«Ренье Анри Франсуа Жозеф де»

Ренье Анри Франсуа Жозеф де в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ренье Анри Франсуа Жозеф де»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Ренье (Régnier) Анри Франсуа Жозеф де (псевдоним ‒ Гюг Виньи, Hugues Vignix) (28.12.1864, Онфлёр, Кальвадос, ‒ 23.5.1936, Париж), французский писатель, член Французской академии (1911). Обучался в парижском коллеже. В первых стихотворных сборниках Р. «Грядущие дни» (1885), «Успокоение» (1886), «Ландшафты» (1887), «Эпизоды» (1888), написанных под влиянием романтиков и парнасцев (см. «Парнас»), отчасти ‒ П. Верлена, преобладает лирика утончённых чувств. Позже Р. переходит к туманной символике в духе С. Малларме: сборники «Стихотворения в античном и рыцарском духе» (1887‒90) и «Как во сне» (1892). Пытаясь реформировать французское стихосложение, Р. пользуется свободным стихом. Однако в следующих сборниках он возвращается к традиционной строгой форме, сохраняя понимание рифмы: «Глиняные медали» (1900), «Город вод» (1902), «Крылатая сандалия» (1906), «Зеркало часов» (1910), «Vestigia flammae» (лат.; «Следы пламени», 1921). Быстротечность времени, хрупкость прекрасных форм бытия, обретающих бессмертие в творческом воображении поэта, ‒ главные темы поэзии и прозы Р.: романы «Дважды любимая» (1900), «Живое прошлое» (1905), «Страх перед любовью» (1907), «Грешница» (1920), «Я, она и он» (1935) и др.; рассказы сборников «Яшмовая трость» (1897), «Лаковый поднос» (1913), «Утраченное счастье» (1924) и др. Р. стремится воскресить эстетизированный дворянский быт 17‒18 вв. Его проза отмечена чертами декадентского эстетства и нравственного безразличия, но в образно-эмоциональном строе её ощущается неприятие буржуазного практицизма, корыстолюбия и ханжества. Р. сумел создать достоверные, а в некоторых случаях даже сатирические образы аристократов.

    Соч.: Œuvre romanesque, v. 1‒5, P., 1929‒30; Œuvres, t. 1‒7, P., 1930‒31; в рус. пер. ‒ Собр. соч., вступ. ст. А. А. Смирнова, т. 1‒19, Л., 1923‒26; Лившиц Б., Французские лирики XIX‒XX веков, Л., 1937; Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Кржевский Б. А., Статьи по зарубежной литературе, М. ‒ Л., 1960; Луначарский А. В., Собр. соч. в 8 томах, т. 5, М., 1965, с. 205‒10; Gourmont J. de, Henri de Régnier et son ceuvre, P., 1921; Buenzod E., Henry de Régnier, [Avignon, 1966]; Lowell A., H. de Régnier, в его кн.: Six french poets, Freeport, [1967], p. 149‒209.

    В. Е. Шор.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Ренье́ Анри Франсуа Жозеф де

    (Régnier) (1864—1936), французский писатель. В близкой к символизму поэзии (сборники «Как во сне», 1892, «Зеркало часов», 1910) сочетание декоративности с подлинной влюблённостью в земную красоту. Романы «Героические иллюзии Тито Басси» (1916), «Грешница» (1920) и др. эстетизируют быт французской знати XVII—XVIII вв. Рассказы.

    * * *

    РЕНЬЕ Анри Франсуа Жозеф де

    РЕНЬЕ́ (Regnier) Анри Франсуа Жозеф де (1864—1936), французский писатель. В близкой к символизму поэзии (сб. «Как во сне», 1892, «Зеркало часов», 1910) сочетание декоративности с подлинной влюбленностью в земную красоту. Роман «Героические иллюзии Тито Басси» (1916), «Грешница» (1920) и др. эстетизируют быт французской знати 17—18 вв. Рассказы.

  3. Источник: Энциклопедический словарь