(церк.-слав.) — в техн. смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. приняла от греческой восемь Г. или муз. ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием. Во всех нотных и ненотных богослужебных книгах Г. обозначаются в заголовке первыми по счету славянскими цифрами. Г. распадается на две четверицы (тетрахорд) — верхнюю и нижнюю. Восемь Г. првсл. црк. схожи с восемью церковными ладами зап. црк., которые основаны на греческих ладах. Эти лады следующие: дорийский от ré до ré, фригийский — от mi до mi, лидийский — от fa до fa, миксолидийский — от sol до sol (на фортепиано все эти лады состоят только из белых клавишей, взятых под ряд). Эти четыре лада называются амвросианскими, или аутентическими. Св. Григорий Двоеслов к этим четырем ладам прибавил еще четыре, из которых каждые отстоят на чистую кварту вниз от первоначальных. Эти лады носят название григорианских, или плагальных. Их греческие названия те же, но только с присоединением слова гипо: гиподорийский — от la до la, гипофригийский — от si до si, гиполидийский — от do до do, гипомиксолидийский — от ré до ré. Св. Иоанн Дамаскин в своем октоихе надписал, над текстом, нотными знаками (крюками), песнопения, с соблюдением требований Г. В настоящем своем виде октоих содержит мелодии не одного Дамаскина, но и других песнопевцев. Под словом осмогласие не следует подразумевать хор, положенный на восемь голосов. Оно обозначает пение церковных мелодий, написанных сообразно требованиям церковных ладов, или Г.
См. Разумовского, "Церковное пение в России" (М., 1867).
Н. Соловьев.
(старославянское слово, то же, что голос)
1) в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. 2) В древнерусском церковном пении Г. — сумма различных диатонических полевок в объёме Трихордов и Тетрахордов. Понятие господствующего и конечного тонов рус. Г. несвойственно, и различия между Г. рус. восьмигласия определяются входящими в них попевками, т. е. краткими мелодическими оборотами небольшого диапазона.
Н. Д. Успенский.
муж. голос, во всех ·знач. взывания, звук, звон, шум и пр.
| Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прил. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;
| всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.
| сущ., муж. член думы или магистрата, избираемый от купечества и заседающий с правом голоса. Гласная буква , самогласная, произносимая по себе, без помощи другой: а, е, и, о, у, ы, и пр. Гласность жен. известность, общеизвестность чего, оглашение, огласка. Гласник муж. тетрадь, содержащая указание церковных напевов, или голоса, напевы положенные на ноты. Гласобежание ·стар., церк. мелодия, движение голоса чрез степень (интервал) 2, 3, 4, редко 5, никогда 6 и 7. Гласопременность, в древнем осмогласном пении: перемена значения крюка, смотря по тому гласу, в котором крюк стоит; иногда то же, что в западном столбовом пении (cantus planus) mutatio, nuance. Глашать, гласить что, взывать, издавать голос, слова, речи; говорить, вещать, произносить, звать, называть, призывать. -ся, быть глашаему.
| Гласится, ему не сдобровать, орл. слышится, молва идет; думается, видится. Глашение ср. взывание, вещание. Глашатель, гласитель муж. -ница жен. возглашатель, кто громко что-либо говорит, вещает. Глашатай, всенародный вестник, возвестник, вещатель, оглашатель, объявитель, бирюч, герольд.
ГЛАС, -а, муж. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.).
• Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].
Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].
Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.
-а, м.
1. трад.-поэт.
Голос (в 1, 4 и 6 знач.).
Глас народа.
□
Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава.
И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон.
А мы тем часом Свою в виду держали даль. И прогремела грозным гласом В годину битвы наша сталь. Твардовский, За далью — даль.
2. (мн. гла́сы и гласы́).
Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения.
В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы.
[Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.
- трубный глас
глас вопиющего в пустыне книжн. о призыве, остающемся без ответа. книжн. о полном молчании, безмолвии.
