Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Валентин Иванович) — литератор и земский статистик. Род. в 1859 г. в Полтавской губ. Статистикой начал заниматься в 1880 г. в московском земстве под руководством проф. Ф. Ф. Эрисмана, при исследовании фабрик и заводов; затем работал в Твери, где составил IV т. "Сборник матер. для истории твер. земства" (Тверь, 1884). Сотрудничал в "Рус. Ведом." и "Отечеств. Записках", а по прекращении последних — в "Северн. Вестнике". Поселившись в Петербурге в 1888 г., Я. принимал более близкое участие в журн. "Сев. Вестн." и в течение 1,5 лет вел в нем хронику провинциальной жизни. В 1893 г. был приглашен заведывать статист. работами смоленского губ. земства, но составленная им программа исследования не была утверждена центр. статист. комит. С 1894 по 1901 г. заведывал статистическими работами с.-петербургского губ. земства; за это время под его руководством вышел "Сборн. мат. по начальн. народному образованию", в котором разработаны основания для введения в губернии всеобщего обучения, "Нищие С.-Петербургской губ." и др. В настоящее время Я., как один из душеприказчиков Ф. Ф. Павленкова (см.), занимается продолжением издательской деятельности последнего и устройством, согласно завещанию Павленкова, бесплатных народных библиотек. Написал ряд биографий в изд. Павленкова "Жизнь замечательных людей" — Шевченко, Б. Хмельницкого, Томаса Мора, Карлейля, Ог. Конта, Ад. Смита и др., а также биографию Гоголя в изд. Павленкова соч. этого писателя. В настоящем Словаре Я. сотрудничал по отделу русской географии (С.-Петербургская губ. и др.).

    Д. Р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Василий Григорьевич (3.3.1889 — 29.7.1937), один из организаторов партизанского движения в Сибири в период Гражданской войны 1918—20, советский государственный деятель. Член Коммунистической партии с июля 1917. Родился в селе Тасеево Канского уезда Енисейской губернии в крестьянской семье. Участник 1-й мировой войны 1914—18. С конца 1917 председатель Тасеевского волостного совета. В 1919—22 председатель Совета Северо-Канского партизанского фронта, затем Канского уездного ревкома и исполкома, заместитель председателя Красноярского губисполкома. В 1922—23 нарком земледелия, нарком социального обеспечения РСФСР. С 1926 в аппарате ВЦИК и Госплане СССР. В 1927 примыкал к троцкистско-зиновьевскому антипартийному блоку (См. Троцкистско-зиновьевский антипартийный блок). С 1935 на хозяйственной работе. Делегат 12—13-го съездов партии; на 13-м съезде избран членом ЦКК. Был членом ВЦИК.

    Соч.: Записки партизана, 2 изд., [Красноярск], 1968.

    Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 489); Журов Ю. В., В. Г. Яковенко, «История СССР», 1969, № 3.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЯКОВЕ́НКО

    Борис Валентинович (1884–1948) – рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912–14 редактировал сб. "Логос". После 1917 жил в Италии, с 1922 – в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал журн. "Russische Gedanke" и отд. тома "Bibliotheque Internationale de Philosophie".

    В духе кантианской гносеологии Я. утверждает, что исходным пунктом подлинной философии является "...беспредельная и беспощадная критика всего данною, предстоящего, непосредственного, феноме- нального..." ("Очерки рус. философии", Берлин, 1922, с. 123). Но как представитель рус. идеалистич. мысли, Я. считает теоретико-познават. критицизм подготовит. этапом к построению метафизики, а целью и задачей метафизики – постижение абс. бытия ("Сущего") и практич. достижения "жизни в Сущем" (см. тамже). Очистившись путем критич. анализа через освобождение от "субъективных одеяний" от догматич. схематизма и предвзятых мнений, филос. взор, согласно Я., должен обратиться к интуиции, к-рая открывает "Сущее" в его "множественности", что, по мнению Я., составляет характернейшее свойство "Сущего" – "Всемножественного Всесущего Все" (см. тамже, с. 124). Я. стоит на т. зр. плюрализма. Плюрализм Я. связан с рус. персоналистич. интуицией, со стремлением укоренить, увековечить всякую индивидуальность: "Каждая отдельность в нем (в Сущем. – Ред.), каждый трансцендентальный миг его существования есть нечто самостное, самоопределительное, первично-последнее, в себе законченное и в своей трансцендентальной сущности совершенно особенное" (там же).

    Я. известен как острый критик филос. концепции, напр., в феноменологии Гуссерля он раскрыл психологизм "высшего" типа (см. "Философия Э. Гуссерля", в сб.: "Новые идеи в философии", сб. 3, СПБ, 1913).

    По отношению к марксизму Я. занимал резко отрицат. позиции.

    Соч.: О теоретич. философии Г. Когена, "Логос", 1910, кн. 1; О Логосе, там же, 1911, кн. 1; Что такое философия? Введение в трансцендентализм, там же, 1911–12, кн.: 2, 3; Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще, там же, 1912–13, кн. 1, 2; Путь философского познания, там же, 1914, кн. 1; Филос. концепция С. Маймона, "Вопр. филос. и психол.", 1912, кн. 114, 115; Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, кн. 119–120; Осн. идея теоретич. философии И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122; Наукоучение, там же; Онтология Ройса и ее религиозное устремление, там же, 1916, кн. 135; Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Десять лет рус. философии, "Логос", 1925, кн. 1; Мощь философии, там же; К. критике рус. интуитивистического идеалреализма, в сб.: Научн. тр. Рус. народного ун-та в Праге, т. 2, Прага, 1929; Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phänomenologie, Prag, 1936; Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag, 1938.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист. Учился во Франции - в Сорбонне и Свободном русском университете, затем в Московском университете (1903-1905), а в 1906-1908- в Гейдельберге у Виндельбанда и в Фрейбурге у Риккерта. По возращению в Россию занимался журналистикой. Член редколлегии журнала «Логос» (с 1911). В 1912 арестован за связь с эсеровской организацией (первый раз арестовывался в 1905-1906), в 1913 уезжает за границу и по 1924 живет в Италии, затем (по приглашению Т.Г. Масарика) переезжает в Чехословакию. В 1929-1934 издавал на немецком языке журнал по проблемам русской философии, литературоведения и культуры «Der russische Gedanke» (»Русская мысль»). С 1935 по 1944 издавал «Международную библиотеку по философии». Основные работы - программные статьи в «Логосе»: «О логосе» (1911); «Что такое философия. Ведение в трансцендентализм» (1911-1912); «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще. Второе, более специальное введение в трансцендентализм» (1912-1913); «Путь философского познания» (1914). Ряд статей опубликован в журналах «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Вопросы философии и психологии» (»К критике теории познания Г. Риккерта», 1908; «Философия Вильгельма Шуппе», 1913; «Вильгельм Вин-дельбанд», 1916 и др.) и др. изданиях. За границей издал: «Философию большевизма» (1921); «Очерки русской философии» (1922); работы о русской философии на итальянском и чешском языках. Я. последовательно оппонировал религиозной линии в русской философии, защищая философию от воздействия на нее каких-либо внефилософских мотивов. В этом же русле строится критика Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. за «национализацию» философии. Много сделал Я. для теоретического осмысления и методологического анализа истории русской философии (особенно в пражский период). Однако известен он прежде всего своей философией трансцендентального плюрализма, или критико-трансценден-тального интуитивизма, основные положения которой были сформулированы во время его сотрудничества с журналом «Логос». Философия, по Я., должна исходить из проблем жизни, обнаруживать ее смыслы, постигать сущее во всех его проявлениях. Она обнаруживает себя в качестве тран-цендентальной сущности жизни и культуры и осознает себя в своей истории как фиксирование моментов Абсолютного Сущего. Фиксируя различие между собственным бытием вещи и ее данностью в восприятии, философия вводит проблему трансцендентного, фиксируемую как отношение чувственного и сверхчувственного, явления и сущности, единого и многого и проявляемую в противопоставлении субъекта и объекта. Однако сущее можно истолковать не трансцендент-но, не за пределами познания, а имманентно (внутри процессов познания). Философия должна очистить себя от «догматических наличностей» сознания. Это, по Я., можно сделать через ограничение философии, т.е. ее отделение от иных форм проявления сознания (наука, искусство, право, нравственность, религия, политика), по психологическим, гносеологическим и методологическим основаниям (отсюда оппонирование трансцендентализму русского космизма), и через ее освобождение, т.е. «критическое отчисление» субъекта из содержания познания. Последнее позволит преодолеть вносимые субъектом в познавательный процесс предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализ-ма, а также все формы монизма и дуализма. Тем самым философия должна обратиться к чистой мысли как таковой как к основе содержательного состава познания. Это требует преодоления сенсуализма, интеллектуализма и теологизма на основе интуитивизма. Сущность же, усматриваемая чистой мыслью, может быть определена, по Я., как совокупность ценностей и смыслов, которые сознание и душа несут в себе как данное, но принципиально отличное от них и самостоятельное в своем значении. Отсюда философия должна быть противопоставлена всем формам релятивизма и агностицизма. Философское познание имеет две стороны: научно-критическую, обращенную к субъекту, и мистическую, обращенную к самому сущему, обнаруживаемому как система ценностей. Критическо-гносеологический подход к сущему выявляет его как само абсолютное познание. «Подлинное философское постижение есть самоупразднение философской мысли в Сущем и прямое наличенствование Сущего». Иррациональность жизни снимается культурой, которая находит свое завершение в философии. Философия же есть самопознание Сущего, исторические этапы постижения которого фиксируются в единстве категорий философии. Отсюда философский плюрализм Я., который проецируется в социум как система демократии. В целом, философия Я. выступает как оригинальный синтез идей Канта, Гегеля, Когена, Риккерта, Гуссерля.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    Василий Григорьевич (3.III.1889-29.VII.1937) - один из организаторов партиз. движения в Сибири в период Гражд. войны 1918-20, советский гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с июля 1917. Род. в с. Тасеево Канского у. Енисейской губ. в крест. семье. Участник 1-й мировой войны 1914-18. С кон. 1917 - пред. Тасеевского вол. совета. В 1919-22 - пред. Совета Сев.-Канского партиз. фронта, затем Канского уездного ревкома и исполкома, зам. пред. Красноярского губисполкома. В 1922-23 - нарком земледелия, затем нарком социального обеспечения РСФСР. С 1926 - в аппарате ВЦИК и Госплане СССР. В 1927 примыкал к троцкистско-зиновьевскому антипартийному блоку, подписал "заявление 83-х". С 1935 - на хоз. работе. Делегат XII, XIII съездов партии; на XIII съезде избирался чл. ЦКК. Был чл. ВЦИК. Автор "Записок партизана" (М. - Л., 1925). Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

    Лит.: Журов Ю. В., В. Г. Яковенко, "ИСССР", 1969, No 3.

    2

    .

    Петр Александрович (1870-1920) - рус. византинист. Окончил Юрьевский (Тартуский) ун-т, был оставлен при кафедре всеобщей истории. Преподавал также в Саратовском ун-те. Я. принадлежит первое исследование-монография об экскуссии, к-рую он рассматривал как феод. институт, тождественный зап.-европ. иммунитету, но возникший в Византии самостоятельно, а не пришедший с Запада (точка зрения Н. О. Суворова). Я. первым провел источниковедческий анализ визант. императорских грамот, положив начало науч. разработке в области визант. дипломатики (многие выводы Я., независимо от него, были в дальнейшем повторены Ф. Дёльгером).

    Соч.: К истории иммунитета в Византии, Юрьев, 1908; История визант. церкви, Юрьев, 1909/10 (литогр.); Исследования в области визант. грамот. Грамоты Нового монастыря на острове Хиосе, Юрьев, 1917.

    Лит.: Васильев A. A., Памяти П. А. Яковенко, "Анналы", 1922, т. 2, с. 258-59.

    А. П. Каждан. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия