Теккерей Уильям Мейкпис в словарях и энциклопедиях
(William Makepeace Thackeray) — знаменитый английский романист, один из творцов реалистического романа в Европе; род. в 1811 г. Отец и дед его служили в Индии; сам Т. родился в Калькутте. Его в раннем детстве перевезли в Лондон, где он поступил в школу Charter House. Уже с детства Т. славился среди товарищей своими остроумными пародиями. 18-ти лет он вступил в Кембриджский университет, где пробыл не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, "Snob", доказывает, что уже тогда он стал изучать вопрос о "снобах", столь много занимавший его впоследствии. В "Snob" помещена была сатирическая поэма "Тимбукту", свидетельствовавшая о несомненном сатирическом таланте. Оставив Кембридж в 1830 г., Т. путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился рисованию у известного английского художника Бонингтона. Хорошо рисовать Т. не научился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается уменье передавать характерные черты в карикатурном виде. В 1832 г. Т., достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала (около 500 фн. дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты, отчасти в неудачных попытках литературного издательства. Обе предпринятые им газеты, "National Standart" и "The Constitutional", скоро погибли. Первые его произведения, "History of Samuel Titmarsh" и "The Great Hoggarty Diamond", напечатаны были в "Frazer's Magazine". В 1837 г. Т. женился, но семейная жизнь принесла ему много горя вследствие психического недуга жены; ее пришлось поселить отдельно от мужа, и всю остальную жизнь Т. жил в обществе трех дочерей; одна из них, м-сс Ричмонд-Ритчи — известная романистка, написавшая ценные воспоминания об отце. Кроме постоянного сотрудничества в "Frazer's Magazine", Т. писал в "New Monthly Magazine", где под псевдонимом Михаила Титмарша появилась его "Paris Sketch Book". Т. часто писал под псевдонимами, по распространенному в то время обычаю (и Диккенс сначала подписывался Boz). Впервые Т. подписался настоящим именем под "Vanity Fair" ("Ярмарка тщеславия"). К тому же времени относится начало его сотрудничества в "Punch'e", где появились его "Snob Papers" и "Ballads of the Policeman X". В 1843 г. вышла "Irish Sketch Book", а в 1846 г. — первый роман, доставивший Т. громкую славу: "Ярмарка тщеславия". Роман написан без точно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можно было растянуть на сколько угодно или же закончить столь же произвольно. Т. только задумал несколько центральных лиц и вокруг них группировал разные инциденты. Автор "Ярмарки тщеславия" стал видным членом лондонского общества и был в самых лучших отношениях с выдающимися писателями того времени. За "Ярмаркой тщеславия" последовали в 1850. 1853 и 1854 гг. большие романы: "Penndenis", "Esmond" и "The Newcomers". В 1854 г. Т. отказался от сотрудничества в "Punch" и написал в "Quarterly Review" статью о Дж. Личе ("J. Leech's Pictures of Life a. Character" с очень интересной характеристикой этого карикатуриста. К этому времени относится начало нового рода деятельности Т.: он стал читать публичные лекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успехами Диккенса. Но он не читал своих собственных повестей, как Диккенс, а составил несколько историко-литературных очерков, которые и читал, имея большой успех у публики. Из этих лекций составились две его книги: "Английские юмористы XVIII в." и "Царствование четырех Георгов". В 1857 г. Т. написал роман "The Virginians" (продолж. "Esmond'a"), а в 1859 г. сделался редактором-издателем журнала "Cornhill Magazine". Он умер в 1863 г., оставив незаконченный роман "Denis Duval". Основа всех романов и юмористических очерков Т. — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегда идеальный герой или героиня; Т. называет сове лучшее произведение — "Ярмарку тщеславия" — романом без героя, и в этом романе, как и в остальных, ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, возбуждает к ним интерес читателя. Глубокий пессимизм в связи с юмором, т. е. со смехом, вносящим до некоторой степени гармонию в диссонансы жизни, создает в произведениях Т. очень своеобразный аккорд и делает их высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Т. сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никаких уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все его романы превращаются в сатиры, всегда имеющие, впрочем, нравственную подкладку: пороки изображены весьма ярко, но далеко не в симпатичном виде. В "Ярмарке тщеславия" героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с очень положительными целями в жизни. Она хочет "устроиться" и не стесняется средствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своими интригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков, эксплуатирует полюбившего ее молодого офицера и, выйдя за него замуж, обманывает его; даже когда ее проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши. Жадность, суетность и эгоизм, свойственный людям — и в особенности женщинам, — поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в Бекки Шарп чрезвычайно ярко и сильно. В романе интересны только героиня и другие отрицательные типы: добродетельная Амалия Сэдли и другие жертвы Бекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне Джо Сэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том, что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающая их человечными. Они борются за свое благополучие — но такова жизнь, и Т. обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни. В "Пенденнисе" есть эгоист дядя и легкомысленный племянник, подверженный всем слабостям и заблуждениям молодости — и оба они все-таки остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш, Амори и др. В "Ньюкомах" — продолжении "Пенденниса" — Т. показывает, как люди склонны обманывать других и становиться жертвами обмана. Весь роман — сплошная сатира на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на "гениальных" молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галерея жизненнх, ярких и с блестящим юмором изображенных типов. Пессимизм Т. вносит в окончание "Ньюкомов" трагическую ноту — смерть разорившегося полковника Ньюкома в приютившей его общине "Grey Friars" — и заканчивает сатиру гуманным грустным аккордом. "Эсмонд" и "Виргинцы" — два исторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры, изображенный с большой любовью; только героиня "Эсмонда" — воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картина проникнута грустью и мораль сводится к тому, что результат низких побуждений всегда печальный, хотя бы ими достигались кажущиеся внешние блага. В этих романах, как и в предыдущих, Т. дает историю целых семей — и эта эпичность замыслов углубляет реализм, прикрепляет образы к жизни, делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирического таланта Т. сказывается и в его "Snob Papers" и "Yellowplush-Papers" — остроумных карикатурах на высшее английское общество и на "снобов" всех классов общества. Из изд. соч. Т. лучшее выход. с 1880 г. ("Edit de luxe", 24 т.). См. Hannay, "Memoir of T." (1864); Taylor, "T. the humourist a. the man of lettres" (2-е изд., 1868); "Thackerayana? Notes a. anecdotes" (1874); A. Trollope, "T." (1887, "Engl. Men of Lettres"); Conrad, "T. ein Pessemist als Dichter" (1887); H. Merivale and Marzials, "Life of T." (Лонд., 1891); "Chapters from some memoirs" дочери Т. (Лонд., 1894); Jack, "T., a study" (Лонд., 1895). На русском языке переводы сочинений Т. появляются с 50-х годов. Отдельное изд. "Ярмарка тщеславия" (СПб., 1851; то же под заглавием "Базар житейской суеты" (СПб., 1853); то же (СПб., 1873); то же (перев. Введенского, СПб., 1885); "История Пенденниса" (СПб., 1852), то же (СПб., 1874); то же (перев. Введенского, СПб., 1885); "Книга мишуры" (перевод Голенищева-Кутузова, М., 1859); "Ньюкомы" (СПб., 1856); то же (перев. С. М. Майковой, СПб., 1890); "Очерки английских нравов" (перев. Ф. Ненарокомова, СПб., 1859); "Ловель вдовец" (СПБ., 1860); "Записки мистера Желтоплюша" (СПб., 1860); "Горас Сальтоун" (СПб., 1862); "Сатирические очерки" (СПб., 1864); "Приключения Филиппа в его странствовании по свету" (СПб., 1871); "Мужнина жена" (СПб., 1878); "Собрание сочинений" (в 12-ти тт., СПб., 1894—95); О Т. см. Александров, "Т., биографический очерк"; Дружинин (Соч. т. V); "Жизнь и сочинения В. Т. по Троллопу" ("Век", 1882, № 10—12); И. Тэн, "Новая английская литература" (СПб., 1876); его же, "Т." ("Отечественные записки", 1864, № 7); "Диккенс и Т." ("Рус. вестник", 1864, № 7; "Современник", 1864, № 11—12); "Жизнь и сочинения Т." ("Отеч. записки", 1855, № 1); Форг, "Из жизни Т." (ibid., 1864, № 8); "В. Т., литературная характеристика" ("Библиот. для чтения", 1856, № 3).
Теккерей (Thackeray) Уильям Мейкпис (18.7.1811, Калькутта, — 24.12.1864, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель «блестящей плеяды» английских романистов 19 в. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 648). Родился в семье богатого колон, чиновника. В 1829—30 учился в Кембриджском университете; много путешествовал. Работал журналистом (в том числе в журнале «Панч»), талантливый художник-карикатурист.
Разнообразное в жанровом отношении (романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады и др.) творчество Т. едино в своей идейно-художественной направленности. Среди лучших произведений Т. — «Записки Желтоплюша» (1840), повесть «Кэтрин» (1840), цикл пародий «Романы знаменитостей» (1847), романы «Книга снобов» (1847), «Ярмарка тщеславия» (1848), «Пенденнис» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857). Замечательными образцами английской прозы являются литературно-критические очерки Т. («Английские юмористы XVIII века», 1853), его письма.
Понимание социально-исторических закономерностей, критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у Т. с представлением о жизни как о вечном «маскараде существования»; в истории он видит трагикомический гротеск, движение по замкнутому кругу (письмо к матери от 10 марта 1848). В своих философских воззрениях Т. был близок к М. Монтеню, Д. Юму.
Т. создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы (Аристофан, Петропий, Ф. Рабле, Сервантес, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн, В. Скотт и др.), соединил путём особых «игровых» приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей, восходящих к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской «рождественской пантомимы»), тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм изображения. Гротескно-сатирические образы Т. (Желтоплюш, Барри Линдон, Бекки Шарп, маркиз Стайн, Барнс Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и одновременно «вечные» типы. В обрисовке их Т. прибегал к символике, ироническому подтексту, алогизму, пародийной стилизации и т. п. Особое внимание он уделяет разработке образа автора-рассказчика, выступающего под масками-псевдонимами (Айки Соломоне, Микель Анджело Титмарш, Пендиннис). В России творчество Т., поддержанное революционно-демократической критикой, пользовалось широкой известностью в начале 50-х гг. 19 в.
Соч.: The works, v. 1—26, N. Y.—L., 1910—11; The letters and private papers. Collected and ed. by G. N. Ray, v. 1—4, Camb. (Mass.), 1946; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1894—95; Собр. соч. в 12 тт., т. 1-3, М., 1974-75.
Лит.: История английской литературы, т, 2, в. 2, М., 1955; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М., 1960; Ивашева В. В., Теккерей-сатирик, М., 1958; Ray G. N., Thackeray, v. 1—2, L., 1955—58; Loofbourow J., Thackeray and the form of fiction, Princeton (N. J.), 1964; Flamm D., Thackeray's critics, Chapel Hill, [1967]; McMaster Ju., Thackeray: the major novels, Toronto, [1971]; Pantuckova L., W. М. Thackeray as a critic of literature, Brno, 1972.
В. С. Вахрушев.
Те́ккерей Уильям Мейкпис
(Thackeray) (1811—1863), английский писатель. В романе «Ярмарка тщеславия» (1848) социально-типические пороки современного общества рассматриваются как зло, свойственное всему человеческому роду. Ноты социального пессимизма крепнут в романе «Пенденнис» (1850). Ослабление обличительного пафоса заметно в семейной хронике «Ньюкомы» (1855). Исторический роман «История Генри Эсмонда» (1852), «Виргинцы» (1857). Сборник сатирических эссе «Книга снобов» (1847), книга очерков «Английские юмористы XVIII века» (1853); цикл пародий «Романы прославленных сочинителей» (1847). Иллюстратор собственных сочинений.
* * *
ТЕККЕРЕЙ Уильям МейкписТЕ́ККЕРЕЙ (Thackeray) Уильям Мейкпис (1811—63), английский писатель. В романе «Ярмарка тщеславия» (1848) социально-типические пороки современного общества рассматриваются как зло, свойственное всему человеческому роду. Ноты социального пессимизма крепнут в романе «Пенденнис» (1850). Ослабление обличительного пафоса заметно в семейной хронике «Ньюкомы» (1855). Исторические романы «История Генри Эсмонда» (1852), «Виргинцы» (1857). Сборник сатирических эссе «Книга снобов» (1847), книга очерков «Английские юмористы XVIII века» (1853); цикл пародий «Романы прославленных сочинителей» (1847). Иллюстратор собственных сочинений.