ГЛАС, гласа, муж.
1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). «Все природы голоса сливались тут, не раздался… лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
I
м.1.
Разновидность лада в церковной музыке.
2.
Напев, входящий в систему церковного пения.
II
м. устар.1.
Физическая составляющая речевого звука, обусловленная колебанием голосовых связок при прохождении воздушной струи и характеризующаяся индивидуальными особенностями звучания (высотой, тембром и т.п.); голос I 1..
отт. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова.
отт. Звуки, сопровождающие плач, рыдания и т.п.
отт. Крик, пение птиц, вой животных.
отт. Звуки, сопровождающие действие, движение, деятельность и т.п. чего-либо.
2.
Звуки, издаваемые человеком при пении; голос I 2..
III
м. устар.Ощущение внутренней убеждённости в необходимости какого-либо поступка или предчувствие чего-либо; голос III.
ГЛАС (греч. echos) - в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
церк. и поэт., гла́сный "публичный", также "городской депутат", производное от глас "голос". Подробнее см. на го́лос.
муж.;
поэт. voice глас вопиющего в пустыне ≈ voice (crying) in the wildernessм. уст. поэт. voice;
~ вопиющего в пустыне the voice (of one crying) in the wilderness.
м.
(голос) уст., поэт. voix f
глас вопиющего в пустыне — voix qui prêche dans le désert
м. уст. поэт.
(голос) voz f
•
•
глас вопию́щего в пусты́не книжн. — voz clamante en el desierto
глас наро́да - глас бо́жий погов. — voz del pueblo, voz del cielo
м. уст. книжн.
voce f
глас народа книжн. — voce di popolo; vox populi лат.
глас вопиющего в пустыне — voce (clamante) nel deserto; vox clamantis in deserto лат.
ГЛАС -а; м.
1. Высок. = Го́лос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии).
2. мн.: гла́сы и гласы́. Вид лада в церковной музыке; напев, входящий в систему церковного пения. Петь на гласы. Г. первый, второй.
* * *
глас(греч. ēchos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
* * *
ГЛАСГЛАС (греч. echos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус(см. МОДУС). Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия(см. ОСМОГЛАСИЕ).
(старослав., равнозначно рус. слову голос) - в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. попевочный фонд церк. пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. и строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. модуляция, т. е. переход из одного Г. в другой. Иногда на протяжении одного песнопения затрагивались все восемь Г. Наконец, было известно нек-рое количество песнопений, мелодич. материал к-рых не был ограничен кругом попевок осмогласия.
Исследователи рус. церк. пения 19 в., исходя из распространённого в их время представления об универсальном значении античной муз. системы (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский), стремились объяснить русские Г. с помощью древнегреч. теории музыки, но попытки отождествления их с древнегреч. ладами оказывались научно несостоятельными. Позднее В. М. Металлов установил, что в основе рус. осмогласия лежит не система звукорядов с разл. господствующими и конечными тонами, а сумма попевок, из к-рых одни принадлежат отд. Г., другие же употребляются в нескольких Г., но излагаются по-разному. Позднейшие исследования музыковедов-византологов (Г. Дж. У. Тильярд, Э. Веллес) показали, что тот же принцип лежал в основе системы византийских ладов (см. Византийская музыка).
Попевочный фонд рус. осмогласия накапливался постепенно. Количество попевок в певческих уч. пособиях 17 в. исчисляется сотнями, но в Г. они распределены неравномерно. Наименьшее количество попевок - примерно по 150 - содержат 3, 5, 6 и 7-й гласы. В 1, 2 и 4-м гласах примерно по 200 попевок, а в 8-м гласе около 300. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но разл. по напеву. Их принято обозначать словами: "Ин перевод" или "Преводне".
Литература: Разумовский Л., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887; Металлов В., Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам, М., 1900; Бражников М., Пути развития знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.Н. Л. Успенский.