Большая Советская энциклопедия

    I

    Аста́фьев

    Александр Иванович (р. 1816 — умер после 1863), русский военный писатель, генерал-майор. Окончил Академию Генштаба (1844). Автор ряда работ: «Варшавская губерния» (в кн.: Военно-статистическое обозрение Российской истории, т. 15, ч. 3, 1850); «Воспоминания о Суворове» (1856); «Источники политической экономии и государственное хозяйство» (кн. 1—2, 1862—63) и др., основная из которых — «О современном военном искусстве» (т. 1—2, 1856—61) — содержала прогрессивные для своего времени идеи. А. признавал большое влияние уровня военной техники на состав, вооружение, организацию армии и военное искусство, призывая «перестать подражать действиям Наполеона, несообразным с условиями нашего времени» и произвести преобразования в войсках и тактике. Критиковал русских и зарубежных военных теоретиков за их стремление превратить военное искусство в кодекс неизменных правил. Вопреки установившимся академическим взглядам относил к числу великих полководцев не только западноевропейских деятелей, но и русских (Дмитрия Донского, Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова), доказывая их приоритет в ряде важных нововведений в военном деле.

    II

    Аста́фьев

    Виктор Петрович (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951. Автор книги «До будущей весны» (1953), романа «Тают снега» (1958), маленьких повестей «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад», повестей «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968). Произведения А. посвящены людям труда, их напряжённой внутренней жизни, теме возмужания души.

    Соч.: Звездопад, М., 1962; Кража. Где-то гремит война. Повести, М., 1968 (биографич. справка); Синие сумерки. Рассказы, М., 1968.

    Лит.: Макаров А., Во глубине России... Виктор Астафьев, «Знамя», 1967, № 5—6; Сурганов Вс., Свет в окне. Портрет писателя, «Литературная газета». 1968, 22 мая.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (родился в 1924), русский писатель. В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне "Кража" (1966), "Пастух и пастушка" (1971), "Царь-рыба" (1976), в цикле автобиографических рассказов и повестей "Последний поклон" (книги 1-2, 1971 - 92), повесть "Зрячий посох" (1988, на основе переписки с критиком А.Н. Макаровым) - противостояние нравственному распаду с опорой на корневые устои национальной жизни, тема гибели русской природы; в романе "Прокляты и убиты" (книга 1, 1992) - мрачная обстановка казарм военного времени, страдания солдат - жертв бессмысленной жестокости советской репрессивной системы. В роман "Печальный детектив" (1986) - жесткий диагноз нравственного и социального состояния современного общества 1970 - 80-х гг. Цикл лирических миниатюр "Затеси" (публикуется с 1972).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Большая биографическая энциклопедия

    перев. с франц. 1803 г. книгу об устр. легких войск.

    {Половцов}

  5. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  6. Литературная энциклопедия

    Аста́фьев

    Виктор Петрович (1924, с. Овсянка Красноярского кр. – 2001, Красноярский Академгородок), русский прозаик. Рано потерял мать, воспитывался в детском доме, окончил ремесленное училище. Осенью 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен. Демобилизовавшись в 1945 г., жил на Урале, работал слесарем, грузчиком и одновременно учился в вечерней школе. Публиковаться начал с 1951 г., в 1959—61 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. Последние годы жил и писал в Красноярске. Первый рассказ о войне – «Гражданский человек» (позднее «Сибиряк») – был опубликован в 1951 г. в газете «Чусовой рабочий». Астафьев писал во всех прозаических жанрах, но главным в его творчестве был рассказ и крупные жанровые формы, созданные на его основе (повествование в рассказе). По мнению писателя, рассказ ближе всего стоит к живописному народному слову и «склонность нашего народа к устному повествованию оказала и оказывает на русскую новеллистику наиглавнейшее влияние». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 г. Основные произведения Астафьева: повести «Перевал» (1959), «Стародуб», «Звездопад» (обе – 1960), «Кража» (1961—65), «Пастух и пастушка» (1967, окончательная ред. 1989), «Ода русскому огороду» (1972), «Последний поклон» (1957—77), «Так хочется жить» (1994—95), «Весёлый солдат» (1998), книги «Затеси» (1982), «Людочка» (1987, опубл. в 1989); роман «Царь-рыба» (1972—75), «Печальный детектив» (1982—85, опубл. в 1986), «Прокляты и убиты» (1990—94). Астафьев написал также книгу, близкую к жанру литературной автобиографии, «Зрячий посох» (1978—82, опубл. в 1988). Проблематика произведений Астафьева многопланова: он пишет о нравственных ценностях, об отношении человека к природе, к миру, к людям. Писатель открывает народные характеры, воплотившие в себе лучшие черты формировавшейся веками трудовой нравственности, любви к земле. В судьбах героев Астафьев прослеживает историю страны.

    В. П. Астафьев

    В. П. Астафьев

    «Последний поклон» – жанровое образование, по своей структуре близкое к «Царь-рыбе». Повесть во многом носит автобиографический характер. С появлением этой книги критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Повесть состоит из отдельных глав-рассказов, действие которых начинается в конце 20-х годов и заканчивается после войны. Прослеживая историю мальчишки – сироты Вити, – писатель выявляет истоки нравственности, несгибаемого характера рус. человека, прошедшего и через «великий перелом» с его неисчислимыми бедствиями, и через войну, и отстоявшего свою землю от фашизма, не уронившего достоинства и чести. Хранителем народной морали, народной памяти в повести являются дед и бабушка Вити, Екатерина Петровна, прозванная «генералом». Осмысление войны, её враждебности самой жизни переплетается у героя-рассказчика с бесконечно дорогими образами бабушки и матери. Повесть «Кража» открыла ещё одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя: она рассказывает о судьбе детей-сирот в заполярном детдоме в 1939 г., в период сталинских репрессий. В духе традиций Ф. М. Достоевского Астафьев ставит вопрос о милосердии и сострадании. О скорбном сиротстве, духовном одиночестве современной деревенской девушки, приехавшей в город и изнасилованной шпаной, повествует потрясший многих рассказ «Людочка». Жанр «Царь-рыбы», как и «Последнего поклона» Астафьев назвал «повествованием в рассказах»: «Удалось мне ещё раз поэксплуатировать эту открытую не только мной форму повествования в рассказах в книге «Царь-рыба». Но форма – не окаменелость, не монолит, она подвижна (…) как сама жизнь». «Царь-рыба» состоит из отдельных новелл, таких как «Бойе», «Капля», «Уха на Богониде», «Сон о белых горах», «Туруханская лилия», «Царь-рыба» и др. Все они объединены мыслью о единстве человека и природы, взаимосвязи человека с землёй. «Царь-рыба» – один из ёмких рассказов цикла повествования, он носит притчевый характер, содержит в иносказательной форме нравственные заповеди народа. Ключ к разгадке иносказаний – в авторской фразе: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову».

    Мысль о чистой, согласно совести, жизни человека характерна для всего творчества Астафьева. Красной нитью она проходит и через роман «Печальный детектив», герой которого постоянно вступает в конфликт с окружающим миром, где сместились нравственные понятия, стремится стать писателем, «постигнуть народный характер. В «Печальном детективе», как и в первой части романа Астафьева «Прокляты и убиты», обозначились контуры жанрового многообразия сегодняшнего романа, не характерные для этого жанра в его классическом понимании: повышенная публицистичность, многогеройность, изображение человека в контексте натуралистически увиденного и криминального быта.

    Незалеченные раны войны, память о светлых жизнях взывают в книгах Астафьева к молодому поколению. Повести «Звездопад» и «Пастух и пастушка» входят в ряд, названный в то время «лейтенантской прозой». Как и повести В. О. Богомолова «Зося», Ю. В. Бондарева «Берег», В. Быкова «Альпийская баллада», они повествуют о несовместимости войны с самой жизнью, с любовью.

    Традицию критического изображения изнанки жизни Астафьев продолжает в романе «Прокляты и убиты», задуманная в трёх частях. Первая часть – «Чёртова яма» (1992), вторая – «Плацдарм» (1994). В первой части описывается жизнь новобранцев в военном городке в Сибири, где они должны пройти боевую и политическую подготовку и отправиться на фронт. Вторая часть романа повествует об обороне Великокриницкого плацдарма во время переправы через Днепр. Герой книги Коля Рындин произносит слова старообрядческой стихари, расшифровывающей название романа: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты и убиты».

    Повести «Так хочется жить» (1995), «Обертон» и «Весёлый солдат» (1998) тематически связаны с романом «Прокляты и убиты», в них на смену «широко охватному и многосферному эпосу пришла исповедальная лирика, хотя тематически осталась прежней – военной (…). «Я» потеснило «мы» (А. Немзер). Тему войны Астафьев в своих произведениях исследует в бытийно-онтологическом плане, размышляя о вечных ценностях жизни, о неодолимом стремлении человека жить по-людски.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    АСТАФЬЕВ

    АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич [7 (19) декабря 1846, д. Евгеньевка Острогожского у. Воронежской губ.—7(19) апреля 1893, Петербург] — русский философ и публицист. Родился в богатой дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1868), где занимался, в частности, философией права под руководством П. Д. Юркевича. В 1872—75 приват-доцент Демидовского лицея в Ярославле; с 1881 заведующий университетским отделением и кафедрой философии лицея цесаревича Николая; преподавал гносеологию, этику, психологию и логику; с 1885 цензор Московского цензурного комитета; в конце жизни—приват-доцент Московского университета.

    В главных трудах, написанных в 1880—90-х гг., апеллируя к концепции веры и знания восточных Отцов Церкви, критиковал рационализм “германского идеализма”, а также “бессубъективное мировоззрение” как представление о философии, изучающей прежде всего “внешний мир объектов”. Началом всякой реальности и истинно сущим считал мир субъективный, а изучение сознания субъекта считал первой и основной задачей философии; при этом “Я” мыслил как монаду, представляющую акт “безусловной”, “творческой” божественной воли. Астафьев высоко ценил идеи славянофилов, панпсихизм Козлова, спиритуализм Лопатима, труды Владчславлева и Н. Я. Грота, из западноевропейских философов—Лейбница. Свою философскую деятельность рассматривал как участие в разработке национальной русской философии, отличной от западной и призванной осуществить “истинный идеал философии”, синтезирующей ум, чувство и волю, истину, красоту и благо.

    Соч.: Монизм или дуализм? (Понятие и жизнь). Ярославль, 1873; Психическиймир женщины. Его особенности, превосходства и недостатки. М., 1881; Чувство как нравственное начало. М., 1886; Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии. М., 1893.

    Лит.: Введенский А. И. Петр Евгеньевич Астафьев.—“Богословский вестник”, 1893, июнь; Грот Н. П. Е. Астафьев.—“Вопросы философии и психологии”, 1893, № 3(18), с. 116—21; Козлов А. П. Е. Астафьев как философ.—Там же, с. 122—26.

    В. Ф. Пустарнаков

  9. Источник: Философская энциклопедия