Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Публий Овидий Назон) — один из самых даровитых римских поэтов, род. в 43 г. до Р. Х. (711 по основании Рима) в городе Сульмоне, в стране пелигнов, небольшого народа сабелльского племени, обитавшего к востоку от Лациума, в гористой части Средней Италии. Место и время своего рождения О. с точностью определяет в своей автобиографии (Trist., IV, 10). Род его издавна принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям блестящее образование. Посещая в Риме школы знаменитых учителей, О. не чувствовал никакого влечения к ораторскому искусству, а с самых ранних лет обнаруживал страсть к поэзии: из-под его пера невольно выходили стихи и в то время, когда ему нужно было писать прозой. По желанию отца, О. вступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией. Рано, также по желанию отца, женившись, он скоро должен был развестись со своей женой; неудачно и непродолжительно было и его второе супружество, и только третья жена его, из рода Фабиев, осталась с ним связанной навсегда. Вероятно, она и подарила его дочерью, Периллой, которая также писала стихи (Trist., III, 7, 11). Дополнив свое образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературное поприще, О. сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. Сам О. сожалеет, что ранняя смерть Тибулла помешала развитию между ними близких отношений и что Вергилия (который обыкновенно не жил в Риме) ему удалось только видеть. Первыми литературными опытами О., за исключением тех, которые он, по его собственным словам, предавал огню "для исправления", были "Героиды" (Heroides) и любовные элегии. Героидами озаглавливаются в изданиях О. любовные послания женщин героической эпохи к своим мужьям или возлюбленным, обозначаемые в сочинениях самого поэта просто именем посланий, "Epistulae" (Epistolae). Изобретателем этого рода поэтических произведений был сам О., как он об этом и заявляет в своей "Науке любви" (см.). Заглавие "Героид" явилось впоследствии и встречается у грамматика VI столетия Присциана (см.: Ovidius in Heroidibus). Таких любовных посланий или "Героид" с именем О. до нас дошло двадцать одно; но они далеко не все могут считаться подлинными. Сам О. в одной из своих любовных элегий ("Amores"; см.) поименовывает только восемь "Героид" (значащихся под 1, 2, 4, 5, 6, 7, 10 и 11). Но это не значит, что все остальные "Героиды" подложны, хотя Лахман и утверждал это. Очень вероятно, что подложна 15-я "Героида", так как ее нет в древнейших списках О.; но несомненно подложны лишь шесть последних, заключающие в себе переписку между героями и героинями. Они явно подделаны под стиль О., да и своим характером переписки резко отличаются от того, как задуманы и исполнены несомненно принадлежащие перу О. послания. По своему поэтическому достоинству не все "Героиды" одинаковы; некоторые из них, и именно те, на которые указывает сам О., обличают руку мастера, с необыкновенной легкостью входящего в положение и настроение избранных им лиц, живо, остроумно и в удачных выражениях воспроизводящего их мысли, чувства и характеры. Любовные послания героинь, высказывающие в чертах, свойственных индивидуальности каждой из них, тоску и страдание от долгой разлуки, являются, в известной степени, плодом риторического образования О.; это — как бы увещательные речи (suasoriae), в составлении которых на вымышленные темы любили упражняться в риторских школах у римлян и которые у О., по свойству его дарования, принимали, как это заметил еще слышавший его школьные декламации ритор Сенека, поэтическое выражение. Яркость поэтического дарования О. высказывается и в "Героидах", но наибольшее внимание римского общества он обратил на себя любовными элегиями, вышедшими, под заглавием "Amores", сначала в пяти книгах, но впоследствии, по исключении многих произведений самим поэтом, составившими три книги, которые и дошли до нас, заключая в себе 49 стихотворений. Эти любовные элегии, содержание которых в той или другой степени, несомненно, основывается на любовных приключениях, пережитых поэтом лично, связаны с вымышленным именем его подруги, Коринны, которое и прогремело на весь Рим, как об этом заявляет сам поэт (totam cantata per Urbem Corinna). В этих более или менее сладострастных произведениях О. удалось проявить в полной силе яркое дарование, уже тогда, т. е. в очень молодые годы его жизни, сделавшее его имя громким и популярным; оканчивая последнюю из этих элегий, он воображает себя столько же прославившим свой народ, пелигнов, сколько Мантуя обязана своей славой Вергилию, а Верона — Катуллу. Бесспорно, поэтического дарования, свободного, непринужденного, блистающего остроумием, естественностью и меткостью выражения, в этих элегиях очень много, как много и версификаторского таланта, для которого, по-видимому, не существовало никаких метрических трудностей; но все-таки поэт, выпустив в свет свои "Amores", не имел достаточного основания ставить себя на одну доску не только с Вергилием, но и с Катуллом. Он не превзошел здесь ни Тибулла, ни Проперция, у которых, как и у самого Катулла, он делает даже немало дословных или почти дословных заимствований (см. Zingerle, "Ovidius und sein Verhältniss zu den Vorgängern und gleichzeitigen Römischen Dichtern", Инсбрук, 1869-71). Не менее шума наделало в свое время и то произведение О., о приготовлении которого он возвещал своим читателям еще в 18-й элегии II книги, и которое в рукописях и изданиях О. носит заглавие "Ars amatoria" ("Любовная наука", "Наука любви"), а в сочинениях самого поэта — просто "Ars". Это — дидактическая поэма в трех книгах, написанная, как и почти все сочинения О., элегическим размером и заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. Сочинение это, отличающееся во многих случаях крайней нескромностью содержания — нескромностью, плохо оправдываемой заявлением будто он писал эти наставления лишь для публичных женщин, solis meretricibus (Trist., II, 303), — в литературном отношении превосходно, и обличает собой полную зрелость таланта и руку мастера, которая умеет отделать каждую подробность и не устает рисовать одну картину за другой, с блеском, твердостью и самообладанием. Написано это произведение в 752-753 (2-1 гг. до Р. Х.), когда поэту было 41—42 года от роду. Одновременно с "Наукой любви" появилось к тому же разряду относящееся сочинение О., от которого до нас дошел лишь отрывок в 100 стихов и которое носит в изданиях заглавие "Medicamina faciei". На это сочинение, как на готовое, указывает женщинам О. в III книге "Науки любви" (ст. 205), называя его "Medicamina formae" ("Средства для красоты") и прибавляя, что оно хотя и не велико по объему, но велико по старанию, с каким написано (parvus, sed cura grande, libellus, opus). В дошедшем отрывке рассматриваются средства, относящиеся к уходу за лицом. Вскоре после "Науки любви" О. издал "Лекарства от любви" ("Remedia amoris") — поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться. Он исполняет и эту задачу рукой опытного поэта, но, сравнительно с "Наукой любви", "Remedia amoris" представляют скорее понижение таланта, не обнаруживающего здесь того богатства фантазии, той непринужденности в образах и даже той живости изложения, какими блистает "Ars amatoria". В направлении, которого О. до сих пор держался, ему дальше идти было некуда, и он стал искать других сюжетов. Мы видим его вскоре за разработкой мифологических и религиозных преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения: "Метаморфозы" и "Фасты". Но прежде, чем он успел эти ценные труды довести до конца, его постиг внешний удар, коренным образом изменивший его судьбу. Осенью 9-го г. после Р. Х. О. неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Черного моря, в дикую страну гетов и сарматов, и поселен в городе Томах (ныне Кюстенджи, в Добрудже). Ближайшая причина столь сурового распоряжения Августа по отношению к лицу, бывшему, по связям своей жены, близким к дому императора, нам неизвестна. Сам О. неопределенно называет ее словом error (ошибкой), отказываясь сказать, в чем эта ошибка состояла (Trist., II, 207: Perdiderint cum me duo crimina, carmen et error: Alterius facti culpa silenda mihi est), и заявляя, что это значило бы растравлять раны кесаря. Вина его была, очевидно, слишком интимного характера и связана с нанесением ущерба или чести, или достоинству, или спокойствию императорского дома; но все предположения ученых, с давних пор старавшихся разгадать эту загадку, оказываются в данном случае произвольными. Единственный луч света на эту темную историю проливает заявление О. (Trist., II, 5, 49), что он был невольным зрителем какого-то преступления, и грех его состоял в том, что у него были глаза. Другая причина опалы, отдаленная, но может быть более существенная, прямо указывается самим поэтом: это — его "глупая наука", т. е. "Ars amatoria" (Ex Pont., II, 9, 73; II, 10, 15), из-за которой его обвиняли как "учителя грязного прелюбодеяния". В одном из своих писем с Понта (IV, 13, 41-42) он признается, что первой причиной его ссылки послужили именно его "стихи" (nocuerunt carmina quondam, Primaque tam miserae causa fuere fugae). Ссылка на берега Черного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта О., они носят совсем другой колорит и представляют нам О. совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его "Скорбные Элегии" или просто "Скорби" (Tristia), которые он начал писать еще в дороге и продолжал писать на месте ссылки в течение трех лет, изображая свое горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию. Элегии эти, вполне отвечающие своему заглавию, вышли в пяти книгах и обращены большей частью к жене, некоторые — к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая, составляющая вторую книгу — к Августу. Эта последняя очень интересна не только отношением, в какое поэт ставит себя к личности императора, выставляя его величие и подвиги и униженно прося прощения своим прегрешениям, но и заявлением, что его нравы совсем не так дурны, как об этом можно думать, судя по содержанию его стихотворений: напротив, жизнь его целомудренна, а шаловлива только его муза — заявление, которое впоследствии делал и Марциал, в оправдание чудовищно-грязного содержания многих из своих эпиграмм. В этой же элегии приводится целый ряд поэтов греческих и римских, на которых сладострастное содержание их стихотворений не навлекало никакой кары; указывается также на римские мимические представления, крайняя непристойность которых действительно служила школой разврата для всей массы населения. За "Скорбными элегиями" следовали "Понтийские письма" (Ex Ponto), в четырех книгах. Содержание этих адресованных разным лицам писем в сущности то же, что и элегий, с той только разницей, что сравнительно с последними "Письма" обнаруживают заметное падение таланта поэта. Это чувствовалось и самим О., который откровенно признается (I, 5, 15), что, перечитывая, он стыдится написанного и объясняет слабость своих стихов тем, что призываемая им муза не хочет идти к грубым гетам; исправлять же написанное — прибавляет он — у него не хватает сил, так как для его больной души тяжело всякое напряжение. Тяжесть положения отразилась, очевидно, на свободе духа поэта; постоянно чувствуемый гнет неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии. Отсюда утомительная монотонность, которая, в соединении с минорным тоном, производит, в конце концов, тягостное впечатление — впечатление гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные условия и теряющего свое могущество даже в языке и стихосложении. Однако, с берегов Черного моря пришли в Рим два произведения О., свидетельствующие о том, что таланту О. были под силу и предметы, обработка которых требовала продолжительного и серьезного изучения. Первым из таких произведений были "Метаморфозы" (Превращения), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду. Этот высокий по поэтическому достоинству труд был начат и, можно сказать, окончен О. еще в Риме, но не был издан по причине внезапного отъезда. Мало того: поэт, перед отправлением в ссылку, сжег, с горя или в сердцах, даже самую рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков. Сохранившиеся в Риме списки дали О. возможность пересмотреть и дополнить в Томах это крупное произведение, которое таким образом и было издано. "Метаморфозы" — самый капитальный труд О., в котором богатое содержание, доставленное поэту главным образом греческими мифами, обработано с такой силой неистощимой фантазии, с такой свежестью красок, с такой легкостью перехода от одного предмета к другому, не говоря о блеске стиха и поэтических оборотов, что нельзя не признать во всей этой работе истинного торжества таланта, вызывающего изумление. Не даром это произведение всегда много читалось и с давних пор переводилось на другие языки, начиная с греческого перевода, сделанного Максимом Планудом в XIV столетии после Р. Х. Даже у нас есть немало переводов (как прозаических, так и стихотворных); четыре из них появились в свет в течение семидесятых и восьмидесятых годов текущего столетия. Другое серьезное и также крупное не только по объему, но и по значению произведение Овидия представляют "Фасты" (Fasti) — календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. Эта ученая поэма, дающая много данных и объяснений, относящихся к римскому культу и потому служащая важным источником для изучения римской религии, дошла до нас лишь в 6 книгах, обнимающих первое полугодие. Это — те книги, которые О. удалось написать и обработать в Риме. Продолжать эту работу в ссылке он не мог по недостатку источников, хотя не подлежит сомнению, что написанное в Риме он подверг в Томах некоторой переделке: на это ясно указывает занесение туда фактов, совершившихся уже после изгнания поэта и даже после смерти Августа, как, например триумф Германика, относящийся к 17 г. после Р. Х. В поэтическом и литературном отношении "Фасты" далеко уступают "Метаморфозам", что легко объясняется сухостью сюжета, из которого только Овидий мог сделать поэтическое произведение; в стихе чувствуется рука мастера, знакомая нам по другим произведениям даровитого поэта. Есть в числе дошедших до нас сочинений Овидия еще два, которые всецело относятся ко времени ссылки поэта и стоят, каждое, особняком от других. Одно из них называется "Ibis" (известное название египетской птицы) и есть сатира или пасквиль на врага, который после ссылки О. преследовал его память в Риме, стараясь вооружить против изгнанника и жену его. О. посылает этому врагу бесчисленное множество проклятий и грозит ему разоблачением его имени в другом сочинении, которое он напишет уже не элегическим размером, а ямбическим, т. е. со всей эпиграмматической едкостью. Название и форму сочинения О. заимствовал у александрийского поэта Каллимаха, написавшего нечто подобное на Аполлония Родосского. Другое сочинение, не имеющее связи с остальными, есть дидактическая поэма о рыболовстве, и носит заглавие "Halieutica". От него мы имеем только отрывок, в котором перечисляются рыбы Черного моря и указываются их свойства. Это сочинение, на которое, по специальности его сюжета, ссылается Плиний в своей "Естественной истории" (см.), не представляет в литературном отношении ничего замечательного. Для нас было бы несравненно интереснее, если бы, вместо этих двух маловажных произведений, до нас дошла трагедия О., под заглавием "Медея", которая хотя и была произведением юности поэта, но считалась в римской литературе одним из лучших образцов этого литературного вида. На ней с удовольствием останавливается Квинтилиан (см.), о ней упоминает и Тацит, в "Разговоре об ораторах" (гл. 12). Не дошло до нас и еще нескольких сочинений, написанных частью в Риме, частью в Томах и в числе последних — панегирик Августу, написанный на гетском языке, о чем извещает в одном из своих понтийских писем (IV, 13, 19 и сл.) сам О., все еще не теряя надежды на облегчение своей участи, если не на полное помилование. Но этим надеждам сбыться не было суждено. Не только Август, но и Тиберий, к которому он также обращался с мольбами, не возвратил его из ссылки: несчастный поэт скончался в Томах в 17 г. после Р. Х., и погребен в окрестностях города. О. был последний из знаменитых поэтов Августова века, со смертью которого окончился золотой век римской поэзии. Злоупотребление талантом в период его наибольшего развития лишило его права стоять наряду с Вергилием и Горацием, но ключом бившее в нем поэтическое дарование и виртуозность его стихотворной техники делали его любимцем не только между современниками, но и во все время римской империи; и бесспорно О., как поэту, должно быть отведено одно из самых видных мест в римской литературе. Его "Метаморфозы" и "Фасты" до сих пор читаются в школах, как произведения образцового по языку и стихосложению латинского писателя. Наиболее употребительное издание всех сочинений О. есть издание Меркеля (последнее издание, под редакцией Эвальда, вышло в 1834-88 гг. в Лейпциге).

    В. Модестов.

    Издания и переводы Овидия в России: Я. Смирнов и В. Павлов, "Избранные басни из "Метаморфоз", со словарем и примечаниями (М., 1869; 4-е изд., 1878); А. Фогель, "Избранные элегии О." (Киев, 1884). Стихотворные переводы "Метаморфоз": Ф. Матвеева (М., 1876), Б. Алексеева (СПб., 1885), А. Фета (М., 1837) — лучший русский перевод. Стихотворные переводы "Скорбей": А. Фета (М., 1893) и К. Н-ского ("Журн. M. H. Пр.", декабрь, 1884); Снегирев, "Об источниках превращений О." ("Ученые Записки Моск. Университета", VIII, 1835); Мизко, "Овидий в русской литературе" ("Москвитянин", 1854, т. 11); П. Бессонов, "Фасты Овидия" ("Пропилеи", т. IV, стр. 81-165); Р. Фохт, "О годе ссылки О." ("Журнал М. Нар. Пр.", февраль, 1876 г.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э.— около 18 н. э.), римский поэт. Культивируя индивидуалистическую, главным образом эротическую, поэзию, О. в ранних поэмах «Наука любви» и «Средства от любви» даёт наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни. Переход к большим произведениям в духе эллинистической «учёной» поэзии отмечен созданием поэмы «Метаморфозы» (рус. пер. 1874—76), которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания». В конце 8 н. э. сослан Августом в г. Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. В ссылке О. создал новый жанр римской поэзии — субъективную элегию, не связанную с любовной темой. О. высоко ценил А. С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику сказался в стихотворении «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», в поэме «Цыганы».

    Соч.: Opera, ed. R. Ehwald, V. Levy, t. 1—3, Lipsiae, 1915—32; Carmina selecta, M., 1946; в рус. пер. — Баллады-послания, М., 1913; Метаморфозы, [вступ. ст. А. Белецкого], [М,], 1937; Любовные элегии, [вступ. ст. и пер. С. Шервинского], М., 1963; Элегии и малые поэмы, М., 1973.

    Лит.: Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; История римской литературы, т. 1, М., 1959; Fräncel Н., Ovid. A poet between two worlds, Berk.,. 1945; Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, 1958.

    К. П. Полонская.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Древнеримский поэт.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Сексологическая энциклопедия

    Назон Публий (43 до н.э. - ок.Is н.э.), крупнейший рим. поэт. Уже первой его произведение "Любовные элегии" ("Amores") сделало его знаменитым. В "Науке любви" ("Ars amatoria" или "Ars amandi") О. наставляет молодых людей, как найти и сохранить свое чувство; в "Средствах от любви" (- "Remedia amoris") учит, как освободиться от любовного наваждения.

  9. Источник: Сексологическая энциклопедия



  10. Литературная энциклопедия

    Овидий

    ОВИДИЙ (полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры — 17 нашей эры) — римский поэт. Согласно данным автобиографии («Тристии», IV, стихотв. 10), О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), — в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.

    О. дебютировал в области эротической элегии («Любовные песни» — «Amores»), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в «Героинях» (Heroides) — сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической литературы и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта — «учителя любви» — находит свое завершение в дидактических поэмах О.: «Наука любви» (Ars amatoria) и «Средство от любви» (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.

    Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся «О средствах красоты лица» — «De medicamine faciei») О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу «ученой» поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы — о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В «Метаморфозах» О. развертывает свыше 200 сказаний о чудесных «превращениях» в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого «превращения» хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.

    В «Фастах» (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста — О. всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий «ученой» поэзией: «Метаморфозы» остались законченными вчерне, а «Фасты» и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: «Скорбные элегии» (Tristia) и «Письма с Понта» содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; «Ибис» — гневная инвектива в «ученом» стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о «рыбной ловле» (Halieutica) повидимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. высоко ценилась в древности трагедия «Медея». Популярность О. в античности и в средние века была огромна. «Метаморфозы» рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию («Ovide moralise»). Для светской поэзии (трубадуры, «Roman de la Rose») О. оставался «учителем любви»; вокруг жизни О. творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. мифов, а в XVII—XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. литературная действенность О. ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О. Несколько стихотворений посвятил О. и Майков.Библиография:

    I. Русск. перев.: Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902); Ars amatoria, перев. прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905); Искусство любви и Средство от любви, перев. в стихах, Под редакцией проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926; Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874—1876); Тристии, перев. А. Фета, М., 1893; Opera, hrsg. v. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I—III, Lpz., 1915—1924; L’art d’aimer (лат. текст), H. Bornecque, P., 1924. Комментированные издания: Ibis, ed. by P. Ellis, Oxford, 1882; Heroides, ed. by A. Palmer, L., 1898; De arte amatoria libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1902; Metamorphosen, erkl. v. O. Korn, 3 Aufl. v. R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903, Buch II, Berlin, 1898; Fastorum libri sex, fur die Schule, erkl. v. H. Peter, Lpz., 1907; Id., ed. by J. G. Frazer, 1929; Amorum libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1911; Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913.

    II. Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, «ЖМНП», 1901, кн. VII; Его же, «ЖМНП», 1907, кн. II—IV; Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. очерк к перев. «Баллад-посланий»); Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915; Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. очерк к перев. «Средства от любви»), М., 1926; Lafaye G., Les Metamorphoses d’Ovide et leurs modeles grecs, P., 1904; Schrotter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908; Ripert E., Ovide..., P., 1922; Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924; Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926; Martini E., Ovid u. seine Bedeutung fur die romische Poesie, в кн. «Epitymbion», v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927; Slater D. A., Towards a Text of the «Metamorphoses» of Ovid, L., 1927.

  11. Источник: Литературная энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    Ови́дий

    Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э. — около 18 н. э.), римский поэт. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и пр.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».Овидий. «Метаморфозы». Иллюстрация П. Пикассо.

    * * *

    ОВИДИЙ

    ОВИ́ДИЙ (полн. Публий Овидий Назон, Ovidius Naso) (43 до н. э. — ок. 18 н. э.), римский поэт. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и пр.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (20.III.43 до н. э. - 18 н. э.), - рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа: любовная поэзия (примерно до нач. н. э.; сб. "Любовные элегии" ("Amores"), сб. "Героиды", или "Послания" ("Heroides"), поэма "Наука любви" ("Ars Amatoria") и др.); поэзия на учено-мифологич. темы (2-8 н. э.; поэма "Метаморфозы" ("Metamorphoses"), содержащая ок. 250 мифологич. сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и т. д., и поэма "Фасты" ("Fasti"), посвящ. сказаниям, связанным с рим. календарем) и стихи времени изгнания (после 8 н. э.: "Тристии", или "Скорбные стихотворения" ("Tristia"), "Понтийские послания" ("Epistulae ex Ponto") и др.) (Все назв. выше работы О. впервые опубликованы в собр. сочинений О. - Opera omnia, Bononiae, 1471).

    О. - блестящий мастер стиха и занимат. рассказчик; его поэзия лишена больших идейных проблем, однако за насмешливым тоном О. по отношению к богам, героям и современности скрывалась оппозиция идеологич. политике имп. Августа. Быть может, именно по этой причине в кон. 8 н. э. О. был сослан на берег Черного м. в г. Томы (совр. Констанца), где и умер.

    Соч. в рус. пер.: Соч. все, какие до нас дошли, пер. А. Клеванова, т. 1-3, M., 1874; Избр. произв., М., 1946; Метаморфозы, (М. - Л.), 1937; Любовные элегии, (М.), 1963.

    Лит.: Тронский И. М., История антич. литературы, Л., 1957; Дримба О., Овидий поэт Рима и Том, (пер. с рум.), Бухарест, 1963; Wilkinson L. P., Ovid recalled, Camb., 1955; Fraensel H., Ovid. A poet between two worlds, 2 print., Berk. - Los Ang., 1956; Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, (1958).

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Сводная энциклопедия афоризмов

    Овидий

    (Ovidius)Овидий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. - ок. 18 н.э.)

    Римский поэт. Был видной фигурой в римском обществе до 8 года, когда Император Август выслал его в Томы (Констанца). Причиной, якобы, послужила его поэма "Наука любви" и связь с дочерью Августа Юлией. Среди произведений - любовные элегии, послания, поэмы, "Метаморфозы" (своеобразная энциклопедия античной мифологии).Афоризмы, цитаты
    • Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь.
    • Сказано - сделано.
    • Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.
    • Учиться дозволено и у врага.
    • Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания.
    • Запретный плод сладок.
    • Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.

  17. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  18. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (полн. имя Публий Овидий Назон; 43 до н. э. – 17/18 н. э.) – рим. поэт. Писал любовные элегии, послания, дидактич. поэмы «Наука любви», «Средства от любви», проникнутые юмором и иронией. Автор мифологич. эпоса «Метаморфозы» и «Фасты» (о рим. религ. праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

  19. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  20. Реальный словарь классических древностей


    • Ovidius, Publius Ov. Naso.

    По собственным его словам (Ov. trist. 4. 10, 13), он родился 20 марта, на второй день праздника Quinquatrus, посвященного Минерве, в Sulmo (н. Сольмона), в 43 г. до Р. X. Отец его был очень зажиточный человек (eques illustris. Ov. trist. 4, 10, 29. 35. ср. также Комментарии к Tac. ann. 5, 59) и желал посредством тщательного воспитания своих сыновей (этого и старшего одним годом) сделать для них возможным доступ к почетным должностям в государстве. Для первоначального обучения их были достаточны школы в Сульмоне, но скоро он переселился ради детей в Рим и поручил их известнейшим учителям. Старший сын посвятил себя красноречию, но умер на 20-м году жизни. Хотя живое воображение Публия под влиянием чтений поэтов влекло его к поэзии, но по воле отца он сначала посещал школы знаменитых риторов Порция Латрона и Ареллия Фуска (Ov. trist. 4, 10, 17. Sen. controv. 2, 10, 8 слл.). Отец принуждал его заниматься риторическими упражнениями, из которых ему больше нравились suasoriae, чем controversiae. Ритор Сенека, который слышал его декламации, порицает их за отсутствие строгого расположения. По смерти брата ему пришлось вступить на служебное поприще и пролагать себе путь от низших должностей до почетных. Он сделался одним из triumviri capitales, в ведении которых состояли тюрьмы и которые чeрез своих служителей приводили в исполнение наказания над обыкновенными преступниками. Год спустя он был, кажется, в числе decemviri stlitibus iudicandis, потом членом суда центумвиров и самостоятельным судьей. Около этого времени отец подыскал ему жену, к которой он питал полнейшее нерасположение. Подавляемая долго любовь к поэзии пробудилась в нем с новою силою, а влияние друзей-поэтов побудило его совсем оставить служебное поприще и посвятить себя исключительно поэзии. Под влиянием общества поэтов Эмилия Макра, Проперция, Понтика, Басса и др., он начал свои первые поэтические опыты в эротическом духе. Предпринятое им затем путешествие в Афины и по Малой Азии и жизнь в течение зимы в Сицилии утвердили его в этом направлении. Сделав несколько опытов в эпической поэзии, он на 27-м году жизни перешел к трагедии и вместе с тем начал сочинять письма и элегии. Его драматические произведения, из которых у древних пользовались единогласной похвалой Медея (Tac. dial. 12. Quint. 10, 1, 98), для нас потеряны; из Epistulae сохранилось 8, а элегии собраны в книгах Amores. Окончив эти произведения, он вознамерился написать искусство любви (Ars Amatoria) и, преодолев большие трудности в обработке этого материала, окончил это произведение во 2 или 1 г. до Р. X. Вслед затем он издал в 1 г. до Р. X. книгу совершенно противоположного свойства, именно — средство от любви (Remedia amoris). В это время он разошелся со своей первой женой, а затем и со второй, от которой у него была дочь Перилла, также занимавшаяся поэзией (Ov. trist. 3, 7, 11 слл.), и женился на молодой и прекрасной вдове Фабии, происходившей из знатного рода, с которым был в дружеских отношениях дом Августа. Благодаря этому браку он закрепил прежние связи и завязал новые. Этот брак имел также большое влияние на поэтическое вдохновение поэта. Спокойствие и рассудительность заняли место прежней необузданности, а прежняя ветреность, которая делала его произведения даже предосудительными с нравственной точки зрения, сменилась важностью и достоинством. Его занимали теперь два обширных произведения Fasti и Metamorphoses, на которые он употребил уже много труда, как вдруг среди спокойствия и безопасности его неожиданно поразил жестокий удар судьбы, именно ссылка (см. Relegatio) в 9 г. от Р. X. в Томы на берегу Черного моря (н. Кустендже). Трудно решить, какой проступок поэта дал повод Августу подвергнуть его такому жестокому наказанию, сам же он говорит об этом с понятною сдержанностью (Ov. trist. 2, 207). Произведение О. об искусстве любви, которое было окончено за десять лет до этого времени, может иметь самое отдаленное отношение к этому изгнанию. Нельзя также с точностью определить, какую роль в этом обстоятельстве играли распущенность младшей Юлии и отношения Агриппы Постума, который в это время тоже был наказан дедом своим Августом. Другие предположения о посещении О. Агриппы Постума на острове Планазии и об его отношениях к жене императора также недостаточно прочны. Несомненно, что в этом обстоятельстве играли роль глаза (cur aliquid vidi, сur noxia lumina feci? Ov. trist. 2, 103. 3, 5, 49); сам О. (Ov. trist. 2, 122, 133) не отрицает своей вины (duo crimina, carmen et error). Это удаление из отечества, разлука с семьей и друзьями, запутанность хозяйственных дел, а затем трудный морской переезд и жизнь в маленьком городке почти между варварами — все это должно было сильно подействовать на впечатлительного О. и надломить его силы. Во время путешествия он окончил первую из 5 книг Tristia, a остальные 4 книги — в следующие 3 года. За сим непосредственно следовали Epistulae ex Ponto; с этим же временем совпадают мелкие сочинения, как Ibis, Halieutica и новая обработка Fasti. Все мольбы о прощении оставались без последствий, и в тоске по вечному городу он умер в Томах в 17 г. от Р. X. и был там же погребен. Ни у одного римского поэта влечение к поэзии не было такою выдающеюся чертой характера, как у О. Его природные дарования развились при самых благоприятных условиях. Основанные на изучении греческих образцов художественные формы поэзии были уже в совершенстве выработаны, деятельность старших современников О., придворных поэтов Августа, уже доставила уважение этой новой литературной школе, самым юным членом которой был О. С ними изучал он александрийских поэтов, отсюда черпая свою ученость. Благодаря риторическим упражнениям он твердо усвоил приемы диалектики и усовершенствовал свое умение владеть словом. Влияние общества, в котором вращался этот утонченно-светский человек, направили его талант в сторону грациозной, беззаботно настроенной великосветской поэзии, которая так пригодна была для забавы образованных людей того времени и которую никто не разрабатывал с бόльшим мастерством, чем О. Богатая фантазия, ясное и точное созерцание всей обстановки предмета, неистощимая игривость, по крайней мере до тех пор, пока не омрачилась невзгодами жизнь поэта, находчивость шутки и остроумие тона соединяются в произведениях О. с редким совершенством формы, в которой язык столько же поражает обилием своих средств, сколько стихосложение своей легкостью и искусной обработкой. Если обширной поэтической производительности О. недостает строгой критики, если у него мы не находим величия, свойственного поэтам республиканского времени, то первое обстоятельство легко можно объяснить направлением Овидиева таланта, а второе — переворотом, которому подверглось римское государственное устройство. Сохранились следующие произведения О.:

    1. Epistulae или Heroides, собрание вымышленных любовных писем, которые будто бы героини пишут к любовникам, с которыми находятся в разлуке. О. первый ввел эту поэтическую форму под влиянием тех характеристик, которые составляли главную часть риторических упражнений. Сам он упоминает (Ov. am. 2, 18, 21) о девяти «Героидах»: 1. 2. 5. 11. 12. 4. 10. 7. 15. 6, но из них одна (15) едва ли подлинна. Тут нет недостатка в отдельных прекрасных местах, но как целое «Героиды» занимают невидное место между произведениями О. и в поэзии вообще. Теперешний сборник заключает 21 пьесу. В новейшее время К. Лахманн (Берлинская программа, 1848) «Героиды» 8. 9. 14. 15. 16. 17. 19 по метрическим и просодическим основаниям объявил не подлинными, а другие, как-то: 3. 12. 13. 18. 20, сомнительными. Против него возражал Luc. Müller, и потому Lehrs предпочел прибегнуть к излюбленному теперь приему — к предположению интерполяций. Кое-что, кажущееся сомнительным, можно счесть естественным для ученика риторов, которых suasoriae служили ему образцами.

    2. Amorum libri III. В отдельных элегиях этого сборника, первоначально состоявшего из 5 книг, а потом сведенного на теперешние три, поэт со всей роскошью своей фантазии изображает разнообразные счастливые и несчастливые приключения влюбленного. Кто такая Коринна, составляющая средоточие этих приключений, нам неизвестно. Едва ли все, что тут изображается, пережито самим поэтом, наверное, этот виртуоз поэзии немало пьес построил на чистом вымысле. Amores — «это остроумная, резвая шалость, богатая изворотами и выдумками, щеголеватая и стройная в языке и в стихосложении».

    3. Medicamina faciei или formae, руководство к употреблению средств, возвышающих и сохраняющих красоту, посвящение в сокровеннейшие тайны туалета. Дошедший до нас текст этого стихотворения очень испорчен, изобилует пропусками и неполон. Подлинность подозревает теперь A. Riese.

    4. Ars amandi или ars amatoria в 3 книгах — главное произведение нашего поэта. Здесь он дает наставления о том, как должны быть завязываемы и поддерживаемы любовные отношения между легкомысленными девушками, принадлежавшими к сословию вольноотпущенниц, и легкомысленными юношами и мужами. 3-я книга в особенности поучает девушек, как они должны вести себя при подобных отношениях, которые в Риме были совершенно обычными и не запрещались законами. Для этого вида поэзии автор выработал себе совершенно особый художественный стиль и тем придал своему произведению несомненную оригинальность. Зато уже при появлении оно было встречено похвалами современников и даже в средние века пользовалось большой распространенностью.

    5. Remediorum amoris liber unus. Тенденция произведения состоит не в том, чтобы бороться против любви вообще, а в том, чтобы помочь тем, которые несут иго недостойной любви. В технике О. и здесь обнаруживает то же мастерство, как в «Любовном искусстве», только композиция целого менее удалась: заслуживают порицания растянутость, а местами скудость изложения.

    6. Metamorphoseon libri XV. С этого произведения начинается у О. употребление эпической стихотворной формы; здесь он сопоставил в хронологическом порядке часть мифов, в которых встречаются превращения, начиная с образования мира и кончая превращением Юлия Цезаря в звезду. Эти многочисленные мифы, возникшие на почве тех тесных отношений, в которых люди некогда стояли к природе, среди народа, которого живая фантазия превращала животных в людей, явления природы в живые существа, составляли главную часть греческой мифологии и были обрабатываемы особенно поэтами александрийского времени, напр., Никандром, Парфением и др. Но О. черпал не только из произведений последних, а из всей греческой литературы, особенно из трагиков, хотя в частных случаях мы и не всегда в состоянии точно указать источник. Разнообразие и живость рассказа, искусство в соединении отдельных сказаний, оригинальное устройство стиха придают «Метаморфозам» своеобразную прелесть и сделали их одним из любимых собраний сказок. Это — первый роман у римлян, со времени своего появления имевший множество читателей и позднее считавшийся источником для знакомства с мифологией. Что О. перед отправлением в ссылку в Томы сжег рукопись этого еще не вполне отделанного произведения, а позднее восстановил его там по спискам, об этом рассказывает он сам (Ov. trist. 1, 7, 13 слл.). Менее благоприятно судили о поэме древние, напр., Квинтилиан (4, 1, 77. 10, 1, 88), который называет поэта lascivus, склонным к излишествам и неуместной игривости, извиняя, впрочем, этот недостаток.

    7. Tristium libri V — жалобные письма о своем несчастии. В первой книге дается блестящее изображение опасностей путешествия; вторая — послание к Августу — старается доказать невинность поэта и содержит просьбу о назначении другого местопребывания; три остальные заключают в себе жалобы на печаль жизни в Томах, увещевания к друзьям помочь поэту и упреки в неверности. 7 писем к жене поэта (1, 6, 3, 3. 5, 2. 5. 11. 14) особенно хороши. Содержание, совершенно сходное с содержанием этих писем, имеют

    8. Epistularum ex Ponto libri IV. Разница только в том, что в последних во главе каждого письма стоит имя того друга, которому письмо посылается, чем обусловливается более строгая выдержанность тона и приемов эпистолярной формы. На это произведение, вызванное потребностью к поэтическому творчеству, неблагоприятно подействовали печальное настроение и обстановка автора. Что форма и выражение представляют здесь шаг назад, не отрицает и сам поэт; однообразие сюжетов должно было утомить талант.

    9. Ibis — памфлет против одного римлянина, который публично в Риме позорил изгнанника О. своими речами, мучил его жену своими предложениями и старался присвоить себе остатки его имущества. Каллимахов τIβις, в котором тот преследовал под этим именем Аполлония Родосского, послужил образцом для О., когда он в преклонном возрасте писал эту элегию. В ней много учености и страстного ожесточения против неизвестного для нас лица, в котором до сих пор тщетно пытались угадать кого-либо из известных поэтов.

    10. Fastorum libri VI. Поэт намеревался, конечно (Ov. trist. 2, 549), изложить этот календарь праздников в двенадцати книгах, соответственно числу месяцев, но работа, прерванная ссылкою поэта, не могла быть закончена в томах по недостатку необходимых пособий. Таким образом, по смерти поэта изданы были только 6 книг в том виде, в каком мы их имеем. Тут указываются важнейшие небесные явления, перечисляются праздники и объясняется их происхождение при помощи богатой сокровищницы мифов римского народа. Элегическая форма не совсем ладится с повествовательным содержанием (Ov. fast. 2, 3, 125);

    11. Halieutiса, стихотворение о рыбах Черного моря; сохранился только незначительный отрывок.

    У самого О. находятся указания на другие стихотворения, им написанные; таковы стихотворения: по поводу свадьбы Фабия Максима (ex Pont. 1, 2, 133), на смерть Мессалы Корвина (ibid. 1, 7, 27), на триумф Тиберия (ibid. 2, 8, 27. 3, 4, 81), на смерть Августа (ibid. 4, 6, 17). Более не сохранилось от них никаких следов, поэтому, вероятно, они уже рано были утрачены.

    Изд. Morkel (1853, 2-е изд., 1876) и Riese (1871 слл.). «Героиды» изд. van Lennep (2-е изд., 1812), Terpstra (1829) и Lörs (1829); Amatoria (amores, ars amandi, med. fac. и remеdia am.): Wernsdorf (1788), Yahn (1828) и Luc. Müller (1861); «Метаморфозы»: Gierig (вновь изд. Jahn, 1821 слл.), Bach (1831 слл.), Baumgarten-Crusius (1834), Lörs (1843), M. Haupt (I. Bd. 6 Aufl., 1878; 2 Bd. von Korn, 2. Aufl. 1881), избр. места: Siebelis (8 Aufl. 1873 слл.), Eichert (1850). [Я. Смирнов и В. Павлов. Избранные басни из метаморфоз О. Со словарем и примеч. М., 1869] и др.: Tristia: Platz (1825), Klein (1826), Lörs (1839) и Merkel (1837, главное критич. изд.); Epistulae ex Ponto: Korn (1868); «Фасты»: Gierig (1812 сл.), Merkel (1841, главное критическое изд.) и Peter (1873). [ср. Бессонов. Фасты О. Пропилеи, кн. 4, стр. 81 слл.]; Halieutica: Haupt (вместе с Грацием, Немесианом и др., 1838).

  21. Источник: Реальный словарь классических древностей



  22. Античные писатели

    Овидий Назон, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э.-18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. В дополнение к учебе совершил путешествие в Афины, Малую Азию и на Сицилию. После возвращения в Рим быстро отказался от карьеры чиновника и целиком посвятил себя поэзии. — Первые произведения сразу принесли О. громкую славу. Он был связан с поэтическим кружком Мессалы. Знал Горация, восхищался Вергилием, дружил с Проперцием, а памяти Тибулла посвятил одну из прекраснейших своих элегий. О. был трижды женат, имел дочь. В 8 г. н. э., на вершине известности и славы, О. неожиданно был приговорен Августом к изгнанию на Черное море в Тому (совр. Констанца). Причина высылки неизвестна. Сам О. говорит, что единственной его виной были кармины (песни) (Наука любви?) и ошибка. Но нам неизвестно, в чем эта ошибка заключалась. Однако Август был сильно задет, ибо несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, которые поэт слал в Рим, приговор так и не был отменен. О. умер в Томе после 10 лет изгнания. Все произведения О., кроме Метаморфоз и не сохранившейся трагедии Медея, были написаны элегическим дистихом. Ранний период творчества О. посвящен произведениям на любовные темы. Ок. 20 г. до н. э. О. издал первый сборник Любовные элегии (Amores) в 5 книгах. Сохранилось только 3 книги из второго издания. Это любовные произведения (исключение составляет одна элегия, описывающая процессию в честь Юноны и упомянутая ранее элегия на смерть Тибулла), посвященные Коринне. Коринна — вымышленный образ, фикцией являются и описываемые чувства и переживания поэта. Черпая из архаической и эллинистической греческой лирики, а также используя упражнения, которые он выполнял в риторической школе, О. представил известные из литературы любовные сюжеты, ситуации, переживания: ожидание у дверей возлюбленной, ссоры, радость, измены, ревность. Стихи О. исполнены очарования и юмора, а порой — цинизма и иронии. Между первым и вторым изданием любовных элегий появилась на свет первая часть сборника Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum) — 15 посланий мифических героинь: Пенелопы, Медеи, Дидоны, Ариадны и др., адресованных неверным мужьям или возлюбленным. Вторая часть, по-видимому, была создана позднее, она включает три пары писем, написанных любовниками друг другу. В этих элегиях чувствуется влияние риторической школы, они скорее напоминают монологи, иллюстрирующие переживания героинь. Из дидактических поэм, представляющих собой как бы пародийный вариант эллинистических дидактических поэм (Арат, Никандр) самой старой является поэма О раскрашивании женщинами лица (De medicamine faciei femineae), от которой сохранилось 50 дистихов; в ней О. рассказывал девушкам о том, как надо заботиться о своей внешности. В Науке любви (Ars amatoria), изданной, видимо, в 1 г. до н. э., О. изложил науку соблазнения. Вначале он составил только 2 книги советов мужчинам, потом добавил кн. III, предназначенную для девушек. О. дал точные указания, где нужно искать прекрасных девушек, как их обольщать (кн. I), как продлить связь (кн. II). Часть, адресованная женщинам, тоже содержит подобные советы. Поэма исполнена юмора, полна забавных оборотов и сентенций, комических ситуаций. Ее реализм отличают изысканность и культура, чувствительность и утонченность. Прекрасно написанная картина римского общества эпохи Августа иллюстрируется многочисленными примерами из мифологии, в поэме множество сравнений и отступлений. Продолжением Науки любви стала поэма Лекарство от любви (Remedia amoris) в 1 книге, изданная ок. 2 г. н. э.. Она выдержана в том же тоне, что и Наука любви, и учит читателя, как нужно поступать, чтобы излечиться от несчастной любви. Зрелое творчество О. представлено двумя большими поэмами: Метаморфозы (Metamorphoseon libri XV) в 15 книгах и Фасты (Fasti); оба написаны после 1 г. н. э. В Метаморфозах О. ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, Парфения Никейского, а также на римских — Катулла, Цинну, Мацера. Сюжеты он взял из неисчерпаемой сокровищницы греко-римских мифов, выбирая прежде всего те, что рассказывали о каких-либо превращениях. О. замыслил представить мифы в хронологическом порядке от начала мира до своей эпохи. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря. Книги I-V включают самые древние мифы о потопе, о четырех веках человечества, о мировом пожаре — до эпохи Фив; кн. VI-X содержат предания, касающиеся Геркулеса, с кн. XI начинаются легенды троянские, италийские и римские. В пределах всей эпопеи О. рассказывает или упоминает 250 мифов о превращениях. Стремясь придать повествованию связность, он использует принцип хронологической и генеалогической последовательности, группирует локальные мифы, предания, связанные единой темой или контрастирующие между собой, включает множество эпизодов. Разнообразие содержания порождает разнообразие стиля и настроения: начало и конец Метаморфоз написаны в философском тоне, а, например, ухаживания Циклопа напоминают идиллию. Целое, однако, выдержано в эпическом стиле, что подчеркивают многочисленные гомеровские сравнения, описания природы и произведений искусства, большие эпические сцены, каталоги, а прежде всего размер — гекзаметр. В то же время, что Метаморфозы, О. создает Фасты (dies fasti — это дни, в которые были дозволены публичные выступления и деятельность, в отличие от запретных дней — dies nefasti) При создании этого поэтического календаря, рассказывающего об учреждении римских праздников, рождении обычаев и обрядов, О. вдохновлялся произведениями Арата и Каллимаха, а по некоторым сведениям, также сочинениями Варрона, Катона, Веррия, Флакка. Изгнание помешало О. закончить произведение. Ему удалось написать только 6 книг, каждая из которых посвящена одному месяцу, от января до июня. Изгнание надломило О. Произведения, созданные в этот период, характеризует монотонность содержания и интонации. Тристии (Скорбные элегии) в 5 книгах включают элегии к жене, друзьям и императору с просьбой о заступничестве и помиловании. Они дышат тоской по Риму, полны воспоминаний, рисуют грустную картину жизни изгнанника. Вторую книгу составляет только одна элегия, адресованная Августу, в которой поэт объясняется по поводу обвинений в адрес Науки любви. Элегия 10 в книге IV представляет собой автобиографию поэта. Письма с Понта (Epistulae ex Ponto) в 4 книгах были изданы позднее, кн. IV, по-видимому, уже после смерти поэта. Их содержание напоминает Тристии, но каждое послание адресовано конкретному человеку. В изгнании О., вероятно, выучил язык гетов и на нем написал хвалебную песнь в честь Августа. К этому же периоду принадлежат: ориентированный на произведение Каллимаха Ибис, полный проклятий врагам О., поэма о рыбах Halieutica (фр.) и элегия Орех (Nux), в которой звучат жалобы дерева. В отличие от Вергилия и Горация, О. не принял провозглашенной Августом программы оздоровления римского общества. О любви и о богах он всегда говорил свободно. Однако он восхвалял свое время, воспевал Рим и его красоту. Римская действительность просвечивает даже сквозь миф: Зевс в поэмах О. напоминает Августа, Олимп — Палатин, нимфы и богини — римских красавиц. О. — блестящий знаток человеческой психологии, в особенности женской. Его советы влюбленным удивляют своей меткостью, письма героинь дышат подлинным чувством. О. является также мастером повествования. Он захватывает живостью и красочностью описаний, фантазией, разнообразием настроений, чувством юмора. Влияние риторики проявляется в многочисленных сентенциях, шутливых оборотах, игре слов. Язык и стих О. совершенны, полны очарования и изысканной простоты. О. пользовался популярностью уже у своих современников. В средневековье читали прежде всего его любовные стихотворения, трактуя их аллегорически. Метаморфозы называли «Библией язычников» и «Библией поэтов». О. оказал огромное влияние не только на литературу: он предоставил материал для создания драм и опер, а также произведений живописи.

  23. Источник: Античные писатели



  24. Шекспировская энциклопедия

  25. Источник: