Большая Советская энциклопедия

    Дрейер (Dreyer) Карл Теодор (3.2.1889, Копенгаген, ‒ 20.3.1968, там же), датский режиссёр и сценарист. В 1918 начал режиссёрскую деятельность. Уже в фильме «Страницы из Книги Сатаны» (1920) проявилось стремление Д. к максимальной выразительности киноязыка. В фильмах «Вдова пастора» (1920, Швеция), «Михаэль» (1924, Германия), «Уважай свою жену» (1925), критикующих буржуазный образ жизни и нравы, формируется основная тема творчества Д. ‒ одиночество человека, отстаивающего свою духовную свободу, обречённого порой на гибель. Наиболее полно эта тема выражена в фильме «Страсти Жанны д'Арк» (1927, Франция) ‒ одном из самых значительных достижений «немого» кино. В фильмах «День гнева» (1943, по Х. Вирс-Йенсену), «Слово» (1955, по пьесе К. Мунка), «Гертруда» (1965, по пьесе Я. Сёдерберга) Д. продолжал эксперименты в области киноязыка и развивал главную тему своего творчества, которая всё больше приобретала религиозно-мистическое истолкование. Значительную часть вклада Д. в датское киноискусство составляют снятые им документальные фильмы.

    Соч.: Om filmen, Kbh., 1964; Fire film, [Kbh.], 1964.

    Лит.: Sémolue J., Dreyer, P., [1962]; Carl Th. Dreyer cinéaste danois. 1889‒1968, 2 éd., Cph., [1969].

    В. А. Утилов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДРЕЙЕР Карл Теодор (1889-1968) - датский кинорежиссер. Фильмы: "Страсти Жанны д Арк" (1927), "День гнева" (1943), "Слово" (1955), "Гертруда" (1965) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Dreyer, Carl Theodor)

    (1889-1968), датский кинорежиссер. Родился 3 февраля 1889 в Копенгагене. После не очень успешного занятия журналистикой в 1912 пришел на работу в студию "Нордиск" - писал титры, был монтажером, сценаристом. Для своего режиссерского дебюта, фильма Президент (Praesidenten, 1920), написал сценарий и сделал эскизы декораций. Тщательно выстроенная композиция сцен и проницательный отбор характерных актеров (или типажных непрофессионалов) отличали этот и все последующие фильмы Дрейера. Второй фильм Драйера, Страницы из книги сатаны (Blade af satans bog, 1921), стал выражением его глубокой религиозности. Несколько лет Дрейер писал варианты сценария к фильму Страсти Жанны д'Арк (La passion de Jeanne d'Arc, 1928). Поставленный во Франции с интернациональным составом актеров и художников, широко использовавший замедленные крупные планы и титрованные диалоги, фильм стал естественным переходом к звуковому кино. Однако после своей первой звуковой картины Вампир, или Страшное приключение Дэвида Грея (Vampyr, 1932) убежденный противник коммерческого кино, бескомпромиссный идеалист Дрейер ничего не снимал почти 12 лет, и только успех его непритязательной серии документальных фильмов увенчался подписанием контракта на съемки Дня гнева (Vredens dag, 1942), давшего страшную картину пуританской "охоты на ведьм" в Дании 17 в. За полвека работы в кинематографе Дрейер сделал лишь 14 художественных фильмов. Последние 20 лет жизни он потратил на тщетные поиски спонсоров для фильма о жизни Христа. В 1955 фильм Слово (Ordet, по одноименной драме К.Мунка) получил "гран-при" на кинофестивале в Венеции. В последнем своем фильме Гертруда (1964) режиссер продемонстрировал многие из приемов, сделавших его знаменитым. Умер Дрейер в Копенгагене 20 марта 1968.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Дре́йер Карл Теодор

    (1889—1968), датский кинорежиссёр. Фильмы: «Страсти Жанны д’Арк» (1927), «День гнева» (1943), «Слово» (1955), «Гертруда» (1965) и др.

    * * *

    ДРЕЙЕР Карл Теодор

    ДРЕ́ЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (3 февраля 1889 — 20 марта 1968), датский режиссер, сценарист.

    Оставшись сиротой, рано начал зарабатывал на жизнь пианистом в кафе, писал газетные статьи, а с 1912 — титры для компании «Нордиск». Заинтересовавшись всерьез кинематографом, создает сценарии (по ним поставлено 22 фильма), работает монтажером. В 1918 выпускает первую режиссерскую работу — мелодраму «Президент».

    В 1919 появляется его монументальный постановочный фильм «Страницы из книги сатаны». Следуя примеру «Нетерпимости» Д. У. Гриффита(см. ГРИФФИТ Дэвид Уорк), Дрейер объединяет в своем повествовании разные эпизоды (Голгофа, испанская Инквизиция, Великая французская революция и события 1918 года в Финляндии), которые, по его мнению, складываются в модель истории человечества, разделенного политическими интересами и религиозной нетерпимостью. В этой картине проявились не только творческие амбиции Дрейера, но и его интерес к изобразительным возможностям композиции кадра, освещения, монтажа и ритма.

    Кризис датского кино заставляет режиссера искать продюсеров за границей, и его следующий фильм «Вдова пастора» (1920), где обнаруживается интерес Дрейера к человеческой психологии и очевидно его умение передавать ее на экране средствами немого кинематографа, поставлен в Швеции. Обращаясь к различному материалу в фильмах «Вдова пастора», «Возлюби ближнего своего» (1922), «Уважай свою жену» (1925), режиссер добивался максимальной достоверности атмосферы, декораций, деталей быта и игры актеров, придавая огромное значение выразительности крупного плана. Время от времени возвращался в Данию, где снял свою любимую оперетту «Однажды» (1922), но чаще выступал независимым режиссером, вступая в постоянные конфликты с продюсерами.

    Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в поставленной в Германии ленте «Михаэль» (1924) и в главной картине всей его творческой жизни — «Страсти Жанны Д"Арк», снятой в 1928 во Франции. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг сценарий, основанный на известной биографии своей героини и обратился к подлинным протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; cъемки шли в порядке хронологии и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы, для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился в монументальное полотно изуверского процесса и одновременно в немой монолог Жанны Д"Арк, чьи переживания и даже ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени.

    После провала картины в прокате Дрейер нашел продюсера для своего нового фильма «Вампир» лишь в 1932. Удивительный экскурс в мир подсознательных грез, сновидений и галлюцинаций, «Вампир» остался примером творческого использования изображения, музыки, шумов и монтажа для создания экспрессивной атмосферы, выражающей субъективный взгляд личности. Неуспех фильма заставил Дрейера вернуться в журналистику, и его следующая игровая лента — монументальная драма «День гнева» об «охоте на ведьм» в Норвегии средних веков — была поставлена только в 1943.

    После войны он снимает серию документальных картин, а также религиозно-философский фильм «Слово» (1955, главный приз МКФ в Венеции) и стилистически изысканную ретро-ленту «Гертруда» (1964), которые стали общепризнанными шедеврами.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    ДРЕЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (03 февраля 1889 — 20 марта 1968), датский режиссер, сценарист.

    После безрадостного сиротского детства зарабатывал на жизнь пианистом в кафе, стал писать газетные статьи, а с 1912 — титры для компании «Нордиск». Заинтересовавшись всерьез кинематографом, создает сценарии (по ним поставлено 22 фильма), работает монтажером. В 1918 выпускает первую режиссерскую работу — мелодраму «Президент» (Praesidenten).

    В 1919 появляется его монументальный постановочный фильм «Страницы из книги сатаны» (Leaves From Satan"s Book/Blade Af Satans Bog). Следуя примеру гриффитовской «Нетерпимости», Дрейер объединяет в своем повествовании разные эпизоды (Голгофа, испанская Инквизиция, Великая французская революция и события 1918 года в Финляндии), которые, по его мнению, складываются в модель истории человечества, разделенного политическими интересами и религиозной нетерпимостью. В этой «реакционной», с точки зрения одних критиков, в картине проявились, по мнению других, не только творческие амбиции Дрейера, но и его интерес к изобразительным возможностям композиции кадра, освещения, монтажа и ритма.

    Кризис датского кино заставляет режиссера искать продюсеров за границей, и его следующий фильм «Вдова пастора» (The Parson"s Widow/Prastankan, 1920), где уже обнаруживается интерес Дрейера к человеческой психологии и очевидно его умение передавать ее на экране средствами немого кинематографа, поставлен в Швеции. Обращаясь к различному материалу, к примеру, крестьянская жизнь во «Вдове пастора» (The Parson"s Widow/Prastankan, 1920), Россия 1905 года в «Возлюби ближнего своего» (Die Gezeichneten, 1922); лицемерие семейной жизни в «Уважай свою жену», 1925), режиссер добивался максимальной достоверности атмосферы, декораций, деталей быта и игры актеров, придавая огромное значение выразительности крупного плана и монтажу. Время от времени возвращался в Данию, где снял свою любимую оперетту «Однажды» (Der Var Engang, 1922), но чаще выступал независимым режиссером, вступая в постоянные конфликты с продюсерами.

    Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в поставленной в Германии ленте «Михаэль» (Mikael, 1924) и в главной картине всей его творческой жизни — «Страсти Жанны ДАрк» (La Passion De Jeanne D"arc) снятой в 1928 во Франции. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг сценарий, основанный на известной биографии своей героини и обратился к подлинным протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; cъемки шли в порядке хронологии и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы, для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился в монументальный крупный план изуверского процесса и одновременно в немой монолог Жанны ДАрк, чьи переживания и даже ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени.

    После провала картины в прокате Дрейер нашел продюсера для своего нового фильма «Вампир» (Vampur) лишь в 1932. Будучи удивительным экскурсом в мир подсознательных грез, сновидений и галлюцинаций, «Вампир» (Vampur, 1932) остался примером творческого использования изображения, музыки, шумов и монтажа для создания экспрессивной атмосферы, выражающей субъективный взгляд личности. После неуспеха в прокате Дрейер вернулся в журналистику, и его следующая игровая лента — монументальная драма «День гнева» (Vredens Dag) об «охоте на ведьм» в Норвегии средних веков — была поставлена только в 1943.

    После войны он снимает серию документальных картин, а также религиозно-философский фильм «Слово» (Ordet, 1955, главный приз МКФ в Венеции) и стилистически изысканной ретро-лентой «Гертруда» (Gertrud, 1964), которые стали общепризнанными шедеврами.

    Владимир Утилов

    1912 BRYGGERENS DATTER сценарист, сюжет

    1913 BALLONEKSPLOSIONEN сценарист, сюжет

    1913 CHATOLLETS HEMMELIGHED сценарист, сюжет

    1913 HANS OG GRETHE сценарист, сюжет

    1913 KRIGSKORRESPONDENT сценарист, сюжет

    1914 NED MED VABNENE сценарист

    1914 PAVILLIONENS HEMMELIGHED сценарист

    1914 PENGE сценарист

    1915 DEN HVIDE DJAEVEL сценарист

    1915 DEN SKONNE EVELYN сценарист

    1915 EN FORBRYDERS LIV OG LEVNED сценарист

    1915 GULDETS GIFT сценарист

    1915 JUVELERERNES SKRAEK сценарист, сюжет

    1915 ROVEDDERKOPPEN сценарист

    1916 DEN MYSTISKE SELSKABSDAME сценарист

    1916 FANGE NR. 113 сценарист

    1916 GILLEKOP сценарист

    1916 GLAEDENS DAG сценарист, сюжет

    1916 HANS RIGTIGE KONE сценарист, сюжет

    1916 LYDIA сценарист

    1917 HOTEL PARADIS сценарист

    1918 GREVINDENS AERE сценарист

    1918 ПРЕЗИДЕНТ / PRAESIDENTEN режиссер, сценарист, художник-постановщик

    1919 СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ САТАНЫ / LEAVES FROM SATAN"S BOOK/BLADE AF SATANS BOG режиссер, сценарист, художник-постановщик

    1920 ВДОВА ПАСТОРА / THE PARSON"S WIDOW/PRASTANKAN режиссер, сценарист

    1922 ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО / DIE GEZEICHNETEN режиссер, сценарист

    1922 ОДНАЖДЫ / DER VAR ENGANG режиссер, сценарист, монтажер

    1924 МИХАЭЛЬ / MIKAEL режиссер, сценарист

    1925 GLOMDALSBRUDEN режиссер, сценарист, художник-постановщик

    1925 DU SKAL AERE DIN HUSTRU режиссер, сценарист, художник-постановщик

    1928 СТРАСТИ ЖАННЫ ДАРК / LA PASSION DE JEANNE D"ARC (см. СТРАСТИ ЖАННЫ Д`АРК) режиссер, сценарист, монтажер

    1932 VAMPYR продюсер, режиссер, монтажер

    1936 JUNGLA NERA сценарист

    1943 ДЕНЬ ГНЕВА / VREDENS DAG продюсер, режиссер, сценарист

    1945 TVA MANIKSOR режиссер, сценарист, монтажер

    1955 ORDET продюсер, режиссер, сценарист

    1964 ГЕРТРУДА / GERTRUD режиссер, сценарист

    1966 CARL THEODOR DREYER исполнитель

    1969 DIARIES, NOTES AND SKETCHES исполнитель

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: