«Пастернак»

Пастернак в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Пастернак»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  15. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. Литературная энциклопедия
  17. Сельскохозяйственный словарь-справочник
  18. Биологический энциклопедический словарь
  19. Энциклопедический словарь
  20. Большая энциклопедия кулинарного искусства
  21. Естествознание. Энциклопедический словарь
  22. Большой Энциклопедический словарь
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Пастерна́к

    Борис Леонидович [29.1(10.2).1890, Москва, — 30.5.1960, Переделкино Ленинского района Московской области], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы (См. Марбургская школа). Первые стихи опубликовал в 1913. Первый сборник стихов «Близнец в тучах» (1914). Автор сборников: «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1922, написана преимущественно летом 1917). Входил в литературную группу «Центрифуга» (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами (см. Футуризм). В поэме «Высокая болезнь» (1924, 2-я редакция 1928) П. переходит от лирики к эпическому жанру; создаёт образ В. И. Ленина («... Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной»); опубликовал поэмы, посвященные первой русской революции: «Девятьсот пятый год» (1925—26) и «Лейтенант Шмидт» (1926—27), о которых М. Горький писал: «Книга — отличная; книга из тех,... которым суждена долгая жизнь» («Литературное наследство», т. 70, 1963, с. 300). Тогда же он писал о лирике П.: «... Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом» (там же, с. 308). Лирика П., отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви — они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, которые он должен «разгадать» и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтический путь П. ознаменован настойчивым стремлением дойти «до самой сути» вещей и явлений, добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира.

    Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах начала 30-х гг. В автобиографической повести «Охранная грамота» (1931) и в неоконченном романе в стихах «Спекторский» (1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравственных истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, П. отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В то же время для книг стихов «Второе рождение» (1932) характерна попытка взглянуть «без пелён» на жизнь страны, постичь её завтрашний день («Ты рядом, даль социализма» и др.).

    С начале 30-х гг. П. переводил стихи грузинских поэтов — Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, «Фауста» И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 П. пишет стихи о героях и тружениках войны («Смерть сапёра» и др.). В 1943 выходит сборник «На ранних поездах», в 1945 — «Земной простор», в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг. П. пережил глубокий кризис. В романе «Доктор Живаго» выражено отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального преобразования общества. В 1955 П. признал, что во время работы над романом его «... по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше» (см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него П. Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в советской печати; П. был исключен из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался.

    В последнем цикле стихов «Когда разгуляется» (1956—59) ощутим новый прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического одиночества.

    Соч.: Стихотворения и поэмы, 2 изд., М.— Л.,1965; Стихи. [Вступ. ст. К. Чуковского. Послесл. Н. Банникова], М., 1966; Люди и положения, «Новый мир», 1967, № 1, [Письма Б. Пастернака], «Вопросы литературы», 1972, № 9; Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака, 2 изд., т. 1—2, М., 1950; Стихи о Грузии. Грузинские поэты, Тб., 1958; Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов. [Вступ. ст. Н. Любимова], М., 1966.

    Лит.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Тагер Е., «Избранное» Б. Пастернака, «Литературная газета», 1966, 11 авг.; Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350—389; Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973.

    З. С. Паперный.

    Б. Л. Пастернак.

    II

    Пастерна́к

    Петр Леонтьевич [8(20).1.1885, Одесса,— 21.9.1963, Москва] советский учёный в области железобетонных конструкций и теории сооружений. По окончании в 1910 Высшего технического училища (Цюрих) работал ассистентом и инженером-строителем в Цюрихе, в 1912—14 — в Женеве. В 1914—20 главный инженер Черноморского строительного общества в Петербурге. В 1920—29 доцент Высшего технического училища в Цюрихе. В 1929—1932 работал в Учебно-проектно-строительном комбинате и в Промстройпроекте в Москве. С 1932 преподавал в Московском инженерно-строительном институте (с 1934 профессор). Выполнил ряд важных исследований в области строительной механики стержневых систем и теории упругости, а также исследований, связанных с разработкой инженерных методов расчёта железобетонных конструкций. Автор проектов конструкций покрытия Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камского бумажного комбината и др.

    Соч.: Berechnung vielfachstatisch unbestummter biegefester Stab-und Flächentragwerke (1), Z., 1927; в рус. пер.— Комплексные конструкции, М., 1948; Железобетонные конструкции, М., 1961.

    III

    Пастерна́к (Pastinaca)

    род растений семейства зонтичных. Двулетние или многолетние травы с перистыми листьями. Цветки в сложных зонтиках, жёлтые или оранжевые. Плод — двусемянка. Известно 15 видов в Европе и Азии, в СССР — 5 дикорастущих (главным образом на Кавказе) и один вид в культуре. Из дикорастущих наиболее распространён П. дикий (P. silvestris), двулетнее растение с веретеновидным корнем; растет на выгонах, около дорог, по огородам (как сорняк). В культуре П. посевной (P. sativa), двулетнее растение. Листья сильно рассеченные, раздельноперистые, ярко-зелёные. Корнеплод мясистый, жёлто-белый, гладкий, округло-удлинённый или удлиненно-конический. Цветки мелкие, обоеполые, с 5 жёлтыми загнутыми внутрь лепестками. Плоды — двусемянки плоскоовальные, светло-бурые или коричневые. П.— перекрёстноопыляющееся, холодостойкое и морозоустойчивое растение. Хорошо растет на плодородных, среднесвязных и окультуренных болотных почвах. Корнеплоды содержат 17,5—18,7% сухих веществ, 8,6—10,5% сахара, до 40 мг витамина С. Используется как ароматическая приправа к супам, мясу, в тушёном виде (с маслом и сухарями), а также для приготовления различных овощных консервов. В СССР возделывается в зонах консервной промышленности. Известны сорта: Круглый, Лучший из всех, Студент. Обработка почвы, нормы и сроки внесения удобрений, уход такие же, как и для моркови. Посев ранневесенний, однострочный или двухстрочный с междурядьями 45 смили по схеме 50—20 см в южных районах СССР. Норма высева семян 5—6 кг/га.При прореживании растения оставляют на расстоянии 5—6 см. Урожай корнеплодов 400—700 ц с 1 га.

    О. А. Филиппова.

    Сорта пастернака: 1 — Круглый (лист и корнеплод); 2 — Студент (лист и корнеплод).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. пастерна́к;
    2. пастерна́ки;
    3. пастерна́ка;
    4. пастерна́ков;
    5. пастерна́ку;
    6. пастерна́кам;
    7. пастерна́к;
    8. пастерна́ки;
    9. пастерна́ком;
    10. пастерна́ками;
    11. пастерна́ке;
    12. пастерна́ках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж. пустарнак, растение Pastinaca, полевой борщ, поповник, козелки, ствольё.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПАСТЕРНА́К [тэ ], -а, муж. Корнеплод сем. зонтичных с жёлтыми цветками, употр. как пряность.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Огородное и дикорастущее растение сем. зонтичных, корень которого употребляется как пряность и как корм.

    Овощной пастернак. Кормовой пастернак.

    [От лат. pastinaca]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПАСТЕРНА́К [тэ], пастернака, мн. нет, муж. (от лат. pastinaca). Корнеплод, кормовое и овощное двулетнее растение с желтыми цветками из семейства зонтичных.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Двулетнее овощное растение семейства зонтичных, утолщенный корень которого употребляется как пряность.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПАСТЕРНАК - род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке; урожайность 400-700 ц с 1 га.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ПАСТЕРНАК - род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке; урожайность 400-700 ц с 1 га.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 - 1960), русский поэт. В поэзии (сборники "Сестра моя - жизнь", 1922, "Второе рождение", 1932, "На ранних поездах", 1943; цикл "Когда разгуляется", 1956 - 59) - постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессивно-напряженного лиризма и классической поэтики. Поэмы (в том числе "Девятьсот пятый год", 1925 - 26). Роман в стихах "Спекторский" (1924 - 30). Повести. В судьбе русского интеллигента - героя романа "Доктор Живаго" (опубликовано за рубежом, 1957, в России - 1988; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР отказался; диплом вручен сыну Пастернака в 1990) - обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа - лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И.В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    пастерна́к род. п. -ка – растение "Раstinаса", народн. пусторна́к, севск. (под влиянием слова пусто́й), укр. пастерна́к, чеш. pastinák, pastrnák, польск. pasternak. Заимств. через польск. нз нем. Раstеrnаk (Прицель–Ессен 266) от лат. pastināca – то же; см. Вальде–Гофм. 2, 261; Мi. ЕW 233; Брюкнер 398.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    бот. parsnipм. бот. parsnip.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. бот.

    panais m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    (растение) pastinaca f

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    (растение) pastinaca f

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Литературная энциклопедия

    Пастернак

    ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890—) — современный поэт и прозаик. Р. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко-филологического факультета Московского университета и в Марбургском университете.

    Мировоззренческие и формальные истоки поэзии П. — в предреволюционной буржуазной культуре. П. принадлежит к той группе интеллигенции, которая свой протест против господствующего порядка жизни выражала в форме ухода от действительности, обособления в области «чистой деятельности духа». П. никогда не был субъективно против пролет. революции. Но он не находился и в рядах активных борцов за нее. Он стремился уйти на отдаленные от шума социальных схваток вершины буржуазной культуры, но живая жизнь все время вторгалась и вторгается в его творчество, прорывая буржуазно-идеалистическую, метафизическую оболочку последнего, показывая непрочность обособления в сферах «высокого творчества». Поэтому в творчестве П. нашли отражение события эпохи борьбы за пролетарскую диктатуру и за ее укрепление.

    Первые литературные выступления П. относятся к 1912. Это — время распада школы символистов и зарождения футуризма. П. выступил соединительным звеном между боровшимися друг с другом символизмом и футуризмом. Впоследствии он организационно примкнул к той группе, где были Маяковский и Асеев, но затем порвал с нею, когда «Леф» заявил о необходимости поставить искусство на службу революции. Обороняя всегда и во всех случаях свободу своего поэтического творчества, П. оборонял основы своего субъективно-идеалистического мировоззрения и эстетики. Но за двадцать лет в поэзии П. не могли не произойти существенные изменения. Они особенно заметны при анализе важнейшей ее темы — отношения поэта к революции.

    П. — лирик по преимуществу, причем в лирике своей он достигает максимального отвлечения от конкретных социально-исторических условий действительности. В одном из ранних стихотворений П. пишет:

    «В кашнэ, ладонью затворясь,

    Сквозь фортку крикну детворе:

    Какое, милые, у нас

    Тысячелетье на дворе.

    Кто тропку к двери проторил,

    К дыре, засыпанной крупой,

    Пока я с Байроном курил,

    Пока я пил с Эдгаром По?

    Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

    Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

    Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

    Как губы, в вермут окунал».

    Одна из книг П. носит название «Поверх барьеров» (стихи 1912—1930). П. стремится встать «поверх» войны 1914, «поверх» революции 1917, «поверх» борьбы классов в стране и в искусстве. На войну 1914 П. ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от «дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом жизни, уйти в любовные переживания.

    Но в 1917, а еще более в последующие годы проблема революции встает перед П. во весь рост. Сначала революция осознается поэтом в образе стихии распада, пожаров, всеобщего изменения, когда «вдруг стало видимо далеко во все концы света», как говорит гоголевская строка, ставшая эпиграфом к одному из стихотворений П. Это огромное расширение кругозора, новая тревога жизни, принесенная революцией, заставили П. по-новому развивать тему отношения к действительности. Уже не уход от нее, а ее приятие, подчинение ей, передоверие себя революции — вот новый подход П. к старой теме. И это пассивное, жертвенное отношение к революции оказывается решающим для П. до самого последнего времени. О революции П. пишет, особенно на первых порах, отвлеченно, создает абстрактные ее образы (напр. «Жанна д’Арк из сибирских колодниц»).

    За исключением поэм «1905» и «Лейтенант Шмидт» П. не пытался уяснить глубоко-действительный смысл пролетарской революции и дать изображение ее в прямой форме. Это связано со всем характером поэзии П., чуждающейся активного вмешательства в социальную практику. В стихотворении «Кремль в буран 1918 года» П. особо отчетливо выразил настроение пассивной отдачи себя революции.

    Но, передоверяя себя стихии (пока только стихии) революции, П. вновь и вновь поднимает мучительный для него вопрос о судьбе личности и о судьбе искусства в социалистической революции и при социализме. Тезис поэта о несовместимости искусства и социализма —

    «Напрасно в дни великого совета,

    Где высшей страсти отданы места,

    Оставлена вакансия поэта:

    Она опасна, если не пуста» —

    связан с опасением за судьбу личности при социализме, ибо, по П., искусство есть выражение индивидуальной неповторимости. Неслучайно напр. поэма «Лейтенант Шмидт» является лирическим рассказом (вернее собранием лирических рассказов) о трагической личной судьбе лейтенанта, пожертвовавшего своим счастьем во имя революции. С точки зрения П. жизнь современника революц. эпохи — только топливо, неизбежное сгорание:

    «Клубясь во много рукавов,

    Он двинется, подобно дыму,

    Из дыр эпохи роковой

    В иной тупик непроходимый.

    Он вырвется, курясь, из прорв

    Судеб, расплющенных в лепеху,

    И внуки скажут, как про торф,

    Горит такого-то эпоха».

    Если раньше — на рубеже 1918 и 1919 — революция для П. была только неоформленной стихией, то впоследствии (и особенно в стихах 1931—1932) П. настойчиво развивает тему социалистического строительства. Обращает на себя внимание внутреннее сопротивление, оказываемое поэтом социализму. Приятие социализма является для него жертвой: «телегою проекта нас переехал новый человек». Индивидуализм мешает поэту понять новую социалистическую действительность, — новая действительность, уничтожившая утонченную буржуазную индивидуалистическую культуру, вызывает в поэте, духовно связанном с прошлой культурой, некоторое чувство страха, отчужденности. В тех случаях, когда П. силою жизни принужден говорить о положительном значении строя новых отношений, социализм оказывается для него лишь отдаленным идеалом, будущим. Социализм в представлении П. означает не завершение и развитие, а отрицание сегодняшнего дня пролетарской революции. В поэме «Волны» (1932) это понимание революции выражено особенно полно. Страна социализма только «курится сквозь дым теорий», как исход из сегодняшнего дня, где приходится «грызться», где люди «заподозревают» друг друга. Отвлеченность представления П. о социализме и революции причудливо соединяется у него с комнатными, домашними, «семейными» ассоциациями. «В дни съезда шесть женщин топтало луга, лениво паслись облака в отдаленьи», — пишет он о лете 1930 — о том лете, когда происходил XVI партийный съезд. Пастернак пишет о «годах строительного плана», о пятилетке, но тут же возникает такой образ: «две женщины, как отблеск ламп Светлана, горят и светят средь его тягот» — средь тягот четвертого года пятилетки.

    При всей ущербности присущего П. понимания социализма он однако, не колеблясь, порывает с Западом, с его бурж. культурой:

    «Прощальных слез не осуша

    И плакав вечер целый,

    Уходит с Запада душа, —

    Ей нечего там делать».

    Так. обр. для поэта только один путь — путь к социализму. Но на этом пути перед П. возникают многочисленные препятствия. Он расстается с прошлым, жалея и грустя о нем, ибо практика пролетариата еще не стала кровным делом П., хотя он и приветствует новый порядок жизни. Противоречия творчества П. нашли отражение в его последней книге «Второе рождение», представляющей собой как бы итог всего его предшествующего развития и намечающей некоторые новые мотивы.

    П. считал, что искусство подлинно только тогда, когда оно удалено от социальной практики. В «Охранной грамоте» он пишет о том, что «искусство есть запись смещения действительности, производимого чувством», иными словами, искусство не воспроизводит действительность в ее подлинности, а как бы произвольно создает действительность силою чувства. Такое представление об искусстве опирается на идеалистическую буржуазную эстетику. Чем менее стремится П. к тому, чтобы в своей поэзии дать отражение социальной действительности, тем шире открывает он двери творчества для чувственного восприятия природы. Через явления последней — метель, ливень, грозу, запахи трав — он выражает свои настроения. Но поскольку для П. «чувство» «смещает» действительность, постольку между «я» и объективно существующей природой возникает тот же непреодолимый разрыв, несоответствие, что и между «я» и революцией. П. воссоздает детали тревожного, находящегося в вечном движении мира природы. Редко можно встретить в поэзии П. природу умиротворенной и благодушной. В лирике П. господствуют грозы, ливни, метели, ледоходы... П. акцентирует разрыв между человеком и природой. Для П. чем больше развивается сознание человеческое, тем дальше уходит оно от детской, «первичной», инстинктивной слиянности с природой, с миром. П. заявляет о желании «припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо» или спросить, обращаясь к детству:

    «Но где ж тот дом, та дверь, то детство, где

    Однажды мир прорезывался, грезясь?»

    Констатируя этот разрыв и утерю непосредственности, П. заостряет мотив одиночества и пессимизма. Большая лирическая наполненность поэзии П. находит свой итог в таких пессимистических строфах:

    «Наяву ли все? Время ли разгуливать?

    Лучше вечно спать, спать, спать, спать

    И не видеть снов.

    Снова — улица. Снова — полог тюлевый.

    Снова, что ни ночь — степь, стог, стон

    И теперь, и впредь...

    ...Ах, как и тебе, прель, мне смерть

    Как приелось жить!..»

    Сложность положения Пастернака последних лет заключается в том, что он сочувствует социализму, но не понимает еще подлинной сути его. И эта особенность находит свое выражение во всем стиле его творчества. Поэзии его чужда ясность разума. Она выступает в роли фиксатора смутных, расплывчатых «первичных» впечатлений, не поддающихся контролю разума и даже противостоящих ему. В стихотворении из цикла «Я их мог позабыть» П. говорит о том, что поэзия рождается тем же путем, что и сказки, страхи, подозрения. Проза П. имеет те свойства, что и поэзия, — отличается субъективистским психологизмом. П. рассчитанно употребляет способ раскрытия жизни через детское восприятие, первоначальные впечатления от жизни («Детство Люверс», в сб. «Рассказы», 1925). В наиболее значительном своем прозаическом произведении «Охранная грамота» (1931) П. дает в переплетении лирические и философские отступления с повествованием о людях и событиях, оказавших влияние на духовное развитие автора мемуаров.

    П. часто обращается к музыке, к композиторам, к отдельным музыкальным произведениям. Но гораздо существеннее не эти тематические элементы, а то внутреннее сродство поэзии П. с музыкой, к-рое находит свое отражение и в композиционном строении его произведений, и в их ритмике, и в их эвфонии, и в характере их метафор. Музыкальна фонетика стихов П., — в ней нет оглушающей звуковой трескотни, свойственной напр. Бальмонту («Чуждый чарам черный челн»). Вот напр. отрывок («Шекспир») со сложной игрой на «о», «у», «п», «т», «с», создающей звуковое представление о сумрачном туманном городе:

    «Извозчичий двор и встающий из вод

    В уступах — преступный и пасмурный Тауэр,

    И звонкость подков и простуженный звон

    Вестминстера, глыбы, закутанной в траур».

    Разнообразие ритмики, умелое сочетание в одном небольшом произведении различных тем и вариаций, богатая инструментовка стиха — все это делает музыкально-выразительной поэтическую технологию П. Лирике его присуще стремление давать два параллельных разреза образа, два параллельных мотива, две параллельные стороны одной и той же темы. Его поэзия, как он сам говорит, — «гипнотическая отчизна». Стихи его «переметафоризованы». Тот опыт, который выражает в своем творчестве П., ограничен. Это зачастую опыт отвлеченной книжной культуры. Это, далее, опыт сочувствующего революции интеллигента, стремящегося стать и разглядеть жизнь «поверх барьеров», поодаль от социальных схваток. И даже теперь, когда П. пишет о социализме, он создает метафоры, основанные на бытовой домашности. «Размокшей каменной баранкой в воде Венеция плыла»; «народ потел, как хлебный квас на леднике»; «прибой, как вафли, их печет»; Дагестан дымится, «как в печку вмазанный казан»; Кавказ был «весь как смятая постель» и т. д. — такие примеры одомашненных метафор можно черпать в произведениях П. в изобилии.

    Показательна беспомощность П. в создании крупных по композиции вещей. Так, поэма его «Спекторский», написанная с большим мастерством в отдельных своих главах и строфах, в целом распадается на серию мелких стихотворений, связанных между собой не теснее, чем стихотворения любого цикла любой из его книг.

    Книгой «Второе рождение» П. вплотную подходит к новым для него темам, к новому комплексу идей, к новому способу художественного освоения мира. Подходит — и останавливается. Это — грустное прощание с прошлым, это — признание бессилия индивидуализма, это — еще неуверенная попытка посмотреть вперед.

    Крупное поэтическое дарование П. обусловило за ним репутацию большого и своеобразного поэта, оказавшего влияние на советскую поэзию.Библиография:

    I. Близнец в тучах, Стихи, изд. «Лирика», М., 1914; Поверх барьеров, 2-я книга стихов, изд. «Центрофуга», М., 1917; То же, Гиз, М., 1929; То же, изд. 2-е, дополненное, ГИХЛ, М., 1931; Сестра моя жизнь, Лето 1917 года (Стихи), изд. Гржебина, Берлин, 1922; Темы и вариации, 4-я кн. стихов, изд. «Геликон», Берлин, 1923; Рассказы, изд. «Круг», М., 1925; Карусель, Стихи, Гиз, Л., 1925; Избранные стихи, изд. «Узел», М., 1926; Девятьсот пятый год, Стихи, Гиз, М., 1927; То же, изд. 2-е, М., 1930; Две книги, Стихи, Гиз, М., 1927; То же, изд. 2-е, Гиз, М., 1930; Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929; Зверинец, Гиз, М., 1929; Охранная грамота. Воспоминания (1900—1930), «Издательство писателей в Ленинграде», 1931; Спекторский, ГИХЛ, М., 1931; Второе рождение, Стихи, изд. «Федерация», М., 1932; Книжка для детей, Избранные стихи, изд. «Советская литература», М., 1933; Стихотворения, в одном томе, «Издательство писателей в Ленинграде», Ленинград, 1933; Воздушные пути, ГИХЛ, Москва — Ленинград, 1933 (книга прозы); Избранные стихотворения (со вступительной статьей А. Н. Тарасенкова), ГИХЛ, Москва, 1934.

    II. Правдухин В., В борьбе за новое искусство, «Сибирские огни», 1922, V.; Черняк Я., «Печать и революция», 1922, VI (рец. на «Сестра моя жизнь»); Эренбург И., Портреты русских поэтов, Берлин, 1922; Асеев Н., Организация речи (Б. Пастернак, «Темы и вариации», 4-я кн. стихов), «Печать и революция», 1923, VI; Груздев И., Утилитарность и самоцель, сб. «Петроград», П., 1923; Кузьмин М., Говорящие, см. его «Условности», П., 1923; Парнок С., Борис Пастернак и другие, «Русский современник», 1924, I; Лелевич Г., Гиппократово лицо, «Красная новь», 1925, I; Локс К., «Красная новь», 1925, VIII (рец. на «Рассказы»); Лежнев А., Борис Пастернак, «Красная новь», 1926, VIII (или в кн. «Современники», М., 1927); Красильников В., «На литературном посту», 1927, XXII—XXIII; Поступальский И., «Печать и революция», 1927, VIII; Степанов Н., «Звезда», 1928, I; Сергиевский И., «Молодая гвардия», 1928, VIII (рец. на «Девятьсот пятый год»); Красильников В., Борис Пастернак, «Печать и революция», 1927, V; Перцов В., Новый Пастернак, «На литературном посту», 1927, II; Степанов Н., «Звезда», 1927, XI; Сергиевский И., «Молодая гвардия», 1928, VIII (рец. на «Две книги»); Поступальский И., Борис Пастернак, «Новый мир», 1928, II; Манфред А., «Книга и революция», 1929, XXIII; Локс К., «Литературная газета», 1929, № 28 (рец. на «Поверх барьеров»); Эльсберг Ж., Мировосприятие Б. Пастернака, «На литературном посту», 1930, VII; Тарасенков Ан., Охранная грамота идеализма, «Литературная газета», 1931, № 68; Его же, Борис Пастернак, «Звезда», 1931, V; Селивановский А., Поэзия опасна, «Литературная газета», 1931, № 44; Прозоров А., Трагедия субъективного идеалиста, «На литературном посту», 1932, VII; Прозоров А., «Художественная литература», 1932, № 24; Тарасенков А., «Литературная газета», 1932, № 56 (отзыв о книге «Второе рождение»); К., О Пастернаке, «Литературная газета», 1932, № 24; Миллер-Будницкая Р., О «философии искусства» Б. Пастернака и Р. М. Рильке, «Звезда», 1932, V; Селивановский А., «Поэт и революция», «Литературная газета», 1932, 55; Его же, Борис Пастернак, «Красная новь», 1933, I; То же, в сб. его критических статей «Поэзия и поэты», М., 1933, стр. 155—178; Зелинский К., Лирическая тетрадь, альманах «Год шестнадцатый», М., 1933, № 1.

    III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

  31. Источник: Литературная энциклопедия



  32. Сельскохозяйственный словарь-справочник

    двулетний пряный корнеплод. Корень напоминает петрушку, но более гладок и менее душист. По питательности выше моркови. Урожай до 150-200 ц с 1 га. Морозостоек; сеется рано весной и поздней осенью; на Ю. зимует в грунту. Предпочитает богатые перегноем суглинки, хорошо удается на торфяниках. Сорта: круглый,. студент (полудлинный), гернсейский.

  33. Источник: Сельскохозяйственный словарь-справочник



  34. Биологический энциклопедический словарь

    ПАСТЕРНАК

    (Pastinaca), род растении сем. зонтичных. Дву- или многолетние травы с перистыми листьями. Цветки жёлтые, в сложных зонтиках. 15 видов, в Евразии; в СССР — 5 видов, гл. обр. на Кавказе. П. дикий (P. sylvestris) — двулетнее монокарпич. растение; встречается по сухим, часто известняковым склонам, около жилья, вдоль дорог, на залежах и в посевах. В культуре П. посевной (P. sativa) — корнеплодное растение. Издавна возделывается как пряное, овощное и кормовое в Европе, Азии, Америке, Австралии, в СССР — в Европ. части.

    .

    пастерна́к

    род двулетних и многолетних травянистых растений сем. зонтичных. Включает 15 видов, произрастающих в Евразии. Пастернак посевной – корне–плодная овощная культура, выращиваемая в Евразии, Северной и Южной Америке. В России – с 17 в., в основном в европейской части. В 1-й год жизни растение образует розетку листьев и корнеплод, во 2-й – цветоносный стебель выс. до 1 м, цветки и семена. Листья раздельно-перистые, сверху глянцевые, снизу ворсистые. Цветки жёлтые, собраны в зонтик. Опыление перекрёстное. Плод – двусемянка. В пищу употребляют только корнеплоды. Они богаты эфирными маслами, обладают пряным вкусом и сильным ароматом, их добавляют в суп, тушат, сушат.

    .

  35. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  36. Энциклопедический словарь

    ПАСТЕРНА́К [тэ], -а; м. [лат. pastinaca] Огородное и дикорастущее растение сем. зонтичных, корень которого употребляется как пряность и как корм. Овощной п. Кормовой п.

    * * *

    пастерна́к

    род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов, в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара́ витамин С), в Евразии, Северной и Южной Америке; урожайность 400—700 ц с 1 га.Пастернак посевной.

    * * *

    ПАСТЕРНАК

    ПАСТЕРНА́К, род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке; урожайность 400—700 ц с 1 га.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Большая энциклопедия кулинарного искусства

    Огородное пряное растение, внешне похожее на петрушку, но с иным и не столь сильным ароматом. Употребляется корень и зелень так же, как петрушка, в салаты, супы. Корень пастернака, чтобы он не чернел, как и картошку, опускают сразу после чистки в холодную воду или режут ножом, который периодически смачивают в воде.

  39. Источник: Большая энциклопедия кулинарного искусства



  40. Естествознание. Энциклопедический словарь

    род дву- и многолетних трав сем. зонтичных, овощная культура. 15 видов, в Евразии. Выращивают П. посевной (в корнеплодах сахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке; урожайность 400-700 ц с 1 га.

    Пастернак посевной (лист и корнеплод): 1 -сорт Круглый; 2 - сорт Студент

    Пастернак посевной (лист и корнеплод): 1 -сорт Круглый; 2 - сорт Студент.

  41. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  42. Большой Энциклопедический словарь

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: