслер
Ф. Крейслер - последний скрипач-художник, в творчестве которого продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства XIX в., преломленные через призму мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные шедевры и обработки, широко популярные на эстраде.
Крейслер родился в семье врача, скрипача-любителя. С детства он слышал в доме квартет, возглавляемый отцом. Здесь бывали композитор К. Гольдберг, 3. Фрейд и другие видные деятели Вены. С четырех лет Крейслер занимается у отца, затем у Ф. Обера. Уже в 7 лет он поступает в Венскую консерваторию к И. Хельбесбергеру. Тогда же состоялось первое выступление юного музыканта в концерте К. Патти. По теории композиции Крейслер занимается у А. Брукнера и уже в 8 лет сочиняет струнный квартет. Огромное впечатление производят на него выступления А. Рубинштейна, И. Иоахима, П. Сарасате. В 9 лет Крейслер с золотой медалью оканчивает Венскую консерваторию. С успехом проходят его концерты. Но отец хочет дать ему более серьезную школу. И Крейслер вновь поступает в консерваторию, но уже теперь в Париже. Его учителем по скрипке становится Ж. Массар (учитель Г. Венявского), а по композиции Л. Делиб, определивший его стиль композиции. И здесь через 2 года Крейслер получает золотую медаль. Двенадцатилетним мальчиком вместе с учеником Ф. Листа М. Розенталем он совершает гастрольную поездку по США, дебютируя в Бостоне концертом Ф. Мендельсона.
Несмотря на большой успех маленького вундеркинда, отец настаивает на полном гуманитарном образовании. Крейслер оставляет скрипку и поступает в гимназию. В восемнадцатилетнем возрасте он выезжает на гастроли в Россию. Но, вернувшись, поступает в медицинский институт, сочиняет военные марши, играет в тирольском ансамбле с А. Шёнбергом, знакомится с И. Брамсом и участвует в первом исполнении его квартета. Наконец, Крейслер решается держать конкурс в группу вторых скрипок Венской оперы. И - полный провал! Обескураженный артист решает навсегда бросить скрипку. Кризис миновал лишь в 1896 г., когда Крейслер предпринимает второе турне по России, ставшее началом его яркой артистической карьеры. Затем с огромным успехом проходят его концерты в Берлине под управлением А. Никиша. Здесь же произошла встреча с Э. Изаи, во многом повлиявшая на стиль Крейслера-скрипача.
В 1905 г. Крейслер создает цикл скрипичных пьес "Классические рукописи" - 19 миниатюр, написанных как подражание классическим произведениям XVIII в. Крейслер, в целях мистификации, скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции. Одновременно он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов - "Радость любви, Муки любви, Прекрасный розмарин", которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь в 1935 г. Крейслер признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние.
Крейслер неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. В годы первой мировой войны он был призван в армию, под Львовом попал под атаку казаков, был ранен в бедро и долго лечился. Он уезжает в США, дает концерты, но, как воевавший против России, подвергается обструкции.
В это время вместе с венгерским композитором В. Якоби он пишет оперетту "Цветы яблони", поставленную в Нью-Йорке в 1919 г. На премьере присутствовали И. Стравинский, Рахманинов, Э. Варез, Изаи, Я. Хейфец и др. Крейслер совершает многочисленные турне по всем странам света, много записывается на пластинки. В 1933г. он создает вторую оперетту Зизи, поставленную в Вене. Репертуар его в этот период ограничивается классикой, романтикой и собственными миниатюрами. Он практически не играет современную музыку: "От удушливых газов современной цивилизации ни один композитор не найдет действенной маски. Не следует удивляться, слушая музыку молодых людей сегодняшнего дня. Это музыка нашей эпохи и это закономерно. Музыка не примет другого направления, если политическое и социальное положение в мире не станет иным".
В 1924-32 гг. Крейслер живет в Берлине, однако в 1933 г. он вынужден из-за фашизма уехать сначала во Францию, а затем в Америку. Здесь он продолжает выступать и делать свои обработки. Наиболее интересными из них являются творческие транскрипции скрипичных концертов Н. Паганини (Первого) и П. Чайковского, пьес Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Шуберта и др. В 1941 г. Крейслер попал под машину и год не смог выступать. Последний концерт был им дан в Карнеги-холле в 1947 г.
Перу Крейслера принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера - его скрипичный концерт "Вивальди", стилизации старинных мастеров, венские вальсы, такие пьесы, как Речитатив и Скерцо, "Китайский тамбурин", обработки "Фолии" А. Корелли, "Дьявольской трели" Дж. Тартини, вариаций "Ведьме" Паганини, каденции к концертам Л. Бетховена и Брамса - широко исполняются на эстраде, пользуются огромным успехом у слушателей.