Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Шиваиты.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    одна из двух основных ветвей Индуизма. Названа по главному божеству — Шиве (См. Шива). Истоки Ш. коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение Ш. как самостоятельного направления в индуизме относится к первым векам н. э. В Ш. прочно сохраняются пережитки древнейших культов плодородия; с ним связаны религиозные представления о шакти — творческом начале всего живого в природе; почитание символического изображения гениталиев — мужского (линга) и женского (йони) до сих пор является непременной частью шиваитского культа. Большую роль в Ш. играет почитание богини-Матери, культ которой связан прежде всего с женской ипостасью Шивы — его супругой Дургой (Кали, Дэви и другие имена). Но при этом Шива в Тримуртисчитается разрушителем, в его свите находятся злые духи, насылающие на людей всяческие беды. В Ш. дольше всего сохранялись кровавые (в т. ч. и человеческие) жертвоприношения.

    Особенностью пантеона богов в Ш. является его семейный характер. Жена Ш. Дурга — олицетворение женского творческого начала; сыновья Шивы: Ганеша — покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела, Сканда — бог войны и др.

    Ш. имеет множество сект (лингаяты, шакта, смарты и др.) и распространён по всей Индии. Священной литературой Ш. служат в основном шиваитские пураны и агамы, созданные в раннее средневековье.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Одно из двух главных - наряду с вишнуизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Южной и Восточной Индии; почитание бога Шиву как высшего всемогущего бога.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ШИВАИЗМ - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ШИВАИЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Философская энциклопедия

    ШИВАИЗМ

    инд. религия послеведийского периода, сложившаяся на почве культа бога Шивы – одного из двух осн. божеств (см. Индуизм). Ш. возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в нач. 1-го тысячелетия до н.э. Ранние религ.-филос. представления Ш. отразились в нек-рых частях Махабхараты, нек-рых Упанишадах и позднее в т.н. шиваитских пуранах. Историч. корни Ш. неясны. В ранних своих формах Ш. представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен. До периода создания "Махабхараты" и "Рамаяны" Ш. дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов осн. ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифология, интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей Ш. Атрибуты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, напр., от водной и солнечной стихии Вишну или атмосферной стихии Индры). В раннесредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое священное), конца Вселенной – богам ее сотворения и сохранения. Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была поляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся измазанным в пепле, символизировавшем магич. порождение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех существ и вещей. В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скульптурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале вселенной (противопоставленном позднее пассивному, материальному женскому началу – природе, к-рое олицетворялось в образе супруги Шивы – Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоят. элементом культа; с этим связано, по-видимому, возникновение тантризма). Др. аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкретным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, поскольку символизировала собой все (позднейшие значения слова "линга" – "знак", "абстракция", "тонкое", "не-материальное"). Этот символ использовался прежде всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи). Йогический и сексуальный моменты Ш. позднее получили развитие в сектах шиваитского тантризма – шакте, лингаяте и т.д. Йогич. практика и осн. концепция Ш. – учение о манифестации, майе, были обобщены в соч. Шанкары.

    Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выделяются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н.э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями к-рой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр "Сива-ньяка-подам", и Арунаидитевф, написавший комментарий на эти сутры. В основе шайва-сиддханты лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхи): "хозяин душ" (Пашупати) – Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу – "скот", т.е. пасомые им души живых существ, и паша – "путы", т.е. связывающие душу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет особенной роли и главное для него – это его личная преданность и любовь к Шиве, стоящая неизмеримо выше всех правил поведения и законов природы. Традиция шайвы-сиддханты продолжается в наст. время в шиваитских монастырях, а также в ряде учебных центров южной Индии (штат Тамилнад) и сев. Цейлона.

    Лит.: Барт Α., Религия Индии, пер. под ред. С. Трубецкого, М., 1897: Радхакришиан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; Whitеhead Η., The village gods of South India, 2 ed., Calc, 1921 (The religious life of India); The cultural heritage of India, v. 4, Calc, [1956]; Mahadevan T. M. P., The idea of god in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955; God in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955.

    А. Пятигорский. Москва.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    ШИВАИ́ЗМ -а; м. Одно из двух главных течений в индуизме (наряду с вишнуизмом; распространено в основном в Южной и Восточной Индии).

    * * *

    шиваи́зм

    одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространённое в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.

    * * *

    ШИВАИЗМ

    ШИВАИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву(см. ШИВА) как высшего всемогущего Бога.

    * * *

    ШИВАИ́ЗМ, одно из главных направлений индуизма(см. ИНДУИЗМ), в основе которого лежит культ Шивы(см. ШИВА). В индуистской триаде —Брахма — Вишну(см. БРАХМА) — Шива последний выполняет функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но в шиваизме он почитается как верховный бог, объединяющий все основные космические функции (творение — охрана — разрушение) и превосходящий всех других богов.

    Истоки культа Шивы

    Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги(см. ЙОГА)), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро(см. МОХЕНДЖО-ДАРО) рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра(см. РУДРА), бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас. Это был гневный, неистовый и капризный бог, насылавший на людей порчу, болезни и прочие несчастья. В поклонении ему доминировали мольбы о милости, просьбы о непричинении зла. Одним из его эпитетов был Шива («Благосклонный»), употреблявшийся с целью его задабривания. Рудра — арийский бог, но его культ тесно переплелся с аборигенными верованиями, отчего его фигура выглядит в «Ригведе»(см. РИГВЕДА) отстраненной и одинокой. В целом Рудра мог пониматься древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы, враждебности и непредсказуемости.

    Несмотря на страшный и странный облик Рудры, арии, видимо, чувствовали в нем силу, на которую можно было опереться и к которой можно было прибегнуть для защиты (недаром он считался не только насылающим болезни, но и их целителем). В период брахманизма(см. БРАХМАНИЗМ) начинается постепенное возвышение этого бога. В «Шатапахта-брахмане» он вместе с несколькими другими богами причисляется к кшатре (то есть к правителям), а в «Шветашватара-упанишаде» его называют не только повелителем и всеобщим владыкой, но и творцом богов, создателем Золотого зародыша вселенной. Тем не менее, процесс выдвижения Рудры на первый план индуистского пантеона шел трудно, о чем свидетельствуют мифологические истории о его конфликтах с другими богами, в частности с Праджапати(см. ПРАДЖАПАТИ) и Брахмой(см. БРАХМА). Особенно красноречив миф о жертвоприношении Дакши(см. ДАКША) (один из вариантов бога-творца). Шива, муж его дочери Умы, в отличие от всех других богов, не был приглашен на торжественный ритуал, из-за чего в ярости сокрушил жертву и отсек Дакше голову.

    Многоликость образа Шивы

    Образ и мифология Шивы в основных своих чертах формируются в эпосе, в первую очередь в «Махабхарате»(см. МАХАБХАРАТА). В ней отчетливо проявляется такая важная для индуистского бога функция, как борьба его с демонами-асурами(см. АСУРЫ) (чего не было у ведийского Рудры). Но связь Шивы с силами зла кое-где явно сохраняется. Вообще, многоликость и противоречивость — самые характерные черты его образа. Он бог-создатель, он же разрушитель; он благ и милостив — и в то же время может появиться в образе Бхайравы («Ужасного»); он часто изображается в образе аскета или йога (он «Царь йоги», «Йогараджа»), но он же великий любовник, воплощение половой энергии (один из важных элементов его культа — поклонение лингаму(см. ЛИНГАМ)-фаллосу); более того, он — Ардханари, наполовину мужчина, наполовину женщина.

    Подобный набор противоречивых черт свидетельствует прежде всего о том, что фигура Шивы исключительно сложна и представляет собой синтез многообразного мифологического и культового материала, происходящего из разных этнических источников. Вместе с тем на теологическом уровне объединение этих черт Шивой есть обожествление многоликости самого бытия и проявление через эту многоликость фундаментального единства. Основой этого единства в шиваизме, видимо, следует считать неуемную энергию Шивы, которая наглядно воплощается в образе Шивы-танцора (Натараджа). Его танец (в нескольких его разновидностях) — это и творение мира, и поддержание его жизнедеятельности с помощью могучего ритма, и его гибель.

    Ритуал и культ

    Шиваизм как культовая система складывается, вероятно, во 2—1 вв. до н. э. К этому времени относятся сведения о древних шиваитских сектах — пашупатах (от Пашупати(см. ПАШУПАТИ), «Повелитель скота» — один из эпитетов Шивы), которые, чтобы услужить Шиве, подражали повадкам животных, и капаликах, поклонявшихся Шиве-Бхайраве, носивших с собой череп (капала) и, возможно, практиковавших человеческие жертвоприношения. Вообще тяготение к необычным, порой страшным формам богопочитания, к изощренной культовой технике, тайным доктринам стало неотъемлемой частью многих сект и направлений внутри шиваизма.

    Во 2 в. до н. э. появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика — развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий (лобный) глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, — топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа (символ его связи с животными).

    Один из важнейших атрибутов Шивы — лингам, ставший в шиваизме самым главным объектом поклонения. Некоторые секты (например, лингаяты(см. ЛИНГАЯТЫ)) почитают лингам как единственный пластический символ Шивы. В храмах число каменных лингамов достигает иногда многих сотен. Сочетание лингама и йони (т. е. мужского и женского начал) также типичная композиция в шиваитских святилищах. Характерной деталью шиваитского культа является белый пепел (бхасман, вибхути), который адепты шиваизма наносят на тело чаще всего в виде трех горизонтальных полос (на лоб, плечи, грудь). Аскеты и паломники покрывают им себя целиком, уподобляясь Шиве, тело которого покрыто пеплом с кремационных площадок. Пепел — символ гибели и разрушения, но он же есть знак жизни, так как содержит в концентрированном виде энергию огня.

    Энергией наполнены и мантры(см. МАНТРЫ), священные речевые формулы, произносимые шиваитами при обращении к богу. Главная мантра шиваитов — Ом намах шивая (Ом, слава Шиве).

    Среди многочисленных образов Шивы один из наиболее привлекательных для приверженцев шиваизма — образ семьянина. Его жена, Парвати(см. ПАРВАТИ) (Ума, Гаури) — дочь царя Гималаев. В развитии шиваизма она олицетворяет шакти(см. ШАКТИ) — женскую ипостась энергии бога, ставшую объектом отдельного культа (шактизма(см. ШАКТИЗМ)). Его дети — Ганеша (с головой слона) и Сканда (юный предводитель войска богов). Шива нередко изображается в идиллическом единении со своим семейством на горе Кайласа. Обычно в семейном кругу присутствует еще один персонаж — бык Нандин, ездовое животное Шивы, скульптурное изображение которого непременно стоит перед входом в шиваитский храм.

    Примерно с середины 1 тыс. н. э. шиваизм получает мощный импульс в виде движения бхакти(см. БХАКТИ). С 6 по 12 в. в Тамилнаде плеяда шиваитских поэтов (наянаров) создала мощный комплекс религиозной поэзии на тамильском языке, получивший признание в качестве шиваитских Вед. В гимнах наянаров образ Шивы, сохраняя свои мифологические и иконографические черты, отраженные в эпосе и санскритских пуранах, значительно приближается к человеку, становится родным и близким. Поэты, в порыве религиозных чувств воспевая Шиву, взыскуют его ласки и милости, называют его отцом, а иногда и матерью.

    Правящие династии юга Индии охотно поддержали расцвет шиваитского бхакти, что дало толчок строительству многочисленных храмов и шиваитских монастырей, расцвету шиваитской скульптуры. Индийский юг справедливо стал считаться «землей Шивы», но позиции шиваизма сильны и в других регионах Индии, только в каждом из них он имеет свои особенности, свои культовые формы, обряды и праздники, зависящие от местного религиозного субстрата, с которым шиваизм продолжает сохранять прочные связи.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    одна из двух основных ветвей индуизма. Наз. по гл. божеству - Шиве. Истоки Ш. коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение Ш. как самостоят. направления в индуизме относится к первым векам н. э. В Ш. сохраняются прочные пережитки древнейших культов плодородия; с ним связаны религ. представления о шакти - творч. начале всего живого в природе: почитание символич. изображения гениталиев - мужского (линга) и женского (йони) - до сих пор является непременной частью шиваистского культа. Большую роль в Ш. играет почитание богини-Матери, культ к-рой связан прежде всего с жен. ипостасью Шивы - его супругой Дургой (Кали, Дэви и др. имена). Но при этом Шива в Тримурти считается разрушителем, в его свите находятся злые духи, насылающие на людей всяческие беды. В Ш. дольше всего сохранялись кровавые (в т. ч. и человеческие) жертвоприношения. В Ш. важное значение имеет идея бхакти, личной преданности и любви к богу.

    Особенностью пантеона богов в Ш. является его семейный характер. Шива, его жена Дурга, олицетворение жен. творч. начала, богиня-Мать, милостивая и грозная; сыновья Шивы: Ганеша - покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела, Сканда - бог войны, и др.

    Ш. имеет множество сект (лингаяты, шакта, смарты и др.) и распространен по всей стране, но гл. обр. в Бенгалии и Юж. Индии. Центром Ш. является г. Варанаси. Священной лит-рой Ш. служат в осн. шиваистские пураны и агамы, созданные в раннее средневековье.

    Лит.: Барт А., Религии Индии, (пер. с франц.), М., 1897; Чаттопадхьяя Д., Локаята Даршана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961; Bhandarkar R. С, Vaisnavism, Saivism and minor religious Systems, Varanasi, 1965; Eliot Ch., Hinduism and Buddhism, v. 1-3, L., 1957.

    Г. Ф. Ильин. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Словарь индуизма

    условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарно-мифологич. персонажей: это его супруга-шякти — Парвати; сыновья Ганеша и Карттикея (он же Сканда, Субрахманья и др.), а также на юге — Аиянар; святые подвижники — шиваиты, наянары, и т. п. Т. обр., понятие Ш. включает в себя нек-рый набор опред. течений, или ветвей (сект): это лингаяты, пашупаты, шактисты (адепты шакти), капалики и др. История Ш. в Индии древняя и многосложная. Как определенная форма индуизма (в противоположность вишнуизму) Ш. оформился в эпоху раннего средневековья. В разл. историч. периоды разные ветви Ш. имели распространение у разных народов Индии. Так, в Ориссе "пик" Ш. приходился на X в.; в Андхре в XII в. особое развитие получило течение шиваитского бхакти.

    "Цитаделью" Ш. считается Юж. Индия. В Бихаре шактизм сочетается с поклонением самому Шиве, а в Бенгалии ревностное поклонение Кали уживается с вишнуизмом, тогда как в Гуджарате слабо распространен культ Дурги, но обнаруживается немало почитателей Шивы. Шиваиты-каннада — преимуществ, лингаяты (вирашайва), а малая ли почитают гл. обр. Ганешу. В Махараштре культ этого бога популярен как среди шиваитов, так и среди вишнуитов; Шиву здесь почитают более всего под именем Шанкары, но больше распространено поклонение Витхобе, в к-ром сочетаются черты и Шивы и Вишну. Вообще, хотя наблюдаются различия в ритуальнообрядовых формах культов этих богов (ср. присущие Ш. институт дэвадаси, кровавые жертвы Кали и т. п.), в их мифологии, функциях, традициях праздников обнаруживается мн. общего. Ш. нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в этнической периферии. См. также ИНДУИЗМ В ШРИ ЛАНКЕ, ИНДУИЗМ В НЕПАЛЕ, Индуизм в Ю.-в. Азии. Богаты литературная и иконографич. традиции Ш; с Ш. связаны различные виды традиц. искусства, в части, скульптура и театр.

    Н. Краснодембская

  17. Источник: Словарь индуизма



  18. Большой Энциклопедический словарь

    ШИВАИЗМ
    ШИВАИЗМ - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник: