Большая Советская энциклопедия

    Гасман (Gassman) Витторио (р. 1.9.1922, Генуя), итальянский актёр и режиссёр. В 1943 окончил Национальную академию драматического искусства (Рим). В том же году дебютировал в театре «Одеон» (Милан). Работал в различных труппах, в том числе под руководством видного итальянского режиссёра Л. Висконти. В 1950 создал (вместе с Г. Сальвини) собственную труппу под названием «Национальный театр», которая реорганизована им (совместно с Л. Скуарциной) в «Театр итальянского искусства». В 1954 вновь организовал собственную труппу, а в 1959 — «Итальянский народный театр» (Рим). Г. — выдающийся трагический актёр, исполнитель ролей Прометея («Прометей» Эсхила), царя Эдипа («Эдип-царь» Софокла), Ореста («Орест» Альфьери), Гамлета («Гамлет» Шекспира) и др. С 1949 работает и как режиссёр; поставил спектакли: «Игрок» Бетти, «Отелло» и «Ромео и Джульетта» Шекспира и многие др. Один из видных киноактёров Италии. Снимается с 1947. Играл роли: Бандит («Горький рис»), Кин («Кин»), Бруно («Обгон») и др.

    Лит.: Асаркан А., Витторио Гассман, в сборнике: Актёры зарубежного кино, [М.], 1966.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Gassman,Vittorio) (р. 1922), Италия; актер и режиссер театра и кино; основал в 1960 "Итальянский национальный театр", был его руководителем и актером: Царь Эдип Софокла, Орест Еврипида, Гамлет Шекспира; среди фильмов с его участием: Война и мир (War and Peace, 1956), Большая сделка на улице Мадонны (The Big Deal on Madonna Street, 1960), Легкая жизнь (The Easy Life, 1966), Мы так любили друг друга (We Аll Loved Each Other So Much, 1975), Да здравствует Италия! (Viva Italia, 1978).

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Га́сман Витторио

    (Gassman) (р. 1922), итальянский актёр, режиссёр. С 1943 работал в театрах Милана, Рима. В 1950 один из основателей Национального театра (с 1952 Театр итальянского искусства). Снимался в фильмах: «Горький рис», «Рапсодия», «Война и мир», «Обгон», «Пустыня Тартари», «Терраса» и др.

    * * *

    ГАСМАН Витторио

    ГА́СМАН (Гассман) (Gassman) Витторио (1 сентября 1922, Генуя — 29 июня 2000, Рим), итальянский актер театра и кино.

    Отец Гасмана был австрийцем, мать — итальянкой. В школе увлекался баскетболом, затем изучал право, но мать настояла, чтобы Витторио стал актером. Образование получил в Национальной академии драматического искусства в Риме, в 1943 вышел на театральную сцену и успешно себя зарекомендовал в ролях классического репертуара. В 1946 дебютировал в кино, играл романтические роли, но известность к нему пришла благодаря фильму Джузеппе де Сантиса(см. ДЕ САНТИС Джузеппе) «Горький рис» (1948), где он сыграл неверного возлюбленного крестьянки в исполнении Сильваны Мангано(см. МАНГАНО Сильвана).

    Гасман в жизни был человеком непростым и чрезвычайно амбициозным. Красавец с безупречно сложенным телом, он блестяще подходил для амплуа эгоцентричного героя-любовника, приносящего своим жертвам и страдание, и наслаждение. Такого героя он сыграл в фильме «Анна» (1951). Но успехом пользовались и его работы в приключенческих лентах («Знак Зорро», 1951) и в социальных мелодрамах («Волк Силы», 1949).

    Одновременно Гасман заслужил добротную театральную репутацию, играя в спектаклях «Табачная дорога» (постановка Лукино Висконти(см. ВИСКОНТИ Лукино) ), «Пер Гюнт» и «Гамлет». С 1949 стал выступать в качестве театрального режиссера. Через год он создал с Т. Сальвини собственную труппу — Национальный театр (с 1952 — Театр итальянского искусства). В 1952 женился на американской актрисе Шелли Уинтерс и заключил контракт со студией Метро Голдвин Майер (Metro Goldwyn Mayer). В Голливуде(см. ГОЛЛИВУД) он преимущественно играл роли романтических и коварных любовников — «Рапсодия» (1954); «Война и мир» (1956, роль Анатоля Курагина).

    Брак с Уинтерс закончился крахом в 1954. Гасман вернулся на родину, где в 1956 дебютировал как кинорежиссер, экранизировав вместе с Франческо Рози(см. РОЗИ Франческо) пьесу «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма-отца(см. ДЮМА Александр (отец)), в которой сыграл заглавную роль. С конца 1950-х годов Гасман начинает успешно сниматься в многочисленных «комедиях по-итальянски». Его комедийному таланту оказалась подвластна самая широкая палитра оттенков смешного: от эксцентрических до трагикомических («Злоумышленники, как всегда, неизвестны», 1958; «Обгон», 1962; «Поход на Рим», 1963; «Чудовища», 1963; «Тигр», 1967; «Бранкалеоне в Крестовых походах», 1970; «Аудиенция», 1971; «Новые чудовища», 1977; «Свадьба», 1978; «Недостойный дядя», 1989).Одной из самых удачных его комедий стала «Большая война» (1959) режиссера Марио Моничелли(см. МОНИЧЕЛЛИ Марио), где Гасман сыграл в дуэте с Альберто Сорди(см. СОРДИ Альберто).

    С возрастом актер переходил к более драматическим ролям («Потерянная душа», 1976; «Пустыня Тартари», 1976; «Дорогой папа», 1979; «Бенвенута», 1983; «Жизнь — роман», 1983; «Семья», 1987; «Прошу не беспокоиться», 1991; «Затаившиеся», 1996), но все равно остался склонен к острохарактерным деталям и трагикомической интонации. В 1975 Гасман сыграл одну из лучших своих ролей — слепого отставного военного в фильме «Запах женщины», известного по голливудскому римейку с Аль Пачино(см. ПАЧИНО Аль). Эта его работа была удостоена премии Каннского кинофестиваля(см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ). К этому же времени относятся блестящие роли актера в фильмах Этторе Сколы(см. СКОЛА Этторе): социальной ретро-мелодраме «Мы так любили друг друга» и политическом гротеске «Терраса».

    Изредка Гасман обращался к кинорежиссуре, снял драмы «Алиби» (1968), «Без семьи» (1972), «От отца к сыну» (1983, совместно с сыном Алессандро). В 1990-е годы актер появлялся на экране гораздо реже, одной из самых заметных была роль мафиозного босса «Короля Бенни» в драме Барри Левинсона(см. ЛЕВИНСОН Барри) «Спящие» (1996).

  5. Источник: Энциклопедический словарь