* * *
ТЕ́ККЕРЕЙ (Thackeray) Уильям Мейкпис (18 июля 1811, Калькутта — 24 декабря 1863, Лондон), английский писатель.
Карандаш пародиста
Рано оставшись без отца, занимавшего скромную должность в Вест-Индской компании, Теккерей быстро растратил маленькое наследство, и его всю жизнь преследовал комплекс неудачника. Этому способствовала и семейная драма: женившись совсем молодым, Теккерей вскоре остался с двумя дочерьми на руках — их мать постигло неизлечимое душевное расстройство. Пожизненная любовь к жене близкого друга не нашла взаимности, оставив след в стихах, наименее известной части наследия Теккерея.
Наделенный несомненным дарованием рисовальщика, в юности он мечтал о карьере графика. В 1836, еще не располагая известным именем, Теккерей предложил Ч. Диккенсу(см. ДИККЕНС Чарлз) свои услуги иллюстратора «Записок Пиквикского клуба», но, взглянув на пробные рисунки, Диккенс увидел, что получается пародия на его текст. Отношения между двумя писателями и в дальнейшем оставались натянутыми, едва не приведя к дуэли из–за пустячного повода. Примирение состоялось незадолго до кончины Теккерея, на которую Диккенс откликнулся прочувствованным некрологом.
Как писатель, Теккерей начинал сатирическими очерками и пародиями, одна из которых высмеивала диккенсовский роман «Приключения Оливера Твиста». Нравы преступной среды, не оказавшие воздействия на Оливера, изображены Теккереем без оттенков сентиментальной романтики. Его исходный и неизменный творческий принцип определен им самим: «Видеть все как есть».
Сатирик и «романист воспоминаний»
«Записки Барри Линдона» (1844), которыми Теккерей дебютировал как романист, обнаружили его интерес к 18 веку, оказавшийся пожизненным. Написанная в форме мемуаров авантюриста, снискавшего славу английского Казановы, эта книга принадлежит искусству сатиры, как и другие произведения, где использован принцип героя-марионетки в руках автора-кукольника. Однако с ходом лет этот принцип усложнялся, уступая место идее внутренней логики характера, не подчинявшегося авторской воле («Персонажи сами ведут меня, а я лишь следую их указке»). Эта идея главенствует и в романах о современности («Ньюкомы», 1855), и в дилогии на материале событий 18 века («История Генри Эсмонда»,1852, продолженная «Виргинцами»,1857—59, где действие перенесено в Америку, охваченную Войной за независимость).
В этих книгах Теккерей стремится к максимально точной реконструкции психологии и жизненного распорядка людей, не принадлежащих ни к политической, ни к интеллектуальной элите. Однако именно они показаны как истинные исторические герои, поскольку их усилиями свершаются все важные общественные события, а сами они постоянно чувствуют груз истории на своих плечах. Дилогия закрепила за ее автором славу «романиста воспоминаний».
«Ярмарка тщеславия»
Самое известное произведение Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1848; в прежних русских переводах заглавие передано более точно — «Базар житейской суеты») также обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн. Воссоздавая судьбы двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям, Теккерей добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттеняют друг друга. Роман, представляющий собой достоверную картину английского общества изображаемого времени, затрагивает сложную этическую проблематику. Она связана с духовным самоопределением личности в условиях, когда доминирует все «суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства».
Пристрастный суд
Теккерей пользовался признанием как выдающийся прозаик, но не снискал любви современников и потомков. Поэтесса Элизабет Браунинг(см. БРАУНИНГ Элизабет Барретт) выразила преобладающее мнение, написав в 1849 о «Ярмарке тщеславия»,что это «очень умно, производит сильное впечатление, но жестоко по отношению к природе человека». Почти ту же мысль высказал в 1856 Л. Н Толстой: «Гоголь и Теккерей верны, злы, художественны, но не любезны». Эту «жестокость», которую справедливее было бы назвать выверенностью и точностью суждений, по–настоящему оценил лишь 20 век.
Жизнь Теккерея была заполнена непрерывной журнальной работой, поездками по Англии и США с чтением лекций и отрывков из собственных произведений — изнурительным трудом, рано сведшим его в могилу.