Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Πρόνοια). — Термин этот часто встречается в харистикарной практике Византии, обозначая попечение о монастыре, данном в харистикию (см.), вследствие чего лицо, принявшее на себя обязанности, связанные с харистикией, называется προνοητής. В более конкретном смысле П. обозначала самый предмет пожалования, а с XI в. получает специальное значение пожалования служилым людям, приносящим доход недвижимостей в кормление, под условием военной службы (δωρεά κατά λόγον προνοίας). В первый раз П. в подобном значении встречается уже в источниках, относящихся к царствованию Константина Мономаха (1042—54), а в XII в. она, по-видимому, приняла обширные размеры и перешла в постоянную систему. В эпоху Мануила (1148—1180) военный строй государства, земельные, а в значительной степени и социальные отношения основаны на П. Из Византии П. довольно рано переходит к южным славянам. В XIV и XV вв. П. является чрезвычайно распространенным в сербском царстве. Латинские завоеватели византийских владений нашли П. в полной силе, но не лишили прониаров их пожалований, а утвердили земельные отношения, обусловленные П. Новые феодальный отношения укладываются в прониарские, и с течением времени понятия П. и лен совпадают в областях, находившихся под властью латинян. Таким образом, в организме византийской империи были элементы, приводившие при благоприятных условиях к феодализации общества и государства. Но в землях, оставшихся под властью Византии, правительство могло успешно бороться с этим процессом благодаря некоторым причинам, из которых главная — присутствие на византийской территории прочной общины и свободного крестьянского землевладения, принесенного славянской иммиграцией. В византийских, как и в латинских владениях обнаружились опасные симптомы: прониары, подобно владельцам бенефиций, стремятся обратить царские пожалования из личного, временного и условного владения в наследственную собственность (вотчину). Но византийская П. не успела разорвать связей между подданными и государем, как это произошло на почве германо-романской жизни, хотя поместья прониаров пользовались иммунитетом, т. е. освобождались от вмешательства местных судебно-административных органов. Сумма политических прав, приобретаемых прониаром в черте пожалования над населением, обозначалась термином κεφαλή. Византийское правительство ревниво оберегало финансовые силы страны от расхищения частными лицами. Прониар имел право только на часть податей, поступавших с его поместья в пользу казны. Зато система легла тяжелым бременем на крестьян. Несмотря на строгие и точные определения оброков и барщины, прониары имели полную возможность злоупотреблять своей властью. Не имея интереса заботиться об улучшениях, так как П. не переходили de jure по наследству, прониары придерживались хищнической системы хозяйства. Для общины и свободного крестьянского землевладения в лице прониаров вырос опаснейший враг. Система П. привела к раздроблению общины, отдельные части которой поступали в кормление к разным владельцам, к ослаблению политического значения общины и к сокращению числа свободных крестьян-собственников. Обязательная военная служба прониаров наводит на мысль о связи системы П. с системой военно-податных участков (στρατιωτικά κτήματα), на которой покоилось военное устройство византийской империи. После энергичных мер, принятых императорами Х в. для защиты земель крестьян-собственников и стратиотов от захвата властелями, правительственная система П., посягнувшая на свободу и достояние крестьян, является поворотом в противоположную сторону. Может быть, полное истощение казенных земель, из которых выделялись стратиотские участки, и невозможность наложить руку на церковные, монастырские и властельские поместья заставили правительство, нуждавшееся в служилых людях, прибегнуть к этой опасной мере.

    Источники для изучения П.: Miklosich et Müller, "Acta et diplomata graeca medi aevi" (т. III — сборник ценных монастырских актов); Макушев, "О П. в древней Сербии". ("Журн. Мин. нар. пр.", 1874, CLXXV). Здесь приведены отрывки из венецианского государственного архива, освещающие систему П. в Албании и Дубровнике под венецианским владычеством в первой половине XV в. Из венецианского же архива извлечены Сафой ценные документы, вошедшие в его 3-томный сборник: Sathas, "Documents inédits" (П., 1880—1882). Много важных данных можно найти в известной "Морейской хронике", изд. Buchon, "Chroniques étrangéres" (П., 1840). Ср. Майков, "О земельной собственности в древней Сербии" (Чтения в Имп. Общ. ист. и др.", 1860, кн. I); его же, "Что такое прония в древней Сербии" ("Чтения", 1868, кн. I); Ф. И. Успенский, "Значение византийской и южно-славянской П." ("Сборник статей по славяноведению", изд. учениками В. И. Ламанского, СПб., 1883, 1—32); заметка в "Revue des questions hist." (35, 1884 г., 280); H. Скабаланович, "Византийская церковь и государство в XI в." (СПб., 1884, 253—267).

    А. Г—б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. pronoia — попечение)

    институт византийского феодального правительства: пожизненное пожалование государственных налогов, взимавшихся с определённой территории (впервые упоминается в «Трактате о налогообложении» 10—11 вв.), а с 13 в. пожалование (подчас наследственное) земельных угодий. П., особенно с конца 12 в., во многом сходна с западно-европейским бенефицием (См. Бенефиций)или Леном, однако доходы прониара (лица, получившего П.) составляла главным образом переданная ему государственная рента. П. получали преимущественно воины, вместе с тем (особенно в 13—15 вв.) прониарами становились также гражданские лица (в т. ч. женщины) и монастыри. В 14—15 вв. П. распространилась в некоторых южнославянских областях (Сербия, Зета). Согласно Законнику Стефана Душана (См. Законник Стефана Душана), П. не могла быть отчуждена (даже пожалована церкви).

    Лит.: Острогорски Г., Прониja, Београд, 1951; Хвостова К. В., О некоторых особенностях византийской пронии, «Византийский временник», 1964, т. 25; Литаврин Г. Г., Проблема государственной собственности в Византии Х—XI вв., там же, 1973, т. 35.

    А. П. Каждан.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПРОНИЯ (от греч. pronoia - попечение) - в Византии 11-15 вв. пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю сбора государственных налогов с определенной территории, с 13 в. пожалование и земельных угодий. Владелец пронии (прониар) нередко был обязан нести военную службу. Прония во многом сходна с западноевропейским бенефицием или леном.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    про́ния

    (от греч. prónoia — попечение), в Византии XI—XV вв. пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю сбора государственных налогов с определенной территории, с XIII в. пожалование и земельных угодий. Владелец пронии (прониар) нередко был обязан нести военную службу. Прония во многом сходна с западноевропейским бенефицием или леном.

    * * *

    ПРОНИЯ

    ПРО́НИЯ (от греч. pronoia — попечение), в Византии 11—15 вв. пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю сбора государственных налогов с определенной территории, с 13 в. пожалование и земельных угодий. Владелец пронии (прониар) нередко был обязан нести военную службу. Прония во многом сходна с западноевропейским бенефицием или леном.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (от греч. pronoia, букв. - попечение) - феод. институт в Византии 11-15 вв. В определении сущности П. взгляды византиноведов различны: подобие бенефиция, с 14 в. - наследственный лен (Ф. И. Успенский, югосл. ученый Г. Острогорский); условная зем. собственность, отличающаяся от бенефиция и лена формой эксплуатации зависимого населения - наличием элементов публично-правовой ренты (К. В. Хвостова); пожалование части гос. налогов, взимаемых с определ. терр., на к-рую лишь с 13 в. прониар приобретает владельческие права (А. П. Каждан; близкой точки зрения придерживается франц. исследовательница Э. Гликаци-Арвейлер).

    В 14-15 вв. П. распространилась в нек-рых южнослав. обл. (Сербия, Зета). Согласно Законнику Стефана Душана (§ 59), П. не могла быть отчуждена (даже пожалована церкви).

    Лит.: Острогорски Г., Прониjа, Београд, 1951 (франц. пер. - Brux., 1954); Каждан А. П., Агр. отношения в Византии XIII-XIV вв., М., 1952, с. 202-23; Хвостова К. В., О нек-рых особенностях визант. П., "Визант. врем.", 1964, т. 25; Glykatzi-Ahrweiler H., La concession des droits incorporels. Donations conditionnelles, в сб.: Actes du XII congrès international d'études byzantines, t. 2, Beograd, 1964, p. 109-14.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ПРОНИЯ
    ПРОНИЯ (от греч. pronoia - попечение) - в Византии 11-15 вв. пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю сбора государственных налогов с определенной территории, с 13 в. пожалование и земельных угодий. Владелец пронии (прониар) нередко был обязан нести военную службу. Прония во многом сходна с западноевропейским бенефицием или леном.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: