Большая Советская энциклопедия

    Лемешев Сергей Яковлевич [родился 27.6(10.7).1902, деревня Старое Князево, ныне Калининской области], русский советский певец (лирический тенор), народный артист СССР (1950). Член КПСС с 1948. Родился в крестьянской семье. В 1925 окончил Московскую консерваторию. В 1926 дебютировал в Свердловском оперном театре. В 1931—1965 солист Большого театра СССР. В 1959—61 художественный руководитель Оперной студии при Московской консерватории. Один из выдающихся представителей советского вокального искусства, Л. обладает голосом тёплого задушевного тембра, льющимся легко и свободно. Исполнение артиста отмечено тонким чувством стиля, ювелирной отделкой музыкально-сценического образа. Среди лучших партий: Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Владимир («Дубровский» Направника), Берендей, Левко («Снегурочка», «Майская ночь» Римского-Корсакова), Вертер («Вертер» Массне), Ромео, Фауст («Ромео и Джульетта», «Фауст» Гуно), Герцог («Риголетто» Верди), Альмавива («Севильский цирюльник» Россини) и многие др. Широко популярен и как камерный певец, большое место в его концертном репертуаре занимают романсы русских композиторов (в том числе все романсы П. И. Чайковского) и русские народные песни. В 1940 снимался в фильме «Музыкальная история». Неоднократно гастролировал за рубежом. Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

    Соч.: О певческом мастерстве, «Советская музыка», 1954, № 1; Путь к искусству, [М., 1968].

    Лит.: Грошева Е., С. Я. Лемешев, М., 1960; Львов М., Русские певцы, М., 1965, с. 204—28.

    В. И. Зарубин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕМЕШЕВ Сергей Яковлевич (1902-77) - российский певец (лирический. тенор), народный артист СССР (1950). В 1931-56 в Большом театре. Среди ролей: Ленский ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Владимир ("Дубровский" Э. Ф. Направника), Вертер ("Вертер" Ж. Массне). Снимался в кино. Государственная премия СССР (1941).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ле́мешев Сергей Яковлевич

    (1902—1977), певец (лирический тенор), народный артист СССР (1950). В 1931—65 в Большом театре. Один из лучших исполнителей партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского); тонкий интерпретатор камерной вокальной лирики. Выступал как оперный режиссёр. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1941).

    * * *

    ЛЕМЕШЕВ Сергей Яковлевич

    ЛЕ́МЕШЕВ Сергей Яковлевич (1902—77), российский певец (лирический. тенор), народный артист СССР (1950). В 1931—56 в Большом театре. Среди ролей: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Владимир («Дубровский» Э. Ф. Направника), Вертер («Вертер» Ж. Массне). Снимался в кино («Музыкальная история», 1940). Государственная премия СССР (1941).

    * * *

    ЛЕ́МЕШЕВ Сергей Яковлевич [10 (22) июля 1902, д. Старое Князево, Тверская губ. — 26 июня 1977, Москва], российский певец (тенор). Народный артист СССР (1950). Лауреат Государственной премии СССР.

    Детство и юность

    В детстве учился сапожному делу в Петербурге (1914). Вернувшись в деревню, занимался в художественно-ремесленной школе, где освоил азы нотной грамоты, пения, участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. Учился в кавалерийской школе (1920), откуда получил направление на учебу в консерваторию. В 1925 окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Н. Г. Райского).

    Начало творческого пути

    Начал свой творческий путь в Оперной студии К. С. Станиславского(см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) (1925—26), где исполнял партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского,(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) 1925), роль которого репетировал со Станиславским, Лыкова («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова(см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич)) и др.

    В 1926—27 был солистом Свердловского театра оперы и балета имени А. В. Луначарского, где уже в первый год работы его репертуар насчитывал более двенадцати партий (дебют — партия Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова). В первый сезон в Свердловске спел меццо-сопрановую партию Зибеля в опере «Фауст» Ш. Гуно(см. ГУНО Шарль). Два сезона пел в русской опере при КВЖД в Харбине (1927—29), где наряду с оперным репертуаром (Ленский, Баян, Берендей и др.) исполнял партию Люсьена в оперетте В. Валентинова «Жрица огня». Два сезона работал в Тбилисском театре оперы и балета (1929—31), где исполнял ведущий репертуар и впервые спел партии Джеральда («Лакме» Л. Делиба(см. ДЕЛИБ Лео)) и Рудольфа («Богема Дж. Пуччини(см. ПУЧЧИНИ Джакомо)).

    В Большом театре

    В 1931—56 — солист Большого театра(см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), где дебютировал, еще до прихода в труппу, в феврале 1931, партиями Берендея («Снегурочка») и Джеральда («Лакме»). Первая постановка — «Золотой петушок» (Звездочет, 1932). Блестяще исполнял партию Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) и другие: Дубровский в одноименной опере Э. Направника(см. НАПРАВНИК Эдуард Францевич), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки(см. ГЛИНКА Михаил Иванович)); Левко («Майская ночь»), Индийский гость («Садко») и Моцарт («Моцарт и Сальери») в операх Римского-Корсакова; Вертер в одноименной опере Ж. Массне(см. МАССНЕ Жюль); Фауст в одноименной опере Ш. Гуно(см. ГУНО Шарль); Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини(см. РОССИНИ Джоаккино)), Герцог («Риголетто») и Альфред («Травиата») в операх Дж. Верди(см. ВЕРДИ Джузеппе) и др.

    В 1947 выступал с гастролями в Берлинской Государственной опере (Ленский в опере «Евгений Онегин»).

    Особенности голоса и исполнительской манеры

    Выдающийся русский тенор. Обладатель нежнейшего лирического голоса, теплого, проникновенного тембра. Его исполнительской манере были свойственны искренность, естественность, сценическая свобода и мягкая пластика, благородство и хороший вкус, ясная дикция и четкая фразировка. Обладал безупречно отшлифованной вокальной техникой, изумительно красивым piano и pianissimo. Современники отмечали необыкновенную моложавость Лемешева на сцене, даже под конец своей артистической карьеры блистательно исполнявшего роли юношей, будь то Ленский или Дубровский. Ему в полной мере было присуще то, что Станиславский называл «высшим артистическим даром», — сценическое обаяние.

    В 1951 состоялся дебют Лемешева в качестве оперного режиссера («Травиата» на сцене Ленинградского Малого оперного театра). В 1957 выступил в Большом театре как режиссер-постановщик оперы «Вертер» (спектакль был восстановлен им же в 1964).

    Концертная деятельность

    Чрезвычайно разнообразен был концертный репертуар певца, включавший произведения Глинки, Римского-Корсакова, Ф. Шуберта(см. ШУБЕРТ Франц), Р. Шумана(см. ШУМАН Роберт (композитор)), романсы Ю. А. Шапорина(см. ШАПОРИН Юрий Александрович) и Г. В. Свиридова(см. СВИРИДОВ Георгий Васильевич), народные песни и др. Подготовил и исполнил цикл «Сто романсов Чайковского» из пяти концертов, включивших все романсы композитора (1938). Огромной популярностью в его исполнении пользовались произведения советских композиторов — И. О. Дунаевского(см. ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович) (сочинения «Восточный романс» и «Скажите ей» композитор написал специально для Лемешева и посвятил ему), Шапорина, Свиридова (цикл на стихи А. С. Пушкина), А. Г. Новикова(см. НОВИКОВ Анатолий Григорьевич), В. Я. Шебалина(см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич), Т. Н. Хренникова(см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич) (была осуществлена грамзапись цикла песен на стихи Р. Бернса под аккомпанемент автора) и др. Подготовил специальную программу из произведений композиторов-современников (1936).

    Исполнил главную роль в художественном фильме «Музыкальная история» (1940). Принимал участие в телевизионных музыкальных постановках («Дубровский», 1960; «Демон», «Евгений Онегин», 1962).

    Вел большую общественную работу: был неизменным участником шефских концертов, с творческими бригадами выступал на предприятиях, стройках, в колхозах, военных частях и на флоте (с 1961 — систематические концертные поездки по стране). В годы Великой Отечественной войны (1941—45) работал в филиале Большого театра (1941—43), выступал в концертах для формирующихся на фронт частей, в госпиталях, на призывных пунктах.

    Автор биографической книги «Путь к искусству» (1974).

    Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ЛЕМЕШЕВ Сергей Яковлевич (10 (22) июля 1902, деревня Старое Князево, Тверская губерния — 26 июня 1977, Москва), российский певец (тенор). Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии (1941).

    С 1914 года Сергей Лемешев учился сапожному делу в Петербурге. Позднее он вернулся в родную деревню, занимался в художественно-ремесленной школе, где освоил азы нотной грамоты, пения, участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. В 1920 году он был призван в Красную Армию, учился в кавалерийской школе, откуда получил направление на учебу в консерваторию. В 1925 году Лемешев окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Н. Г. Райского).

    Свой творческий путь Сергей Лемешев начал в Оперной студии К. С. Станиславского (1925—1926), где исполнял партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), роль которого репетировал с самим Станиславским, Лыкова («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). В 1926—1927 он был солистом Свердловского театра оперы и балета имени А. В. Луначарского, где уже в первый год работы его репертуар насчитывал более двенадцати партий (дебют — партия Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова). В первый сезон в Свердловске спел меццо-сопрановую партию Зибеля в опере «Фауст» Ш. Гуно. Два сезона пел Лемешев в русской опере при КВЖД в Харбине (1927—1929), где наряду с оперным репертуаром (Ленский, Баян, Берендей) исполнял партию Люсьена в оперетте В. Валентинова «Жрица огня». В 1929—1931 годах он работал в Тбилисском театре оперы и балета, где исполнял ведущий репертуар.

    В 1931—1956 годах Лемешев был солистом Большого театра. На его сцене он дебютировал в феврале 1931 года партиями Берендея («Снегурочка») и Джеральда («Лакме»). Непреходящую славу принесла Сергею Лемешеву партия Ленского («Евгений Онегин» Чайковского). В 1930—1950-х годах певец пользовался в СССР огромной популярностью. Он считается одним из самых выдающихся русских теноров. Обладателя нежнейшего лирического голоса, теплого, проникновенного тембра, Лемешева-певца отличает артистическое обаяние, искренность, естественность, сценическая свобода и мягкая пластика, благородство и хороший вкус, ясная дикция и четкая фразировка. Современники отмечали необыкновенную моложавость Лемешева на сцене, даже под конец своей артистической карьеры блистательно исполнявшего роли юношей, будь то Ленский или Дубровский.

    В кино Сергей Лемешев известен одной ролью — Пети Говоркова в музыкальной комедии «Музыкальная история» (1940). Эта картина пользовалась огромным успехом, подтвердила незаурядный артистический дар и обаяние певца, способствовала популяризации оперного искусства. В 1951 году состоялся дебют Лемешева в качестве оперного режиссера («Травиата» на сцене Ленинградского Малого оперного театра). В 1957 года он работал в Большом театре как режиссер-постановщик. Лемешев принимал участие в телевизионных музыкальных постановках («Дубровский», 1960; «Демон», «Евгений Онегин», 1962).

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: