Большая Советская энциклопедия

    (Giraudoux)

    Жан (29.10.1882, Беллак, — 31.1.1944, Париж), французский писатель. Участник 1-й мировой войны 1914—18; затем на дипломатической работе. После прихода к власти А. Ф. Петена(1940) демонстративно ушёл с государственной службы. Начал печататься в 1904. Уже первые рассказы (сборники «Провинциалки», 1909, «Школа равнодушных», 1911, рус. пер. 1927), критикующие нравы провинциальных буржуа, обнаружили стремление Ж. к тонкой иронии, сарказму, парадоксу, — впрочем, подчас сводящимся к чисто внешним эффектам. Ироничны его книги о войне: «Чтение по тени» (1917), «Восхитительная Клио» (1920), противостоящие шовинистической литературе. В этих книгах прозвучала ведущая тема творчества Ж. — пацифизм, защита культуры, носителями которой оказываются одиночки-интеллигенты. Таковы герои романов Ж. «Симон патетический» (1918—26), «Сюзанна и Тихий океан» (1921). В лучших романах Ж. — «Зигфрид и Лимузэн» (1922, рус. пер. 1927) и «Белла» (1926, рус. пер. 1927) — дана критика национализма и закулисной политической жизни. Его пьесы «Зигфрид» (1928), «Амфитрион 38» (1929), «Интермеццо» (1933), «Троянской войны не будет» (1935), «Электра» (1937), «Бесноватая из Шайо» (изд. 1946) содержат отклики на важные политические события и тревогу по поводу угрозы войны, выраженную в форме острых иносказаний.

    Соч.: Théâtre complet, v. 1—16, P., 1945—1953; Or dans la nuit. P., [1969]; в рус. пер.— Сюзанна островитянка, Л., [1928]; Троянской войны не будет, в кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960.

    Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Жуве Л., Мысли о театре, М., 1960; Гозеннуд А., Пути и перепутья, Л., 1967; Toussaint F., J. Giraudoux, P., 1953; Le Sage L., L'œuvre de J. Giraudoux, P., 1956; Albérès R. М., Esthétique et morale chez J. Giraudoux, P., [1957].

    А. Д. Михайлов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Жироду

    ЖИРОДУ Жан (Jean Giraudoux, 1882—) — французский писатель. Сын инженера, чиновник министерства иностранных дел. Первая книга Ж. («Provinciales») появилась в 1909.

    Рантьерская буржуазия, значение к-рой во Франции столь велико, находит многочисленных своих выразителей в искусстве. Здесь и классики, дающие полное, развернутое, монументальное выражение мировосприятия этой социальной группы, как А. Жид или Марсель Пруст, и продолжатели, менее глубокие, но более современные в своих интерпретациях; к последним принадлежит Жироду.

    «Провинциалы» (Provinciales), «Школа равнодушных» (L’ecole des indifferents, 1912), «Симон патетический» (Symon le pathetique, 1918), «Сюзанна и Тихий океан» (Suzanne et le Pacifique, 1921), «Эглантина» (eglantine, 1927) — книги, наиболее характерные для Ж., — являются выражением вполне специфической системы представлений. От совершенно неподвижных, застывших в сонном спокойствии, чисто созерцательных «Provinciales» (особенно любопытны здесь открывающие книгу этюды «Из моего окна», представляющие классическое выражение инертной созерцательности), непосредственно продолжающихся в «L’ecole des indifferents», мы переходим к «Симону» и «Эглантине», в к-рых бытие преуспевающего рантье получает изощреннейшую, можно сказать, патетическую документацию, и далее к «Сюзанне» — повести, в к-рой схема робинзонады, когда-то наполнявшаяся кипучей активностью буржуазного класса (Дефо), получает толкование, соответствующее направлению «Провинциалов», «Симона» и «Эглантины», — робинзонада оказывается рантьерской, чисто потребительской утопией.

    В этих произведениях Ж. складывается образ буржуа, отвлеченного от всякой хозяйственной функции, дезактивизированного, занимающегося только потреблением благ. Симон, прежде всего заботящийся о своей прическе, или Жак (из «L’ecole»), больше всего думающий о своем костюме, Сюзанна, осмысливающая необитаемый экзотический остров как огромный будуар, или Эглантина, стремящаяся взобраться повыше по лестнице роскоши, — все это различные выражения единого мироотношения, характерного для большинства произведений Ж.

    Окружающая действительность воспринята Ж. статично, в состоянии покоя, оцепенения. Здесь ничто не движется, не перемещается. Ограниченность, специфическая замкнутость видения находит свое выражение в переизощренности, нецелеустремленности, своеобразной «болотистости» стиля. Мы имеем дело все время с неспешным облюбовыванием, дегустированием вещей внешнего мира и тех бедных по содержанию эмоций и несложных поступков, к-рые входят в кругозор рантье-созерцателя. Искусство Ж. характеризуют: постоянная внутренняя заторможенность, восходящая к желанию видеть ощущение длящимся, безразличие, спокойствие, абсолютная бесцельность. Созерцательный пассивизм, социальная инертность рантьерской буржуазии находят здесь свое глубокое выражение.

    Ж., дающий в своих произведениях столь последовательное выражение ее мировосприятия, как естественно ожидать, патриотичен, и «прекрасная Франция» часто выступает в его произведениях в явно шовинистическом облике. Так, «Adorable Clio» (1920), книга военных повестей, является откровенной и достаточно наглой антигерманской патриотической демонстрацией. В романе «Зигфрид и Лимузен» (Zigfried et le Limousin, 1922) — патриотическая заносчивость автора раскрывается в оценке «двух культур» (романской и германской), противоположность к-рых для Ж. очевидна.

    В романе «Белла» (Bella, 1926) мы находим признаки некоторого движения, начинающейся активизации — люди, здесь выступающие, показаны в некоем живом функционировании, до какой-то степени они извлечены из созерцательного болота. Но это очень специфическое функционирование: наши старые знакомые — Симоны и Жаки — становятся бюрократами, крупными чиновниками III республики, как известно, содержащей обширную касту чиновничьей аристократии, также являющуюся своеобразной паразитарной группой. Было бы наивно представлять Ребандаров, Дюбардо и Фонтранжей — три бюрократических династии, выступающие в романе как противоположности, — не связанными теснейшим единством. Это лишь разновидности героя, восходящего к «Провинциалам», «Школе», «Симону», «Сюзанне», на новом этапе развития, в чиновничьем выражении. Мы не имеем здесь дела с катастрофическим потрясением — процесс протекает достаточно плавно — все, что содержалось в «чистом» рантье раннего периода, дано и здесь, новое качество возникает как результат количественных изменений. Персонажи романа «Белла» — это рантье, ставшие бюрократами, потребляющие блага синекур III республики.Библиография:

    I. Другие произведения Ж.: Amica, America, 1918; Juliette au pays des hommes, 1926; Eleonore, 1926; Premiere disparition de Jerome Bardini, 1926; Le Sport, 1928. На русск. яз. перев.: Дон Мануэль лентяй, Рассказ, перев. В. А. Изенберг, изд. «Сеятель», Л., 1925; Жизнь Лазаря Гота, Роман, перев. В. В. Фроловой, изд. «Прибой», Л., 1927; Бэлла, Роман, перев. З. Вершининой, предисл. И. Нусинова, Гиз, М., 1927; Зигфрид и Лимузен, Роман, перев. С. Я. Парнок и З. А. Вершининой, вступ. ст. И. М. Нусинова, Гиз, М., 1927; Святая Эстелла, Расказ, перев. Е. Рафальской, Гиз, М., 1927 («Универс. биб-ка»); Сюзанна-островитянка, Роман, перев. М. И. Барской и Л. И. Вольпин, Под редакцией Б. Лифшица, Гиз, Л., 1927; Школа равнодушных, Рассказы, перев. З. Вершининой, ред. А. Эфроса, изд. «Круг», М., 1927.

    II. Жалу Э., Жан Жироду, «Современный Запад», 1924, II, IV; Нусинов И., Ст. при русск. изд. «Зигфрида и Лимузена», Гиз, 1927; Песис Б., Жан Жироду, «Новый мир», 1929, III; Рыкова Н., Жан Жироду, «На лит-ом посту», 1928, XVIII; Луначарский А. В., Театр на Западе и у нас, «Изв. ВЦИК», 15/IX 1929; Cremieux В., XX siecle, 1-e serie, 1924; Humbourg P., J. Giraudoux, P., 1926; Lalou R., Histoire de la litterature francaise contemporaine, P., 1926; Durtain L., Apres «Bella»: l’orientation de la generation actuelle, «Europe», 1926, IV; Bourdet M., J. Giraudoux, son Ouvre, P., 1929.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Энциклопедический словарь

    ЖИРОДУ

    ЖИРОДУ́ (Giraudoux) Жан (1882—1944), французский писатель. В романах «Зигфрид и Лимузэн» (1922), «Белла» (1926) и др., пьесах «Троянской войны не будет» (1935), «Электра» (1937) высмеивается псевдокультура с позиции «одиночки-интеллигента», носителя подлинных гуманистических ценностей, разоблачаются национализм, политические интриги. Рассказы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь