Большая Советская энциклопедия

    (Claudel)

    Поль Луи Шарль Мари (6.8.1868, Вильнёв-сюр-Фер, департамент Эн, — 23.2.1955, Париж), французский писатель и дипломат. Член Французской академии с 1946. Сын хранителя залоговых обязательств. Окончил Школу права и политических наук. Лиценциат права. Посол Франции в Японии (1921—26), США (1927—33) и Бельгии (1933—35). Драматург («Золотая голова», 1890; «Раздел под южным солнцем», 1906); поэт («Познание востока», 1900; «Пять больших од», 1910; «Военные поэмы», 1922), эстетик («Поэтическое искусство», 1907) и прозаик («Образы и притчи», 1936). В религиозных сочинениях («Комментарии и толкования», т. 1—8, 1962—67) К. близок к Неотомизму. Поиски правды, живое чувство истории, патриотизм возвращали его из сферы абстрактной схоластики (См. Схоластика)в мир живых страстей и социальных битв (трагифарс «Медведь и луна», 1927; антифашистский манифест «Обращение к немецкому народу» 29. X.1939; поэма «Франция говорит», 1943, рус. пер. 1968), побуждали его вершить суд над буржуазным индивидуализмом, культом денег (драматическая трилогия «Заложник», 1911; «Чёрствый хлеб», 1918; «Униженный отец», 1920). Пафос театра К. — в возвеличении героизма («Атласный башмачок», 1929) и самоотвержения личности («Книга Христофора Колумба», 1935) во имя познания мира, любви и общественного долга (драматическая оратория «Жанна д'Арк на костре», 1939).

    Соч.: CEuvres completes, t. 1—26, P., 1950—67; CEuvres en prose, P., 1965; Journal, 1.1—2, P., 1968—69.

    Лит.: История французской литературы, т. 3—4, М., 1959-63; Луначарский А. В., Драма Клоделя, Собр. соч., т. 5, М., 1965, с. 344—48; Таиров А. Я., Записки режиссера, М., 1970: Entretiens sur P. Claudel. Sous la dir. de G. Cattaui et J. Madaule. P.— La Haye, [1969]; Plourde M., P. Claudel, Montréal, 1970.

    В. П. Балашов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    КЛОДЕЛЬ (Claudel) Поль (1868 - 1955), французский писатель-католик. В основе драм "Золотая голова" (1901), "Отдых седьмого дня" (1901), "Благовещение" (1912) и др. (стилизации "высокой трагедии"), драматических трилогий "Заложник" (1911), "Черствый хлеб" (1918), "Униженный отец" (1920) - темы греха и искупления, религиозного просветления мира, лишенного надежды и нравственного закона. Поэзия Клоделя (сборник "Пять больших од", 1910; цикл "Календарь святых", 1925) насыщена библейскими реминисценциями. книга очерков "Познание Востока" (1900). Эссе, книга "Поэтическое искусство" (1907).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Клодель

    КЛОДЕЛЬ Поль (Paul-Louis-Charles-Marie Claudel, 1868—) — французский поэт-драматург, эссеист. Сын мелкого провинциального чиновника. С 1893 — на дипломатической службе. В настоящее время — французский посол в США. Сложившись в эпоху символизма, Клодель в современной французской лит-ре выделяется не столько как последний символист, сколько своим тяготением к отдаленному прошлому — к средневековью, к религиозной тематике. По словам К., его настольная книга — Библия, и все написанное им образует как бы новейшую многотомную Библию. К. — крупнейший из современных католических писателей Запада и в то же время наиболее ортодоксальный, убежденный, целостный из них. Единственный источник его творчества и единственная героиня почти всех его произведений — католическая религия в своем наиболее действенном, агрессивном выражении.

    Интересующийся не тем, «каковы люди», а тем, «какими они должны быть», К. выступает в роли проповедника, и даже строй его стиха, свободный и мужественный (сложившийся не без влияния Уитмена и античной лит-ры), вылеплен интонациями церковного проповедника (см. монологи в его драмах, напр. в драме «Юная Виолена»). «Бог» — наиболее употребительное слово в произведеиях К., и звучит оно у него, как заклинание. «Буди благословен, боже, за то, что ты освободил меня от идолов и сделал так, что я обожаю тебя одного, а не Изиду и Озириса или Справедливость, или Прогресс, или Истину, или Божественность чего бы ни было, или Человечество, или законы, или природу, или искусство, или красоту...» («Пять больших од для приветствия нового века», «Magnificat», 1910). Но «освобожденный» от почитания «прогресса», от обожания «человечества» и «идолов», он считает своим долгом славить папу — «Короля и Первосвященника». Его «Corona benegnitatis Anni Domini» — сб. религиозных стихов (1916) — несомненно самая архаическая книга из изданных в нашем веке: это — типичная «божественная книга», — молитвы, стихи об ангелах, святых...

    Общество, к-рое не зиждется на божественном законе, неизбежно оказывается, по К., в жалком состоянии. Наука без бога — «черный свет» («Город»). Католицизм оплодотворяет и умиротворяет («Благовещение»). Последняя его вещь «Книга о Христофоре Колумбе» (1929), на текст к-рой Дариус Милш написал оперу, поставленную впервые весной 1930 в Берлине, должна показать, что католицизм рождает великие деяния: Колумбом руководит исключительно религиозное чувство. Нет ничего удивительного в том, что немедленно после возникновения войны 1914 К. — недавний посол Франции в Германии и «божественный посланник» во французской лит-ре — заговорил на яз. священнослужителей всех церквей, на яз. библейской ненависти, выраженной в формах церковного благолепия. «Слушай, народ, Каин среди остальных народов! — восклицал он, обращаясь к Германии, из к-рой только что приехал, — слушай, народ-саранча, народ-людоед...»

    Писатель с предельно обнаженной клерикальной идеологией, агитатор папы, Клодель в настоящее время является орудием крепнущей католической реакции. Кроме сюрреалистов (см.), кажется, никто из современных французских литераторов не пробовал отнестись к К. критически, и благоговение, к-рым он теперь окружен. — лишний показатель лицемерия, беспринципности современных французских «свободомыслящих» буржуазных писателей и критиков, почтительно восхищающихся «католическим гением» К.Библиография:

    I. Драма Клоделя «Благовещение» (l’Annonce faite a Marie) была поставлена в 1921 в московском Камерном театре. Несколько пьес Клоделя переведено на русск. яз. И. А. Аксеновым. Переводы из Клоделя (стихи) см. в журнале «Современный Запад».

    II. Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, «Современник», 1913, VIII (перепечатано в книге «Этюды критические», М., 1925); Его же, Мистическая трагикомедия, «Киевская мысль», 1914, № 42 (о драме Клоделя «Обман»); Его же, Драма Клоделя «Залог», там же, 1914, № 168; Фриче В. М., Современный французский Ренессанс, «Современник», 1915, IV; Эйхенбаум Б., О мистериях П. Клоделя, «Современный Запад», 1913, IX; Панн Е., Драма вечности в творчестве П. Клоделя, «Ежегодник имп. театров», 1914, II; Duhamel G., Paul Claudel (suivi de propos critiques), 1919; Gourmont Remy, de, Livres de Masques, v. II; Jaloux E., L’esprit des livres, I serie, 1923; Curtius F. P., Die litterarischen Wegbereiter des neuen Frankreich, 1923; Goldbeck Ed., Paul Claudel, «The Bookman», VII, 1928.

    III. Полный список произведений Клоделя см. P. Claudel, Morceaux choisis, «Nouvelle Revue Francaise», 1926.

  5. Источник: Литературная энциклопедия