Большая Советская энциклопедия

    Катер (Gather) Уилла Сиберт (7.12.1876. Уинчестер, Виргиния, — 24.4.1947, Нью-Йорк), американская писательница. В романах «О, пионеры!» (1913) и «Моя Антония» (1918) К. рисует суровую жизнь фермеров-иммигрантов в Небраске, восхищается цельностью их натур. Критическое отношение К. к «процветанию» 20-х гг. выразилось как в её романах о современности («Дом профессора», 1925), так и в историческом романе «Смерть приходит за архиепископом» (1927).

    Соч.: The novels and stories, v. 1—13, Boston, 1937—41; The world and the parish, v. I—2, Lincoln, 1970; в рус. пер. — Похороны скульптора, в кн.: Американская новелла XX в., М., 1958.

    Лит.: Елистратова А. А., Уилла Кэзер. (Социальная сатира и фермерская утопия), в сборнике: Проблемы литературы США XX в., М., 1970; Willa Gather and her critics. lthaca (N. Y.), [1967] (имеется библ.); Woodress J., Willa Gather. Her life and art, N. Y., 1970 (библ. с. 270—82).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Кэсер

    КЭСЕР Уилла (Willa Sibert Cather, 1876—) — американская писательница. Начала свою литературную деятельность стихами («Апрельские сумерки», 1903) и рассказами, но затем перешла к роману, своему основному жанру. К. выражает настроения и идеологию мелкого американского фермерства. Отсюда — неприятие К. современной капиталистической Америки. Она против капитализма с его притупляющей эксплоатацией, но активного протеста у К. нет, она остается лишь объективным наблюдателем. Промышленный город — вне поля зрения К. Она — консервативна: капитализму и современной действительности она противопоставляет отживающий патриархальный уклад деревни, «бизнесмэнам» — людей творческой мысли: основные темы для своего творчества К. берет из жизни пионеров-земледельцев на Западе, первых переселенцев из Европы и Восточных штатов, и из жизни артистов, художников, музыкантов. Сила Кэсер в изображении характеров; сюжетные схемы ее романов очень просты. Герои К. стремятся к полному раскрытию заложенных в них возможностей. Теа Кронборг («Песня жаворонка», 1915), преодолевая косность деревенской среды, пробивает себе дорогу и становится знаменитой певицей. Антония Шимерда («Моя Антония», 1918) — наиболее выразительный у Кэсер образ женщины-иммигрантки; инстинкт материнства — основной движущий импульс ее жизни. Реализм К. сочетается нередко с романтикой.

    В послевоенном творчестве Кэсер намечаются новые тенденции. Писательница обращается к текущим событиям. В «One of Ours» (Один из наших, 1922) К. пытается изобразить ужас мировой войны. В последующем произведении «Дом профессора» (1925) К. изображает одинокого талантливого ученого на фоне серой, неприемлющей его буржуазной среды. Для позднейшего периода творчества Кэсер вообще характерны мотивы одиночества и смерти.Библиография:

    I. April Twilights, 1903; The Troll Garden, 1905; Alexander’s Bridge, 1912; The Bohemian Girl, 1912; Pioneers, 1913; The Song of the Lark, 1916; My Antonia, 1918; A lost Lady, 1923; My mortal enemy, 1927; Denth Comes for the Archbishof, 1927.

    II. Van Doren, Contemporary American Novelists.

  3. Источник: Литературная энциклопедия