Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Carlyle) — талантливый английский писатель, историк и философ. Род. в 1795 г. в Шотландии, в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями-сектантами к духовной карьере, 14 лет поступил в Эдинбургский университет. Не желая быть священником, он по окончании курса в университете сделался учителем математики в провинции, но скоро возвратился в Эдинбург. Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом, готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлекшись немецкой литературой. Перевод Гетевского "Вильгельма Мейстера" в 1824 г. и "Жизнь Шиллера" в 1825 г. были первыми крупными работами К.; за ними последовали критические разборы и переводы из Жан-Поля, Гоффмана, Тика, Фукэ и др., характеристики Бориса и Вольтера, печатавшиеся в либеральном "Эдинбургском обозрении". В этом же "Обозрении" (в начале 30-х гг.) появилась его первая статья более общего характера, "Признаки времени", совсем не подходившая по своему направлению к либеральной окраске журнала. Следующий его эскиз, "Тейфельсдрек", развившийся впоследствии в целую книгу "Sartor Resartus", а также "Историю немецкой литературы" ни один издатель не взялся напечатать, так как направление К. не отвечало духу времени. "Sartor Resartus" появился в Америке раньше, чем в Англии. Такою же оригинальностью, как и эти произведения, отличается "История французской революции" ("French Revolution, a history", 1837), едкий памфлет "Чартизм" (1839), лекции о героях и героическом в истории ("On Hero worship", 1841) и историко-философские размышления "Past and present" (1843). Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, К. чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего "верующего радикализма". Все указанные произведения К. проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев, положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати "Памфлетах последних дней" ("Latter-day pamphlets", 1858); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией, филантропией, политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на К., но и многие поклонники перестали его понимать. Из всех сочинений К. наибольшее историческое значение имеет "Letters and Speeches of Oliver Cromwell" (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к "герою" Кромвелю, но они все-таки в значительной степени способствовали правильной оценке его личности. Самое обширное сочинение К. — "History of Frederick II" (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию; при многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью, В 1847 г. появились его "Исторические и критические опыты" (сборник журнальных статей), в 1851 г. — биография его друга юности, поэта Стерлинга. С 1868 до 1870 г. Карлейль был занят изданием полного собрания своих сочинений ("Library edition", в 34 т.). За этим изданием последовало на следующий год дешевое издание "People's edition", которое много раз было повторено. Далее он напечатал ряд очерков под заглавием "Первые норвежские короли" (1875). В 1866 г. К. предложили почетное место ректора Эдинбургского университета; кроме этого места, он никогда не занимал никакой должности, всю жизнь оставаясь только писателем. Во время франко-прусской войны он стал на сторону Пруссии и горячо и искренне отстаивал ее дело в своих письмах в "Times", изданных и отдельно (1871). Он умер в 1881 году. Из произведений Карлейля на русский язык переведены: "История французской революции" (т. I), "Исторические и критические опыты", "Герои и героическое в истории" ("Современник" 1856 г.), "Нибелунги" ("Библ. для чтения" 1857 г.). См. Froude, "Th. Carlyle"; Garnett, "Life of Thomas Carlyle"; статьи Stephen Leslie в "Dictionary of Nat. Biography" и Morley в "Critic. Miscellanies"; на рус. яз.: ст. в "Вестн. Европы" (1881 г., кн. 5 и 6); "Новейшая англ. литература" И. Тэна; "Автобиография Д. С. Милля"; Яковенко, "К." (в изд. Павленкова); Окольский, "Ф. К. и английское общество в XIX столетии".

    Е. З.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Карлейль, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан ‒ 5.2.1881, Лондон), английский публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский университет (1814). Мировоззрение К. сложилось под сильным влиянием немецкого романтизма и классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг), в духе которого К. написал философский роман «Сартор Резартус» (1833‒34; рус. пер. 1902, буквально ‒ «Заштопанный портной»). Согласно развитой им здесь «философии одежды», весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за которыми пребывает вечная божественная сущность ‒ единственная реальность. В ряде произведений К. 30 ‒ начале 40-х гг. сочувствие трудящимся и подчас радикальная критика капитализма сочетались с идеализацией средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений, что сближало взгляды К. с так называемым феодальным социализмом. В соч. К. «Французская революция» (1837; рус. пер. 1907), наряду с оправданием свержения народными массами абсолютистского строя, уже намечается крайне субъективистская идеалистическая концепция «культа героев», развёрнутая в цикле лекций «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1842; рус. пер., 3 изд., 1908), читанном в 1837‒40. По К., определяемые провидением законы мира открываются лишь «избранным», «героям» ‒ единственным действительным творцам истории («история мира ‒ биография великих людей»), а массы ‒ «толпа, орудие в их руках»; героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе «истинных героев» (например, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории. Концепция «культа героев» была широко подхвачена буржуазной историографией. С развитием классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция К. становилась всё более реакционной.

    Соч.: The works, V. 1‒30, L., 1896‒1905; Letters, V. 1‒2, L. ‒ N. Y., 1888.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 7 (см. Указат. имен); Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, «Вопросы истории», 1956, № 4.

    И. Н. Неманов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Carlyle, Thomas) (1795-1881), английский писатель, философ. Родился 4 декабря 1795 в Эклфехене (Шотландия). Воспитывался в строгих пуританских правилах, восприняв от отца, необразованного каменщика и фермера, неколебимую убежденность в могуществе истинной религиозности и важности труда, восхищение силой разума, веру в законную власть и взгляд на поэзию и художественную прозу как на праздные забавы. Начальное образование получил в Эклфехене и в частной школе шотландского города Эннана. В 1809 поступил в Эдинбургский университет, где готовился к духовной карьере, но вместо этого получил ученую степень по математике и с 1814 по 1818 учительствовал в Эннане, затем в Кирколди. В 1818 вернулся в Эдинбург изучать право, однако уделял больше внимания немецкому языку, истории и философии. В 1820 Карлейль окончательно оставил мысли о священнослужительстве, юриспруденции, математике и учительстве, отказался от намерения эмигрировать и решил зарабатывать на жизнь литературным трудом. В 1824 опубликовал жизнеописание Шиллера и переводы Геометрии А.Лежандра и романа Ученические годы Вильгельма Мейстера И.В.Гете, авторизовавшего его перевод. В 1826 женился на Джейн Уэлш и поселился в Эдинбурге, зарабатывая публикациями в "Эдинбург ривью" и других журналах. В 1828 слабое здоровье и денежные затруднения вынудили его переехать на ферму жены, где он жил вплоть до 1834, от случая к случаю готовя журнальные статьи, но в основном работая над романом Sartor Resartus. Жизнь и мнения профессора Тейфельсдрека (Sartor Resartus. The Life and Opinions of Herr Teufelsdrоckh). С 1834 Карлейль постоянно жил в Лондоне, выпуская книги, очерки, беседы и письма. Работу прерывали только поездки в Шотландию на праздники, два путешествия в Германию (1852 и 1858), вступление в почетное ректорство Эдинбургского университета (1865-1866; должность не требовала постоянного присутствия) и смерть жены в 1866. Первая работа Карлейля, принесшая ему широкую известность, Sartor Resartus (лат. - перекроенный портной), в 1833-1834 публиковалась во "Фрейзерс мэгэзин", отдельной книгой вышла в Америке (1836, предисловие Р.У.Эмерсона) и Лондоне (1837). В этом философско-публицистическом романе выразилась суть карлейлевской философии: современный мир "вывихнут", ибо для решения своих проблем он избрал методы научного рационализма, вместо того чтобы возродить к жизни истину духа. В 1837 появилось лучшее историческое сочинение Карлейля История французской революции (The French Revolution. A History), эпически пространная картина гибели разлагающейся французской аристократии, утратившей ведущее положение в обществе и не сумевшей для своего спасения провести необходимые реформы. В своей книге Чартизм (Chartism, 1839) Карлейль призывал аристократию извлечь урок из французской революции, обеспечив массам мудрое руководство, залог процветания и спокойствия. Подробнее эту тему он разобрал в книге Герои, культ героев и героическое в истории (On Heroes, Hero Worship, and the Heroic in History, 1841). Главная его мысль сводилась к тому, что руководить надлежит героям, которые становятся вождями в силу особого духовного склада, и что массы, если они не соблазнены ложными героями, хотят одного: чтобы их направляли люди высшего порядка, избранные. "Культ героев" и патриархальная утопия (книга Теперь и прежде - Past and Present, 1843) стали для него наваждением. В поздних книгах он особо настаивал на исполнимости своей концепции вождей. Так, яркий портрет сильного лидера дан в Письмах и речах Оливера Кромвеля (Oliver Cromwell's Letters and Speeches, 1845-1846); ряд рекомендаций по искоренению конкретных социальных зол представили Современные памфлеты (Latter Day Pamphlets) (1850); биография Жизнь Джона Стерлинга (The Life of John Sterling, 1851) восславила человека, олицетворявшего безупречную правдивость. Наконец, в книге История Фридриха Второго Прусского (History of Frederick II of Prussia, 1858-1865) предстал идеализированный образ короля-героя. К концу жизни, став знаменитым, Карлейль отказывался от почестей, в том числе от дворянского титула и пенсиона. В 1872 он принял прусский орден "За заслуги", учрежденный Фридрихом Великим, в 1875 - почетную степень Гарвардского университета. Умер Карлейль в Лондоне 4 февраля 1881. Посмертно вышли его Мемуары (Reminiscences).

    ЛИТЕРАТУРА

    Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991 Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994 Карлейль. - В кн.: Сервантес; Шекспир; Ж.-Ж. Руссо; И. В. Гете; Карлейль: Биографические повествования. Челябинск, 1996

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Карле́йль Томас

    (Carlyle) (1795—1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории.

    * * *

    КАРЛЕЙЛЬ Томас

    КАРЛЕ́ЙЛЬ (Carlyle) Томас (1795—1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Карлейль Томас

    (Carlyle)Карлейль, Карлайл Томас (Carlyle, Thomas) (1795 - 1881)

    Английский писатель, публицист, историк, философ. Родился 4 декабря 1795, Эклфехан. 1814 - окончил университет в Эдинбурге. Умер 5 февраля 1881 в Лондоне. Автор концепции "культа героев", согласно которой законы мира открываются лишь "избранным", "героям" - единственным действительным творцам истории. Среди произведений - "Французская революция" (1837), "Герои, культ героев и героическое в истории" (1840), роман "Сартор Резартус" (1833 - 34),Афоризмы, цитаты -
    • Самое страшное неверие - это неверие в самого себя.
    • Человек, не умеющий держать про себя свои мнения, не способен ни на что выдающееся ни в каком деле.
    • Никто не знает, как поступит Толпа, тем более - она сама.
    • Наличные - не единственная связь человека с человеком.
    • Станьте честным человеком, и тогда вы сможете быть уверены, что одним плутом стало меньше на свете.
    • Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми.
    • Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, - это кошелек.
    • Человек только и живет надеждой; надежда, по сути,- его единственная собственность.
    • У каждого человека под шляпой - свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах.
    • Каждый венец славы есть вместе с тем терновый венец.
    • Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.
    • Двое-трое - это уже Общество. Один станет Богом, другой - дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой - болтаться под перекладиной.
    • На нашем лучезарном небосклоне всегда сыщется темное пятно, и это - наша собственная тень.
    • История - это квинтэссенция сплетни.
    • Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы один раз от души смеялся.
    • Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.
    • Нет более печального доказательства ничтожности человека, чем неверие в великих людей.
    • Не будьте рабом слов.
    • Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой.
    • Жизнь - это очень короткое время между двумя вечностями.
    • Настоящее - это суммарно взятое прошлое.История мира - это биография великих людей.


    • Книга - чистейшая сущность человеческой души.
    • Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
    • Идеал - в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение - есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.
    • Самое неприятное чувство - это чувство собственного бессилия.
    • Если человек знает меру, он знает все.
    • Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить.
    • Из всех наций на свете англичане - самые глупые в беседе и самые умные в деле.
    • Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы.
    • С помощью цифр доказать можно все что угодно.
    • На поприще литературы дойдут еще до того, чтобы платить писателям за то, что они не писали.
    • Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.
    • Как только мы почувствовали гнев во время спора, мы уже спорим не за истину, а за себя.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов