Большая Советская энциклопедия

    Адорно (Adorno) Теодор [фамилия отца ‒ Визенгрунд (Wiesengrund); А. ‒ фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне, ‒ 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931‒33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; профессор университета (с 1950), руководитель института социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с немецким социологом М. Хоркхеймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти ‒ психоанализа З. Фрейда. В центре внимания А. ‒ критический анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии которого А. в сущности отождествляет буржуазное и социалистическое общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологическая предпосылка фашизма («Авторитарная личность», 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в «конструировании всеобщего», а в раскрытии специфики единичного и особенного («Отрицательная диалектика», 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм.

    В философско-эстетической концепции «новой музыки» А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в современном буржуазном обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как «реставрацию» отживших музыкальных форм («Философия новой музыки», 1949), массовую стандартизованную музыкальную культуру и ложное музыкальное сознание, утрачивающее способность к восприятию художественной формы как целого. Автор ряда музыкальных произведений (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористичная лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении общественной и культурной жизни социалистических стран. Оказал значительное воздействие на современную буржуазную социологию, философию и музыковедение.

    Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1‒3, Fr./M., 1958‒65; Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dialektik, Fr./M., 1966.

    Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228‒31; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, «Вопросы философии», 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика «Негативной диалектики» Адорно, «Советская музыка», 1969, № 7‒8.

    Ю. Н. Попов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Адо́рно Теодор

    Визенгрунд-Адорно, (Adorno) (1903—1969), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества («Диалектика Просвещения», 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями «отрицательной диалектики». Адорно и его сотрудники провели в начале 1940-х гг. в США исследование «авторитарной личности» как социально-психологические предпосылки фашизма. В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветлённого страдания» ориентируется на творчество композиторов новой венской школы.

    * * *

    АДОРНО Теодор

    АДО́РНО (Adorno) (Визенгрунд-Адорно) Теодор (1903—69), немецкий философ, социолог, музыковед.

    Представитель франкфуртской школы(см. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА). Выступил с критикой культуры и общества («Диалектика Просвещения», 1948, совместно с М. Хоркхаймером(см. ХОРКХАЙМЕР Макс)) и идеями «отрицательной диалектики». Адорно и его сотрудники провели в начале 1940-х гг. в США исследование «авторитарной личности» как социально-психологической предпосылки фашизма и выделили ее характерные черты (конвенциализм, суеверность, стереотипное мышление и др.). Адорно считал, что антисемитизм — «клапан», в котором заключена потребность в авторитарных и бунтарских наклонностях; он определяется не признаками общества, а потребностями субъекта. В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветленного страдания» ориентируется на творчество композиторов новой венской школы(см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА).

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Социологический словарь

    (ADORNO, Theodor) (1903-1969) Представитель Франкфуртской школы. Адорно большую часть жизни провел в родной Германии. После бегства из нацистской Германии в период с 1934 по 1960 гг. проживал в основном в Соединенных Штатах. Адорно имел обширный круг интересов, включая философию, социальные и культурные исследования, в частности, исследования музыки. Находясь под весьма значительным влиянием идей марксизма, Адорно утверждал, что социальная теория должна сохранять критическую направленность. Исходя из этого, он критиковал многие подходы, используемые в социальных исследованиях (в особенности те, что претендовали на научность и количественный характер), на том основании, что они не могли служить основой для трансформации общества. Наибольшую известность среди социологов Адорно получил в качестве критика современной массовой культуры. Он рассматривал ее как производимую культуры индустриями и манипулирующую массами. Работы Адорно отличаются разноплановостью. Наибольший интерес с социологической точки зрения представляют его книги «Призмы» (Adorno, 1967), «Диалектика Просвещения» (Adorno and Horkheimer, 1973) и «Minima Moralia» (1974). Он является также одним из авторов работы «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950). См. также: Авторитарная личность; Марксистская социология; Маркузе; Массовое общество. Лит.: Jay (1984)

  5. Источник: Социологический словарь